Характеристики Петра в русской мысли — самые противоположные. Он — то единственный государь, вернувший Россию на путь цивилизации, совершивший славные победы, расширивший территорию России, превративший её в Империю, прорубивший окно в Европу, давший начало наукам и Просвещению, основавший промышленность; то душегуб и палач, столкнувший Россию с великого собственного пути, подражатель европейцам, гонитель Православия, антихрист, исторический неудачник, так как дело его и мечты оказались не прочными, не укоренёнными и не реализованными. Работа с текстами в группах, по заданиям, выскажите свою оценку. Историки о Петре I "... Во второй половине XVII века русский народ явственно тронулся на новый путь; после многовекового движения на Восток он начал поворачивать на Запад. Само сближение было делом народным, и Петр явился вождем в этом деле. Свой гений он выразил в том, что ясно осознал свое положение и свою обязанность: вывести посредством цивилизации слабую, бедную, почти неизвестную миру Россию из той отчужденности и невежества, в каком она находилась до сей поры". (С.М. Соловьев) "Русская земля подверглась внезапно страшному внешнему и внутреннему насилованию. Рукой палача совлекался с русского человека образ русский и напяливалось подобие общеевропейца. Все, что только носило на себе печать народности, было принято осмеянию, поруганию, гонению: одежда, обычай, нравы, самый язык - все было искажено, изуродовано, изувечено". (И.С. Аксаков) "Человек, сочетавший в себе несовместимое: стремление к просвещению и деспотизм, строивший и казнивший своими руками, сеявший среди соотечественников ужас и обожание, тот, кто во имя "общего блага", любя и служа Отечеству, "Россию поднял на дыбы". (В.О. Ключевский) 1) На основе текста документа изложите отношение С.М. Соловьева к реформам и личности Петра I. 2) В чем суть позиции И.С. Аксакова? 3) Как оценивает В.О. Ключевский личность и деятельность Петра I? 4) Что привлекает историков в личности Петра I? 5) Объясните, почему личность и реформаторская деятельность Петра I по-разному оценивалась современниками и историками? Обратите внимание на памятник Петру I работы Фальконе и читаем отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» (слайд 3): Какая дума на челе! Какая сила в нем сокрыта! А в сем коне какой огонь! Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? О, мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной, На высоте уздой железной Россию поднял на дыбы? Вопросы для беседы: - Кого олицетворяет «гордый конь»? - Как вы понимаете смысл трех последних строк отрывка? - Был ли Петр I «революционером на троне»? - Революция – это глубокое и качественное обновление всех сторон жизни общества. Произошло ли подобное обновление в России? Подведение итогов: Как вы оцениваете деятельность Петра I?( Класс высказывает своё мнение). Домашнее задание (слайд 4): написать эссе на любую из предложенных тем: На чьей стороне я в споре о Петре I. Так ли велик Петр Великий. Кто для меня Петр I – великий тиран или великий творец. Вывод: Заканчивая урок, следует отметить, что мы с вами убедились: среди историков нет единодушия в оценке личности и деятельности Петра. Действительно: эпоху Петра I однозначно оценить нельзя. Мы можем спорить о личности Петра I, давать положительную или отрицательную оценку его поступкам и делам. Но мы не можем не признать того, что Пётр I изменил ход истории России, повысил международный авторитет страны, ускорил темпы её социально - экономического и культурного развития. Кроме того, мы сегодня ещё раз убедились, что, сколько существует ученых, столько и точек зрения. И у каждого из вас также есть право на свою оценку исторических деятелей, тех или иных событий при условии, что вы, как и наши ученые, сможете ее доказать. Кроме того, это учит нас, что любое событие или явление следует рассматривать с разных сторон и пытаться оценить объективно То, что создано было Петром, осталось на благо Отечества. Отпевавший Петра I в Петропавловском соборе архиепископ хорошо выразил эту мысль в своем надгробном слове (слайд 5): «Каковую он Россию свою сделал, такова и будет: сделал добрым любимую, любимая и будет, сделал врагам страшную, страшная и будет, сделал ее на весь мир славною, славная и быть не перестанет». Рефлексия. Работа с листком самоконтроля. Лист самоконтроля Оценка за тест | Текст с ошибками | Личная оценка усвоения материала | Личная оценка активности на уроке | Предложения по уроку | | | | | | |