Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Примечание |
1. Оргмомент (Цель: создать мотивацию к учебной деятельности) | Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, проверка оборудования. Подготовка учащихся к восприятию нового материала. «Загадка»: Их получают путём горения Или сложных веществ разложения. В них два элемента, один-кислород. Я отнесу к ним и известь, и лёд – Какой из этих классов соединений мы уже изучили? | Учащиеся отгадывают предложенные загадки Учащиеся называют: – оксиды | |
2. Актуализация знаний. Организация проблемной ситуации (Цель: актуализация имеющихся знаний учащихся по пройденной теме) | – Сейчас я предлагаю вам вспомнить, всё, что вы знаете об оксидах и основаниях. На ваших столах находятся карточки: «Что я знаю об оксидах и основаниях». Ваша задача: в правой колонке таблицы указать своё отношение к утверждению: «Да», «нет, «не знаю». Время на обдумывание не более 5 мин. Верно ли утверждение? | Да, нет, не знаю | Оксиды, которым соответствуют основания, называются основные | | Оксиды, которым соответствуют кислоты, называются кислотные | | Оксиды, которым соответствуют кислоты, называются кислотные | | Оксиды активных металлов взаимодействуют с водой с образованием щелочей | | Основные и кислотные оксиды взаимодействуют между собой | | Все основные оксиды взаимодействуют с водой | | При взаимодействии лития с водой образуется щелочь и водород | | Гашеная известь Ca(OH)2 получают из негашеной извести СаО | | Все кислотные оксиды взаимодействуют с основаниями | | Щелочи разъедают многие органические вещества | | Известковая вода – это раствор гидроксида кальция | | Щелочь можно нейтрализовать кислотой | | Гидроксиды металлов – это основания | | | Учащиеся выполняют задание в течение 5 минут | |
3. Этап целеполагания на урок (Цель: формирование у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели на урок) | – Ответы на все ли вопросы вы знали? – В чём заключалась трудность при их выполнении? – С каким классом соединений тесно связаны оксиды? – Взгляните ещё раз на таблицу, выпишите те вопросы, ответы на которые вызвали у вас затруднение и самостоятельно определите цели на урок. Назовите тему сегодняшнего урока? | Учащиеся отмечают задания, вызвавшие затруднения Основания | |
4. Этап «Открытие нового знания» 4.1. Создание проблемной ситуации (Цель: формирование системно-информационного анализа, развитие умений определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели) | Рассмотреть эту тему интереснее всего экспериментально, т.е. получить в лабораторных условиях основание и изучить его свойства. В нашей лаборатории нашелся оксид двухвалентного металла. Ваша задача: определить его состав, свойства и провести опыты по определению химических свойств оснований. Какое общее свойство у основных и кислотных оксидов? | Учащиеся записывают в тетради задание и, пользуясь учебником, предлагают план исследовательского эксперимента на основании химических свойств основных оксидов. Учащиеся, пользуясь таблицей «Химические свойства оксидов», находят ответ – взаимодействие с водой На доске один ученик составляет уравнение реакции МеО + Н2О = Ме(ОН)2 | |
4.2. Проверка правил техники безопасности (формирование умений безопасного обращения с веществами) | – В лаборатории при проведении химического эксперимента часто приходится работать с реактивами. Напомните правила техники безопасности при выполнении работ. | Учащиеся называют правила работы с щелочами, кислотами, стеклянной посудой | |
5. Этап «Открытие нового знания» | Мы получили щелочь. Но какой мы получили раствор? На дне пробирки осадок. Осторожно сольем раствор в другую пробирку и исследуем его свойства. Осадок мы оставим для исследования на последующих уроках. Я рассчитываю, что вы подготовите дома план его исследования. | Из учебника по таблице «Свойства оснований» называют – взаимодействие оснований с кислотами На доске один ученик пишет уравнение реакции BaO + H2O = Ba(OH)2 | |
5.1. Лабораторный опыт (освоение универсальных естественно-научных способов деятельности: наблюдение, учебное исследование, выявление причинно-следственных связей) | Ребята, мы с вами получили щелочь, а состав ее нам пока неизвестен. Обратимся к таблице растворимости кислот, оснований, солей в воде. Назовите щелочи, образованные двухвалентными металлами. | Ba(OH)2 Ca(OН)2 | |
| Обращаю ваше внимание, что Ca(OH)2 – малорастворимое вещество, а Ba(OH)2 – растворимое ( демонстрирует раствор Ca(OH)2 ). Должна вам признаться, что оксида кальция в наличии не оказалос, и я взяла для опытов оксид бария. Барий – активный металл и его оксид должен был полностью раствориться в воде, а у нас остался осадок. Как вы думаете почему? | На основании химических свойств оксидов определяют, что основные оксиды взаимодействуют с кислотными, и может образоваться нерастворимая в воде соль. В данном случае – это карбонат бария (по таблице растворимости находят) | |
| Продолжим исследование щелочи. С чем они взаимодействуют ? | С кислотами. Проводят опыт с серной кислотой. Выпадает белый осадок. | |
| Ребята, мы с вами провели качественную реакцию на ионы бария. Образование осадка говорит о наличии металла бария. | Опыт 2 Ba(OH)2 + H2SO4 = BaSO4 + 2H2O | |
| Подведем итоги нашего исследовательского эксперимента. – Какой оксид вам был выдан? – Какое основание получили? – Какими свойствами оно обладает? | Ответы учащихся – оксид бария – гидроксид бария – реагирует с кислотами | |
| – Как можно получить щелочь в лаборатории? – Какими свойствами обладают основания? – Назовите признаки реакции | – Взаимодействием оксида активного металла с водой – Реагируют с кислотами. – Изменение цвета индикатора, выделение теплоты. | |
| – А теперь вновь обратимся к таблице растворимости. – Назовите примеры нерастворимых оснований | Приводят пример: – Гидроксид меди (II) | |
Физкультминутка | «Потягивание кошечки» Исходное положение: сидя на стуле парты, прогнуться в пояснице, кисти к плечам. Вдох – потянуться, руки вверх, кисти расслаблены. Выдох – кисти к плечам, локти свести вперед. | Учащиеся выполняют комплекс упражнений физкультминутки | |
5.1. Первичная проверка усвоения нового материала | А сейчас мы выполняем работу по карточкам в группах. (Приложение) Обсудите задания в группах и подготовьте устные ответы. Письменно вы выполните ее дома. | Учащиеся приходят к выводу, что задание № 1 – классификация оснований, задание 2 содержит схемы опытов, проведенных на уроке. | |
5.2.Вторичная проверка усвоения нового материала | Демонстрация модулей «Химические формулы оснований», «Тренажер. Химические свойства оксидов, оснований, кислот, солей», который использовался на предыдущих уроках. | Учащиеся выполняют устно задания модуля «Тренажер. Химические свойства оксидов, оснований, кислот, солей», | |
6. Подведение итогов Рефлексия. (Цель: формирование у учащихся способности подводить итоги урока, обобщать, делать выводы, характеризовать свои действия) | – Что нового вы узнали сегодня о основаниях? – Можно ли считать, что ваши цели на урок достигнуты? – Оцените свою деятельность на уроке, дайте оценку полученным знаниям, их значимости в дальнейшей деятельности. Я понял, что … Я научился … Мне необходимо … | Учащиеся отвечают на вопросы. | |
7. Домашнее задание | – Ребята, назовите по учебнику параграф, упражнения, которые вы выполните дома самостоятельно. | Учащиеся называют: параграф 41, упр.1-3 стр.139, желающим – творческие задания ( план дальнейшего исследования примесей в оксиде бария) | |