2.Развивать речь учащихся, стимулировать активный учебный труд, интерес к предмету.
3.Воспитывать культуру общения, культуру умственного труда – почувствовать радость, удовлетворение от проделанной работы.
Учебник, текст произведения, карточки для групповой работы, лист самооценки, презентация, индивидуальное задание для учащегося ОВЗ.
Этап урока | Время | Виды работы, формы, методы, приёмы | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД |
Организационный момент. | 1мин | Беседа, фронтальная | Здравствуйте! Мы начинаем наш урок. Все готовы? Покажите жестом с каким настроением вы пришли на урок? | Регулятивные УУД организовать свое рабочее место под руководством учителя Личностные УУД правильная посадка за партой Коммуникативные УУД излагать своё мнение; готовность слушать собеседника |
Мотивационный этап, постановка целей и задач образовательной деятельности. | 3 мин | Фронтальная, групповая. Метод-развития критического мышления через чтение и письмо Приём «Ассоциации» | - Обратите внимание на доску, что вы видите? (портрет) Кто изображен на портрете? (Носов Николай Николаевич). Давайте вспомним его годы жизни Н.Н.( 1908-1975) -На ваших столах карточки(Приложение 1) с ассоциациями, выберите только те, которые подходят для Носова Н.Н., на пустой карточки вы можете добавить и записать свою ассоциацию с автором ( Каждая группа проговаривает и прикрепляет ассоциации к портрету). - Кто понял задание, поднимите палец вверх. Кто не понял- палец вниз. -Как вы думаете, почему я повесила именно портрет Носова Н.Н.?( Мы сегодня будем знакомится с новым произведением Носова) -Совершенно верно. У каждого из вас есть лист самооценки(Приложение 2), запишите в графу «Это у меня получилось» что вы смогли сделать на данном этапе, а в графу «Это у меня не получилось» то что по вашему мнению сделать вы не смогли. - Кто понял задание, поднимите палец вверх. Кто не понял- палец вниз. | Регулятивные УУД. Формирование темы и цели урока исходя из анализа материала. Коммуникативные УУД излагать своё мнение; готовность слушать собеседника Личностные УУД Развитие мотивации к творческому труду, стремление к совершенствованию собственной речи. |
Актуализация ранее изученного материала, составляющего понятийную базу по теме. Выявление учебной проблемы — затруднения. | 5 мин | Фронтальная, групповая. Проблемный метод Приём «Корзина идей», обратный «Синквейн» | -Давайте вспомним с какими произведениями Носова мы уже знакомы? На вашем столе есть карточки(Приложение 3), вспомните название произведений по иллюстрации. (Произведения проговариваются и прикрепляются в хаотичном порядке в корзину.) - Кто понял задание, поднимите палец вверх. Кто не понял- палец вниз. -Давайте узнаем с каким именно произведением мы сегодня познакомимся? В этом нам поможет синквейн. Обратите внимание, что первая строчка синквейна пропущена, ваша задача вставить подходящее по смыслу слово. ___________________________________________(ученик) Глупый, невнимательный Отвлекается, не может решить, не понимает Мальчик не может решать задачу Федя - Кто понял задание, поднимите палец вверх. Кто не понял- палец вниз. -Можем ли мы предположить о чем будет произведение? Предположить название произведения? Где можно узнать название произведения? ( в учебнике) - Давайте вернемся к листу самооценки и запишем все, что получилось или не получилось на этом этапе урока(Приложение 2) | Коммуникативные УУД. Развитие умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. Познавательные УУД Развитие умения перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую. |
Разработка плана по преодолению затруднения: выявление знания. | 2 мин | Фронтальная. Наглядный | - Давайте вспомним план работы для изучения нового произведения. 1. Прочитать произведение 2. Выделить сюжет 3. Охарактеризовать главных героев. 4. Сделать вывод по прочитанному 5. Определиться с домашним заданием. | Регулятивные УУД Освоение способов решения проблем поискового характера; планирование вместе с учителем деятельности по изучению произведения; формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); Коммуникативные УУД излагать своё мнение; готовность слушать собеседника |
Первичное усвоение нового посредством пробного действия. | 10 мин | Групповая, индивидуальная. Метод- развития критического мышления через чтение и письмо, кейс-метод. Приём- «Зигзаг» | -На вашем столе текст разделен на 3 части. (Приложение 4) Для Максима отдельное задание. Твоя задача прочитать произведение в книге. Каждый ученик работает со своей частью текста — прорабатывает информацию, анализирует, составляет опорный конспект. Важно, чтобы из отрывка было взято все самое важное. На эту работу даю вам 5 минуты. - Кто понял задание, поднимите палец вверх. Кто не понял- палец вниз. - Поменяйтесь местами так, чтобы в одной группе оказались все те, кто получил зеленый листочек, во вторую группу все те, кто получил синий листочек, в третью все те, кто получил желтый листочек. Обменяйтесь своими наработками, мнениями и выберите самый лучший вариант для презентации своей части текста. На эту работу даётся 4 минуты. - Кто понял задание, поднимите палец вверх. Кто не понял- палец вниз. - Сделайте записи в листе самооценки. | Познавательные УУД Овладение навыками смыслового чтения в соответствии с целями и задачами, выделение существенной информации Личностные УУД Развитие умения оценивать поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей Коммуникативные УУД Развитие умения высказывать своё мнение и доказывать свою точку зрения. |
Первичная проверка понимания материала, освоение и совершенствование знаний. | 4 мин | Фронтальная. | - Все команды готовы? Презентуем 1 часть произведения. Затем вторую и третью. | Коммуникативные УУД излагать своё мнение; готовность слушать собеседника; формируем умение оформлять свои мысли в устной форм |
Закрепление усвоенных познаний и умений, самостоятельная работа (выполнение заданий по примеру). | 8 мин | Фронтальная, групповая. Метод- развития критического мышления через чтение и письмо. Приём: «Эссе», «Запутанные цепочки». | - У каждой группы на столе есть индивидуальное задание(приложение 5). Первая группа пишет эссе на тему «Ошибки Феди». Вторая группа работает со словарями. Третья группа выполняет задание по приёму «Запутанные цепочки» -Максим выполняет своё индивидуальное задание( приложение6) После выполнения задания заслушиваем Максима и 1 группу, 2 и 3 группа размещает свою работу на доске, делаем проверку. - Кто понял задание, поднимите палец вверх. Кто не понял- палец вниз. -Выполните записи в листе самооценки | Личностные УУД Развитие умения оценивать поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей Познавательные УУД формируем умение представлять информацию в виде схемы Коммуникативные УУД формируем умение работать в группе |
Консультация по домашней работе. | 2 мин | Фронтальная. | -Давайте вернемся к плану работы по изучению нового произведения. Что мы не сделали?(Характеристику гл.героя) -Верно. Домашнее задание: прочитать произведение, подготовить характеристику главного героя Феди Рыбкина в виде кластера по образцу. Дополнительное домашнее задание: взять и прочитать в библиотеке любой рассказ Носова. - Кто понял задание, поднимите палец вверх. Кто не понял- палец вниз. | Коммуникативные УУД умение оформлять свои мысли в устной форме; |
Рефлексивная практика (оценка результатов самостоятельной поисковой деятельности, самоанализ, оценка эмоциональной сферы). | 5 мин | Индивидуальная, фронтальная. | -С помощью ваших листов самооценки, я выставлю вам отметки на уроке. (Один ученик зачитывает, что у него получилось, а что нет). Выставляется отметка за урок. -Наш урок подошел к концу, покажите жестом с каким настроением вы уходите с урока. | Регулятивные УУД умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД умение оформлять свои мысли в устной форме; |