СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения "Лягушка-путешественница"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения "Лягушка-путешественница"»

ФИО обучающегося, который проводит урок: Баранова Юлия, Швецова Евгения, Курганова Ирина, Гаврилова Валерия, Вишнякова Александра, Шилова Александра.

Место проведения:

Дата: Класс: 3

Предмет Литературное чтение

Тема урока «В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница» ».

Цель: Знакомство с произведение и его анализ


Планируемые результаты (программа по предмету):

Личностные

Метапредметные (Р, П, К)

Предметные

Формирование учебно-познавательной мотивации, мотивационной основы учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные: волевая саморегуляция, осуществление самоконтроля по результату деятельности.

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, умение находить дополнительную информацию, используя справочную литературу, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Познакомить детей с произведением В.М. Гаршина «Лягушка – путешественница»; его идейно-смысловым и художественным содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыка чтения.







Задачи урока

Дидактические (обучающие)

Развивающие

Воспитательные

Познакомить детей с произведением В.М. Гаршина «Лягушка – путешественница»; его идейно-смысловым и художественным содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыка чтения.

Развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей, устную речь учащихся, умение анализировать, обобщать, сопоставлять,




Воспитывать чувство ответственности за свои поступки, взаимоуважение, умение работать дружно


Учебные задачи для обучающихся (предложение с глаголом)

Узнаем

Научимся

Познакомимся с произведение В.М. Гаршина «Лягушка – путешественница»


Научимся анализировать произведение, выделять главное.


Тип урока: открытия нового знания

Принципы обучения: доступности, последовательности

Методы обучения: словесный, наглядный

Форма организации обучения на уроке: фронтальная, индивидуальная работа

Средства и формы контроля: древо успеха, устный опрос

Оборудование для обучающихся: учебник, читательский дневник, ручки

Оборудование для учителя: аудио-проигрыватель (компьютер и колонки), запись сказки, портрет автора, кластер, карточки с буквами, карточки с пословицами

Основные термины, понятия, определения, правила: авторская и народная сказка


Оформление классной доски.(скрытая часть с ребусом название произведения)













Ход урока

Этап/время

Цель этапа

(планируемый результат)

Деятельность учителя

(прямая речь + действия)

Сопровождение

(методические

материалы)

Деятельность обучающихся

(действия +примерные ответы)

Организационный

(2 мин.)

Создание эмоционального настроя. Мотивация к уроку и получению новых знаний.

- Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность к уроку. На партах у Вас должны лежать учебник и читательский дневник

- Я желаю вам, чтобы сегодня на уроке вы были внимательными, активными, любознательными, рассудительными и тогда урок будет интересным, эмоциональным, поучительным.

. Речевая разминка Игра «Чудесное превращение».

1. Синее море перед нами,

Летают майки (чайки) над волнами.

2. На пожелтевшую траву

Бросает лев (лес) свою листву.

3. Лежит лентяй на раскладушке,

Грызет, похрустывая, пушки (сушки).



Дети, вы большие молодцы, а теперь давайте приступим к получению новых знаний!

Все готовы?



Тогда начнем!



- Здравствуйте!

- (Проверяют наличие перечисленных предметов)



















- 1. Чайки!

2. Лес!

3. Сушки!







- Да!

Актуализация знаний

(5 мин.)

Вспомнить и закрепить материал прошлых уроков о разновидностях сказок.

-Ребята, с каким разделом литературного чтения мы начали знакомство на прошлом уроке?





-Верно, мы начали знакомство со сказками. Что вы знаете о сказках, какими они бывают?

(на доске появляются две таблички: авторская сказка, народная сказка)



-Чем же отличаются эти сказки, кто скажет это?







(После ответа, под таблицы вывешиваются еще одни карточки)



-Продолжим нашу таблицу. В какой форме создаются эти сказки?







-Верно, автор записывает свою сказку письменно, а автор народ передают свои сказки из уст в уста. (вывешиваются еще одни карточки)



-А сколько вариантов сказок бывает, например авторскую сказку может кто то изменить? А народную?







-Да, можно сказать, что у народных сказок несколько вариантов, мы можем менять в ней сюжет, персонажей. В авторской сказке существует только один вариант, который придумал сам автор и менять сюжет никто не может!

(Вывешиваются новые карточки)













-Сегодня мы познакомимся с новой сказкой, а вот какая она вы ответите сами, когда мы прочитаем её.


Кластер









«авторская сказка», «народная сказка»











«Автор-народ»,

«автор - конкретный человек»











«Создаётся в устной форме», «Создаётся в письменной форме»



























«Сказка существует в нескольких вариантах. Можно вносить изменения»

«Внесение изменений в сказку не допускается»

-На прошлом уроке мы познакомились с разделом «Литературные сказки».



-Сказки бывают авторские (литературные) и народные.







-Авторские сказки придумывает один автор, а народные сказки придумывает народ и передают друг другу.







-Авторская сказка создаётся в письменной форме. Народная сказка создаётся в устной форме, когда народ передают друг другу эти сказки.









-Авторскую сказку никто не может изменить, она в одном варианте.

Народную сказку люди изменяют, добавляют новых персонажей или меняет сюжет.

Этап целеполагание и постановка темы урока

(3минуты)

Организация работы учащихся; формулирование темы урока, в форме подводящего диалога.

- Ой, Ребята, что же это?

(учитель открывает доску и перед классом открывается набор букв).

- Что же нам делать? У кого-нибудь есть идеи?

ЧСМИАЛЯГУШКАБПОЛДКАТАЕВЙЦУКПУТЕШЕСТВЕННИЦАГШЩЗХ

- Да, вы правы, молодцы! Попробуйте разгадать эту непростую задачу!

Поднимите руку те, кто хотел бы попробовать.

(учитель спрашивает желающих, если желающих нет, спрашивает самых смышлёных, если и таких нет, то наводит детей на ответ и дает подсказку: - Дети, обратите внимание на букву ‘Л’ в строчке, ребята стараются ответить и разгадать задачу. Если и это не помогло с решением проблемы, учитель САМ называет тему)

- Итак, нам уже понятно, что тема нашего сегодняшнего урока Сказка Гаршина “Лягушка-путешественница”. Отталкиваясь от нее попробуйте сформировать цели нашего сегодняшнего урока.

- Ребята, поднимайте руку, чтобы ответить, называйте свои предположения!

(Учитель спрашивает желающих, принимает ответы, за правильные хвалит, за примерные просит подумать еще, вешает карточку с целью на доску)









- Ребята, Вы отлично работаете на уроке, продолжайте в том же духе!

- Готовы дальше получать знания и открывать для себя новое?

- Тогда вперед!

Карточки с буквами





Примерные ответы:

- Составить слово!

Правильный ответ:

Тут зашифрована тема урока!

- СКАЗКА “ЛЯГУШКА-ПУТЕЩЕСТВЕННИЦА”













(примерные ответы):

- Познакомиться с автором/

Изучить содержание сказки/

Работать над содержанием сказки/

Сделать вывод сказки/

Узнать, чему учит сказка, в чем заключается ее смысл.

(правильный ответ):

- Познакомиться с творчеством В.М. Гаршина, работать над содержанием сказки “ Лягушка-путешественница ” и сделать вывод, чему учит сказка.





- Да!

Изучение нового материала 1 ( 3 мин)

Пробуждение познавательного интереса к чтению и окружающему миру, проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

- Сегодня мы познакомимся со сказкой «Лягушка-путешественница», которую написал Всеволод Михайлович Гаршин.

- Это портрет русского писателя Всеволода Михайловича Гаршина. Родился в 1855 году в имении Приятная долина Екатеринославской губернии (сейчас это Екатеринбургская область) в семье офицера. С трех лет его воспитанием занимался отец. В 1863 году мать привезла его в Петербург, где он поступил в 7-ю петербуржскую гимназию. Хорошие отметки он получал за сочинения. Математику не любил, хотя она давалась ему легко, но интересовался естествознанием, ботаникой, химией, физикой. Писать он начал еще в гимназии. У него много было рассказов, сказок, статей. Но известным он стал благодаря своему последнему произведению «Лягушка-путешественница».



–Ребята, сказка называется «Лягушка-путешественница». Как вы думаете, о чем она?

- Что вы знаете о лягушках?





- Уточним, кто такие путешественники?

- Любите ли вы путешествовать?

- А на чём можно путешествовать?

- «Лягушка-путешественница» - это сказка. На чём можно путешествовать в сказках?

Портрет Гаршина




Слушают краткую биографию об авторе и смотрят на портрет.





























О путешествии лягушки.



Живут в болотах, квакают, прыгают



Те, кто едет в новые места.

Ответы детей.

Машине, самолете, поезде.

Ковре-самолете, коне и тд.


Физкультминутка 1 мин

Повышение умственной работоспособности и сохранения здоровья детей

На болоте

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям физкультпривет!


Дети сопровождают чтение стихотворения движениями

Изучение нового материала 2(20 минут)

Познакомить учащихся с содержанием сказки.

-Сейчас мы прослушаем сказку, сидите тихо и слушайте внимательно. Обратите внимание на характер лягушки и на то, как проходит её путешествие.





Беседа после прослушивания.

- Вам лягушка понравилась?

-о каком времени года идет речь в сказке?

- А какая это осень: ранняя или поздняя?

- Найдите подтверждение в тексте

-нравится ли лягушке погода?

- Почему вы так думаете? Подтвердите свой ответ словами из текста.





-Как относится наша героиня к мнению окружающих ее лягушек.

- Как автор относится к героине?



Кого увидела лягушка на болоте?

Куда летели утки?

Почему лягушка решилась лететь на юг вместе с утками?



Какую черту характера мы увидели в лягушке?

Отступила ли лягушка от решения полететь с утками, ведь у неё нет крыльев?

Как это её характеризует?





-Что испытывала лягушка, услышав удивление и похвалу уток?

-Какие чувства испытывала лягушка во время полета?



-Какая черта ее характера проявляется в дальнейшем?

-Как же случилось, что лягушка сорвалась и оказалась на земле?



Анализ произведения по содержанию.

- Какой по вашему мнению самый волнительный момент в сказке?

-Действительно ли у лягушки от высоты кружилась голова?

- Для чего она тогда попросила уток лететь пониже?







-Что помешало сбыться ее мечте?

-Вот так бесславно закончилось путешествие главной героини сказки.

Аудиосказка(13 минут)

https://www.youtube.com/watch?v=gy8rrW-Q27I













Учебник









































































Читательский дневник

Слушают внимательно сказку





Ответы учащихся.

Осень.

Ранняя осень.

Ищут по тексту учебника.

«Шел теплый, мелкий дождичек», «к счастью вспомнила, что была уже осень»

Она «наслаждалась дождичком», лягушка: «Ах, какая сегодня прекрасная погода!»)



Поиск ответов на вопрос по тексту в учебнике

Лягушка боится, что про нее плохо подумают.

Он ее любит; она ему нравится; он ею восхищается.



Она увидела уток

На юг

Она хотела узнать, что такое юг. Хотела поесть там мошек.

Любопытство.

Нет. Она придумала, как полететь на юг.

Она решительная, не сдается, умная.



Была довольна собой.

Страх, любопытство, благодарность уткам, гордость за себя.

Хвастовство

Она открыла рот и закричала







Падение лягушки



Нет.

Ей мало было признательности уток, ей захотелось показать себя, а главное послушать, что о ней говорят люди.

Хвастовство, зазнайство



(Записывают важные ответы в читательский дневник)

Гимнастика для глаз (1 мин.)

Расслабление глаз.

1. Поднимаем глаза вверх - опускаем вниз. Вверх-вниз.

2. Вправо-влево.

3. Вправо - вверх. Потом влево - вниз.

5. Рисуем прямоугольник глазами.


Дети повторяют движение глазами за учителем.

Закрепление изученного материала (9 мин)

Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления, понимания учащимися изученного материала, глубины его усвоения.

Прочитайте пословицы и поговорки. Обсудите в паре и объясните, как вы понимаете смысл каждого высказывания? Работайте в парах.



«Заяц от листа, лягушка от зайца бежит»





«Высоко взлетишь, да низко упадешь» (Упадешь в прямом и переносном значении)



















«Хвастовство само себя наказывает»













-Какая из пословиц подходит к главной мысли произведения?







- Кто герой сказки?



- Как она выглядит?



- Каковы её действия в сказке?





- Что в характере лягушки вам понравилось?

Карточки с пословицами

Дети объединяются в пары, читают пословицы и поговорки, думают над смыслом.



Пословица о том, что сильный подавляет слабого.



Пословица значит, что человек, "взлетевший высоко", быстро привыкает к такому положению вещей, когда все остальные находятся ниже по статусу, начинает этим гордиться, его самооценка становится необъективно высокой, он начинает неуважительно относиться к остальным людям.



Поговорка значит, что тот, кто хвастается рано или поздно получит "своё". И тем более хвастовство может стать причиной сильной зависти других, что только принесёт проблем.



Хвастовство само себя наказывает.







Герой сказки Лягушка.



Лягушка пучеглазая и толстая.



Она хвастается, болтает и соображает.



Ответы детей в соответствии с их мнением

Итоги урока

(1 минута)

Анализ изученного на урока и своей деятельности в ней

Ребята как я сегодня была тема нашего урока?

Какие цели мы сегодня ставили?





Оцените свою работу

Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок.



Откройте дневники и запишите домашнее задание: перечитать сказку, нарисовать лягушку в тетрадях. Задание со звёздочкой: опишите лягушку словами такой, какой вы её увидели и какой хотели бы видеть.



Спасибо за урок, всем хорошего настроения!

Листочки дерева успеха

- Познакомиться с творчеством В.М. Гаршина, работать над содержанием сказки “ Лягушка-путешественница ”

Узнали, чему учит сказка.

Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками.



Дети записывают домашнее