СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению на русском родном языке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению на русском родном языке»



Литературное чтение на русском родном языке

Пояснительная записка

Рабочая программа к учебному пособию по литературному чтению на русском родном языке для 4 класса (авторы Н.Е. Кутейникова, О.В. Синёва, Л.В. Дудова) разработана с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Примерной программы по учебному предмету «Литературное чтение на русском родном языке» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования

Рабочая программа по литературному чтению на русском родном языке для 4 класса составлена на основании:

  • Закона РФ «Об образовании в РФ» (от29.122012г.№273-ФЗ);

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;

  • Приказа Министерства образования и науки РФ №1577 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»,

Цель уроков родной литературы в начальной школе – научить детей читать художественную литературу на родном русском языке, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя, то есть читателя, владеющего техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающего книги и умеющего их самостоятельно выбирать, обладающего потребностью в постоянном чтении книг. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

 формирование техники чтения и приёмов понимания текста;

 одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

 введение детей через русскую детскую литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей;

 приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной,

 через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;

 развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря).

Общая характеристика курса

Ведущая идея настоящего курса – обучение литературному чтению на родном (русском) языке.

Данный курс закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального развития младших школьников, умение пользоваться устным и письменным родным языком. Курс «Литературное чтение на родном языке» обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения ООП, успешность изучения других предметов учебного плана в начальной школе.

Программой отводится на изучение литературного чтения на русском родном языке по 1 уроку в неделю, что составляет 17 часов в учебный год. Учебным планом МБОУ СОШ №82 п.Степной Курган данная программа реализуется за 18 часов.



Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения предмета

Личностные результаты:

  • формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;

  • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур;

  • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

  • овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

  • наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

• осмыслять цели изучения темы, под руководством учителя, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока, сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);

• планировать свои действия на отдельных этапах урока, восстанавливать содержание произведения по серии сюжетных картин (картинному плану); контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму, данному учителем; оценивать результаты собственных учебных действий (по алгоритму, заданному учителем);

• определять границы своего знания и незнания по изучаемой теме. Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость, позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;

• анализировать причины успеха/неуспеха, формулировать их в устной форме по просьбе учителя; осваивать с помощью учителя позитивные установки.

Познавательные УУД

• понимать и толковать условные знаки и символы для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);

• пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении слов и предложений; понимать устройство слова, различать его содержание и форму (значение и звучание) с помощью моделей слов, стимулирующих развитие воссоздающего и творческого воображения; сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (художественные и научно-познавательные тексты) под руководством учителя; сопоставлять эпизод из литературного произведения с иллюстрацией, с пословицей (поговоркой). Анализировать поведение литературного героя, его поступок по вопросу, предложенному учителем. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 2-4 предложений;

• осознавать сущность малых фольклорных жанров устного народного творчества и литературных произведений как часть родной национальной культуры;

• осознавать смысл понятий: слово, предложение, текст, план текста, вопрос к тексту, пословицы и поговорки, тему, жанр;

• понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого.

Коммуникативные УУД

  • включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в ходе беседы;

  • формулировать вопросы к собеседнику. Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 3-4 предложений.

  • строить связное высказывание из 3-4 предложений по предложенной теме. Слушать партнёра по общению, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

  • аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства.

Предметные результаты:

  • воспринимать на слух различные виды текстов;

  • различать понятие «добро» и «зло» на основе прочитанных рассказов и сказок;

  • принимать участие в коллективных беседах по прочитанным, прослушанным произведениям; отвечать на вопросы по содержанию на основе прослушанных и прочитанных самостоятельно вслух текстов;

  • называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных героев;

  • читать и понимать жанры устного народного творчества.



Содержание учебного предмета

п/п

Наименование разделов

Кол-во часов

Содержание

Модуль воспитательной программы «Школьный урок».

1

ЗДРАВСТВУЙ, ОСЕНЬ! ЗДРАВСТВУЙ, ШКОЛА!

2

Рассказы и стихи об осени и природе России, школьном детстве, взаимоотношениях между детьми,

отношении к учёбе как своему главному делу в этом возрасте: Е. Наумова «Замечательный день», «Очень

просто»; Л. Преображенская «Осени приметы»; А. Дементьев «Друг познаётся в удаче…»; Е. Пермяк

«Надёжный человек»; Е. Клюев «Указка, которая знала всё».

Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических ценностей и чувств на основе опыта слушания и чтения произведений русской литературы.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.


2

ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ, ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКИХ…


5

Стихи и проза об историческом прошлом России: В. Старостин «Вольга — богатырь вещий», «Царь

Возвяг и последний подвиг Вольги»; А. Хомяков «Киев»; Е. Чудинова «Гардарика»; А. К. Толстой «Песня

о Гаральде и Ярославне»; О. Гурьян «Мальчик из Холмогор»; отрывок из «Азбуки» В. Бурцова.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных

ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.


3

ГДЕ НАМ ПОСЧАСТЛИВИЛОСЬ РОДИТЬСЯ…


1

Стихи о Родине: Н. Языков «Родина»; И. Бунин «В стороне далёкой от родного края…»; фрагменты

стихотворений М. Ломоносова, А. Пушкина, В. Гиляровского, К. Симонова.

Формирование этнической и общероссийской гражданской идентичности, чувства гордости за свою малую и большую Родину (Я – россиянин, я – гражданин Российской Федерации).

Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.


4


РОЖДЕСТВО ПОДАРИТ ПРАЗДНИК И ДОБРОМ СОГРЕЕТ ДУШУ

1

Рассказ и стихи о Рождестве, об отношении к празднику русских людей и традициях празднования:

Саша Чёрный «Рождественский ангел»; В. Соллогуб «Бабушка-зима», В. Смирнов «Рождественский дед».


Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Освоение способами решения проблем творческого и поискового характера.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

определять наиболее эффективные способы достижения результата.


5


НЕВИДИМЫЙ МИР ВНУТРИ ТЕБЯ

2

Проза о детстве, взаимоотношениях между детьми, выборе своего места в этом мире и стиля поведения: О. Першина «Леночка, дельфин и Рождество»; А. Фёдоров «Господин Снов».

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение

рассуждений.

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания

в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах.


6

ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ НАЧИНАЕТСЯ С СЕМЬИ


2

Стихи и проза о семье, взаимоотношениях близких родственников: А. Лопатина «Листья и корни»;

К. Валаханович «Я буду с тобой»; О. Чусовитина «Кто открыл мне этот мир…»; Ю. Кузнецова «Лес в шкатулке»; И. Шмелёв «Филиповки»; Т. Бокова «Слово “Бабушка”»; А. Усачёв «Бабушка»; М. Лукашевич

«Мой папа»; Е. Каликинская «Всё по-другому»; А. Куприн «Московская Пасха», «Пасхальные колокола».

Формирование этнической и общероссийской гражданской идентичности, чувства гордости за свою малую и большую Родину (Я – россиянин, я – гражданин Российской Федерации).

Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.


7

ИДЕТ ВОЙНА НАРОДНАЯ, СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА!"

3

Стихи и проза о Великой Отечественной войне, защите Отечества и памяти народной: В. Бахревский

«Героическая азбука»; С. Орлов «Его зарыли в шар земной…»; С. Щипачёв «22 июня 1941»; П. Железнов

«Пионеры-герои».


Формирование этнической и общероссийской гражданской идентичности, чувства гордости за свою малую и большую Родину (Я – россиянин, я – гражданин Российской Федерации).

Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.


8

ЭТО РУССКОЕ РАЗДОЛЬЕ, ЭТО РОДИНА МОЯ.


2

Стихи о летней поре, восхищении жизнью: И. Бунин «Полевые цветы»; К. Валаханович «Лето, не

уйдёшь!», «Моя деревня»; Саша Чёрный «Летом».


Использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии

коммуникативными и познавательными задачами.

Формирование этнической и общероссийской гражданской идентичности, чувства гордости за свою малую и большую Родину (Я – россиянин, я – гражданин Российской Федерации).

Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.


Итого: 18 часов


Календарно - тематическое планирование

п/п


Тема урока

Формы организаций учебных занятий

Виды деятельности обучающихся

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

ЗДРАВСТВУЙ, ОСЕНЬ! ЗДРАВСТВУЙ, ШКОЛА! (2 часа)

1.

Осени приметы.

Урок изучения и закрепления первичных знаний.

Придумывать заглавие к тексту; понимать прямой и переносный смысл пословиц; читать прозаическое произведение и работать с его содержанием; находить в тексте средства художественной выразительности; отличать

авторскую сказку от фольклорной, от рассказа и повести; анализировать прочитанное произведение; писать сочинение по плану

1

13.01


2

Школьная дружба. Кто зазнаётся, тот без друзей остаётся.

Урок изучения и закрепления первичных знаний.

1

20.01


ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ, ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКИХ… (5 часов)


3.

Было ль, не было ль… «Богатырская наша сила – сила духа и сила воли!»

Урок изучения и закрепления первичных знаний.

Понимать смысл афоризмов; слушать прозаическое произведение и работать с его

содержанием; находить в тексте средства художественной выразительности; отличать былину от фольклорной сказки, рассказа и повести; анализировать прочитанное произведение, характеризовать героев

и оценивать их поступки; делить текст на смысловые части; читать выразительно и по ролям; определять авторское отношение и формулировать своё отношение к героям произведения; отбирать, обобщать

и систематизировать информацию; делать выводы.

1

27.01


4.

Страна городов. Отец и дочь.

Урок изучения и закрепления первичных знаний.

1

3.02


5.

Подвиги во имя любви.

Урок изучения и закрепления первичных знаний.

1

10.02


6.

Племянник Ломоносов. Учитель, ученик, родная кровь.

Урок изучения и закрепления первичных знаний.

1

17.02


7.

Первые на Руси книги для детей. Проектная работа.

Урок изучения и закрепления первичных знаний.

1

24.02


ГДЕ НАМ ПОСЧАСТЛИВИЛОСЬ РОДИТЬСЯ… (1 час)

8.

«Любовь очей, моя страна!» Хранимая Богом родная земля!

Урок изучения и закрепления первичных знаний.

Сравнивать стихотворения, посвященные одной теме; работать с содержанием стихотворения; объяснять заглавие текста; определять значение использованных образных средств; определять тему произведения.

1

3.03


РОЖДЕСТВО ПОДАРИТ ПРАЗДНИК И ДОБРОМ СОГРЕЕТ ДУШУ (1 час)

9.

Каждый из нас ангел. Рождество добром согреет душу!

Урок изучения и закрепления первичных знаний.

Слушать прозаическое произведение и работать с его содержанием; сравнивать реальные события и их художественное воплощение; анализировать прочитанное произведение, характеризовать героев и оценивать их поступки; делить текст на смысловые части; определять авторское отношение и формулировать своё отношение к героям произведения; отбирать, обобщать и систематизировать

информацию; делать выводы.

1

10.03


НЕВИДИМЫЙ МИР ВНУТРИ ТЕБЯ (2 часа)

10.

Хлеб в пути – не в тягость.

Урок изучения и закрепления первичных знаний.

Понимать прямой и переносный смысл пословиц; слушать прозаическое произведение и работать с его содержанием; находить в тексте средства художественной выразительности; анализировать прочитанное произведение; определять авторское отношение и формулировать своё отношение

к содержанию текста; делать выводы.

1

17.03


11

В начале было слово.

Урок изучения и закрепления первичных знаний.

1

31.03


ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ НАЧИНАЕТСЯ С СЕМЬИ (2 часа)

12.

Семья – мои корни. «Я буду светить путеводной звездой!» Вместе с мамой. Как хорошо, когда папа рядом! Бабушка моя!..

Урок изучения и закрепления первичных знаний.

Понимать прямой и переносный смысл пословиц; слушать притчу и работать с её

содержанием; характеризовать героев притчи и оценивать их поступки; читать по ролям; пересказывать

притчу по составленному плану; сравнивать близкие по сюжету произведения разных жанров; формулировать своё отношение к прочитанному; сопоставлять произведения разных видов искусства (литература,

видео- и аудиозапись); формулировать выводы.

1

7.04


13.

Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью… В толстый колокол звонят, так праздник.

Урок изучения и закрепления первичных знаний.

1

14.04


«ИДЁТ ВОЙНА НАРОДНАЯ, СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА!» (3 часа)

14.

Героическая азбука.

Урок изучения и закрепления первичных знаний.

Слушать стихотворное произведение и работать с его содержанием, определять эмоциональный строй стихотворения, находить художественные средства в тексте; прогнозировать содержание текста по заглавию; тему произведения, находить в тексте средства художественной выразительности;

анализировать прочитанное произведение, характеризовать героев и оценивать их поступки; формулировать своё отношение к прочитанному; сравнивать произведения одного жанра и одного автора на одну

тему; формулировать выводы.

1

21.04


15.

«…А был он лишь солдат…»

Урок изучения и закрепления первичных знаний.

1

28.04


16.

Дети-герои.

Урок изучения и закрепления первичных знаний.

1

5.05


ЭТО РУССКОЕ РАЗДОЛЬЕ, ЭТО РОДИНА МОЯ (2 часа)

17.

Русских полей нежное очарованье…



Урок изучения и закрепления первичных знаний.

Читать текст, отвечать на вопросы к нему; определять и формулировать тему стихотворения; формулировать отношение автора к героям стихотворения; формулировать на основе прочитанного выводы с приведением аргументов.


1

12.05


18

Здравствуй, лето! Я хочу, чтобы лето не кончалось…

Урок изучения и закрепления первичных знаний.

1

19.05


Итого: 18 часов


Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

1.Детские книги разных типов из круга детского чтения.

2.Хрестоматии по литературе для 1-4 классов.

3.Портреты поэтов и писателей.

Интернет-ресурсы.

1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - http://school-collection.edu.ru

2. КМ-школа – образовательная среда для комплексной информатизации школы. –http://www.km-school.ru

3. Презентация уроков «Начальная школа». –: http://nachalka/info/about/193

4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). –: http://nsc.1september. ru/urok

5. Презентации уроков «Начальная школа». –: http://nachalka/info/about/193

6. Начальная школа – детям, родителям, учителям. –: http:www.nachalka.com

7. Детские презентации : коллекция. –: http:www.viku.rdf.ru

8. Архив учебных программ и презентаций. –: http:www.rusedu.ru

Материально-техническое обеспечение

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, портретов и картин.

Компьютер

Мультимедийный проектор

Экран

Планируемые результаты изучения учебного предмета (курса)

Выпускник получит возможность для формирования:

 внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

 выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

 осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

 эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Выпускник получит возможность для формирования:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.


Достижение вышеперечисленных результатов освоения образовательной программы характеризуется сформированностью у выпускника начальной школы умения учиться — овладение им универсальными учебными действиями (УУД), которые необходимы для постановки и решения любой учебной задачи.

 Обучающиеся получат возможность научиться:

  • при чтении отражать настроение автора читаемого текста.

Обучающиеся научатся:

Творческая деятельность

  • читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

  • пересказывать текст подробно на основе картинного плана под руководством учителя;

  • составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного произведения (это произведение о животных, о детях; главными героями являются…).

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана и под руководством учителя;

  • составлять небольшие высказывания о ценности дружбы и ценности семейных отношений под руководством учителя;

  • соотносить смысл своего высказывания со смыслом пословиц и поговорок о дружбе и семейных ценностях; употреблять пословицы и поговорки в соответствии с задачами, поставленными учителем;

Обучающиеся научатся:

Литературоведческая пропедевтика:

  • различать произведения по жанру малые фольклорные формы, большие фольклорные формы;

  • отличать прозаический текст от поэтического;

  • называть героев произведения, давать их простейшую характеристику.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • находить в текстах народных сказок факты, связанные с историей России, её культурой (традиции, костюмы, быт, праздники, верования);

  • использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.