СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения по теме: Приёмы раскрытия главной мысли рассказа. На примере произведения Б. С. Житкова "Как я ловил человечков"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Приёмы раскрытия главной мысли рассказа. На примере произведения Б. С. Житкова "Как я ловил человечков"

Планируемые результаты: предметные: умения работать с тек­стом (определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь, соотносить иллюстрацию с тек­стом, создавать текст на основе иллюстрации, отбирать опорные (ключевые) слова, позволяющие создать свой собственный текст); метапредметные: Р - формулирование учебной задачи урока, ис­ходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ пословиц и поговорок, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоя­тельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на во­просы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязан­ностей, составление плана совместных действий, умение дого­вариваться о совместных действиях); личностные: осмысление понятий «неправда», «вранье», «ложь» (что значит ложь во спа­сение), формирование системы нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми ученики сталкиваются в жизненных ситуациях.

Оборудование: мультимедиапроектор (по возможности), аудио-приложение к учебнику, выставка книг по теме урока, портрет писателя, карточки с заданиями.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения по теме: Приёмы раскрытия главной мысли рассказа. На примере произведения Б. С. Житкова "Как я ловил человечков"»

Конспект урока по лит.чтению

Урок №61 Класс: 4-б 08.02.2024г.


Тема: Приёмы раскрытия главной мысли рассказа. На примере произведения Б. С. Житкова "Как я ловил человечков"

Планируемые результаты: предметные: умения работать с тек­стом (определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь, соотносить иллюстрацию с тек­стом, создавать текст на основе иллюстрации, отбирать опорные (ключевые) слова, позволяющие создать свой собственный текст); метапредметные: Р - формулирование учебной задачи урока, ис­ходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ пословиц и поговорок, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоя­тельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на во­просы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязан­ностей, составление плана совместных действий, умение дого­вариваться о совместных действиях); личностные: осмысление понятий «неправда», «вранье», «ложь» (что значит ложь во спа­сение), формирование системы нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми ученики сталкиваются в жизненных ситуациях.

Оборудование: мультимедиапроектор (по возможности), аудио-приложение к учебнику, выставка книг по теме урока, портрет писателя, карточки с заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка дом.задания

III. Сообщение темы и постановка целей урока

— Как бы вы озаглавили стихотворение В. Лунина?

— От чьего имени ведется рассказ?

— Почему столько чудес приснилось мальчику? (Скорее всего, он фантазер.)

— Прочитайте, что здесь написано. (Страна детства.)

SCWTVIPALWHNA QOESWTCILTWSGBAL

— Как вы понимаете это название?

— Произведения, о ком и о чем повествующие, могут быть помещены в этот раздел? (Предположения учащихся.)

— Откройте учебник на с. 37 и прочитайте, с чем мы познако­мимся в этом разделе.

— Чему мы научимся?

— Чему будем учиться?

— Произведением какого автора открывается новый раздел? (Б. Житкова.)

— Что вы о нем помните, какие произведения читали? («Храб­рый утенок», «Как слон спас хозяина от тигра», «Про обезь­янку» и др.)

IV. Работа по теме урока

Знакомство с жизнью и творчеством Б.С. Житкова

(Рассказывает учитель. См. материал к уроку.)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Работа над рассказом «Как я ловил человечков»

(Первичное чтение на с. 38—46 учебника. Учитель использует аудиоприложение к учебнику. Учащиеся слушают, как произве­дение читает актер.)

— Понравился ли вам рассказ?

— Какие чувства вы испытали при чтении?

2. Словарная работа

— Объясните значение слов.

КОРМА (задняя часть судна, лодки и некоторых других транс­портных средств).

МАЧТА — (вертикальная конструкция на палубе (на парусных суднах — для установки парусов), а также сооружение в виде укреп -ленного столба (ствола) для разных технических целей).

ПАЛУБА — (горизонтальное перекрытие в корпусе судна, само­лета, а также часть такого перекрытия, прилегающая к наружной стенке судна).

ПОЛИРОВАТЬ - (натирать, придавать блестящий, гладкий вид чему-нибудь).

ЛАКИРОВАТЬ (1) покрывать лаком; 2) идеализировать, при­украшивать).

— Подберите синонимы к словам.

ВСАМДЕЛИШНЫЙ — (взаправдашний (разг.), настоящий, на­туральный).

СМОТРЕТЬ — (глядеть, взирать, таращиться, глазеть, вылупиться (прост.), впериться, уставиться (разг.), пялиться, воззрить­ся (прост.), поглядывать, взглядывать и др.).

БОЛТАТЬСЯ— (висеть, бездельничать, ходить).

— Подберите антонимы к словам «тайком», «торопливо». (От­крыто, явно; медлительно.)

— Как вы поняли выражение «Я сейчас вернусь, живым ду­хом»? (Вернусь очень быстро.)

VII. Рефлексия

— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

— За что бы вы себя похвалили сегодня?

VIII. Подведение итогов урока

— Какой рассказ вы прочитали?

— О ком и о чем рассказывает автор?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение рассказа, чтение без ошибок.

Материал для учителя

Краткий обзор биографии Б.С. Житкова

Борис Степанович Житков родился 30 августа (If сентября) 1882 г. в Новгороде в семье преподавателя математики и пианистки. Детство провел в Одессе (его школьным другом был К.И. Чуковский), в 1905 г. принимал участие в революционных событиях. Окончил естественное отделение Новороссийского университета (1906) и кораблестроительное — Петербургского политехнического института (1916). Был штурма­ном парусника, капитаном научно-исследовательского судна, ихтиоло­гом, рабочим-металлистом, инженером-судостроителем, преподавателем физики и черчения, руководителем технического училища; много путе­шествовал.

Богатство жизненных наблюдений и высокая познавательная цен­ность, четкость в определении полюсов добра и зла, неистощимая сю­жетная изобретательность, динамизм повествования, острота и необыч­ность нравственных коллизий, возникающих в повседневной жизни и раскрывающих истинную суть человека, романтическая вера в торже­ство добра и справедливости обеспечили произведениям Житкова по­четное место в русской детской литературе XX в., а внешне сдержанная, но искренняя и трогательная любовь к этому миру, ко всему живому и требующему защиты, умение удивляться красоте бытия, будням, со­страдание к слабым, в том числе к братьям нашим меньшим, и интерес к загадкам природы, ясный, лаконичный и серьезный «детский» язык сделали творчество Житкова любимым юными читателями вплоть до се­годняшнего дня.

Психологизм Житкова, не лишенный социальной тенденциозности в рассказах о взрослых (добрый и жадный хозяин в рассказе «На воде», нищий матрос и корыстолюбивый капитан, благородные революцио­неры и злые полицейские, черносотенцы и бандиты в рассказах «Вата», «Компас», «Пекарня»), доброжелательно-назидательный — в обрисовке образов детей (которые, взрослея, непременно становятся лучше), осо­бенно точен в повествованиях о животных, которые показаны со всеми видовыми поведенческими признаками и в то же время с конкретной ситуативной характеристикой (слон, который спасает хозяина от тигра) как создания, в которых писатель мудро выделяет достойные качества (преданность волка, трудолюбие и доброта слона, обезьянки и т. п.).

Творчество Б.С. Житкова — классика отечественной детской и ани­малистической словесности (продолжение традиции Л.Н. Толстого и А.П. Чехова). Наряду с В.В. Бианки и Е.И. Чарушиным Б.С. Житко­ва можно считать основоположником научно-художественного жанра в детской литературе. Его произведения оказали существенное влияние на многих детских писателей.

Умер Б.С. Житков 19 октября 1938 г. (Подробнее см. школьный сло­варик «Писатели в учебной литературе».)