СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы по историческому роману А.С. Пушкина "Капитанская дочка" с использованием технологии "Перевернутый класс"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы по историческому роману А.С. Пушкина "Капитанская дочка" с использованием технологии "Перевернутый класс"»









Методическая разработка урока: «Семья и семейные ценности в историческом романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Тип урока:

урок применения знаний и способов деятельности, проблемный

анализ текста, связь художественного произведения с личными

представлениями, впечатлениями на основе личного опыта нахождения в

семье и в классном коллективе

Цели, задачи урока:

Воспитательные:

  • показать на примере художественного произведения ценности семьи

  • помочь в осознании ценностей своей семьи

  • продолжать работу по сплочению классного коллектива, создавая

новые традиции

Предметные:

  • формировать духовно развитую личность

  • развивать интеллектуальные и творческие способности

учащихся, необходимые для успешной социализации

  • продолжать учить читать и анализировать художественное

произведение, опираясь на принцип единства художественной формы и

содержания

Метапредметные :

  • учить умению понимать проблему

  • структурировать материал

  • подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции

  • формулировать выводы.

Формы диагностики предметных, метапредметных результатов обучающихся на уроке:

  • выборочный контроль

  • оценочный рабочий лист

  • синквейн

  • миниатюра

  • схема «Путь героя по сюжету повести»

  • схема « Ценности семей Гриневых и Мироновых»

Методы диагностики предметных и метапредметных результатов:

  • метод самоанализа

  • метод самоотчета

  • метод рефлексии

Оборудование урока:

  • учебник литературы

  • рабочие листы –таблицы для обучающихся «Ключевое слово» «Понимание», «Вывод», «Эмоци-Я»

  • компьютер, проектор



Формируемые УУД

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Регулятивные: целеполагание

1.Мотивационно-мобилизующий этап

Цель: включить обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне, дать возможность присвоить себе ту сумму знаний, полученных на уроке, для обогащения своего личного опыта, для повышения своего интеллектуального, эмоционального развития.

Слушают рекомендации учителя по оформлению рабочих листов


Коммуникативные: умение слушать,

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.

- создает положительный эмоциональный настрой,

-предлагает использовать для работы листы формата А-4, структурируя материал в следующие блоки-колонки

Включаться в учебный процесс, организовывать учебно- познавательную деятельность

«Ключевое слово», «Понимание», «Вывод, размышление», «Эмоци-Я», на полях отмечая своими значками эмоцию, настроение, вопрос, фразу, понравившуюся мысль,

- разрешает использовать цветные пасты, текстовыделители


Вступительное слово учителя:

«Сегодняшний урок литературы по роману А.С .Пушкина «Капитанская дочка» не совсем обычный. 2024 год объявлен президентом В.В. Путиным Годом семьи, поэтому мы свяжем одну из главных тем повести с семейными ценностями, с тем, что происходит с нами, вокруг нас, все то, что мы чаще всего обсуждаем на классных часах. Поэтому наш урок интегрированный: урок литературы и классного часа, урок-поиск, урок-исследование, урок-размышление.»

Слушают учителя

Личностные:

самоопределение,

нравственно- этическая ориентация

2.Предкоммуникативный этап урока.

Актуализация социального опыта и знаний.

Цель: стимулировать интерес учащихся к теме посредством постановки проблемных вопросов на основе личных наблюдений, затрагивающих эмоциональную сферу.


- Просмотр видеоролика, в котором мальчик говорит о том, что он мечтает быть, как папа.[1]

Учитель предлагает в колонку «Эмоция» записать одним словом то, что чувствовали, просит поделиться ответами.

Задает вопрос, что вызвало эту эмоцию? Просит проговорить сжато сюжет ролика и записать в первую колонку.

-Какая проблема затронута в ролике?

Смотрят видеоролик, делятся впечатлениями, записывают эмоции

Коммуникативные: умение высказывать свое мнение

Познавательные:самостоятельно формулировать тему, проблему

- Вы считаете нормальным такие представления ребенка о своем будущем:

- А кто виноват в том, что ребенок так рассуждает?

-Кто сформировал в семилетнем ребенке такие представления о жизни, кто сформировал такое мировоззрение?

Учитель выводит учащихся на идею ролика, просит записать в «выводах»: семья формирует мировоззрение ребенка. Учитель предлагает прочитать вслух спроецированные на доску пословицы, высказывания о семье, воспитании и выбрать те, в которых, по их мнению, наиболее точно отражена главная мысль ролика.[2]

Сжато излагают содержание, формулируют проблему, главную мысль.


Логические:

выбор оснований и критериев для сравнения

Познавательная: поиск и выделение информации

Логическая:

установление причинно-следственных связей

Учитель, обобщая все сказанное, делает вывод о том, что именно семья играет большую роль в нравственном воспитании ребенка, поэтому так важны семейные ценности, подводя, таким образом, к теме урока.

Учитель озвучивает тему урока «Семья и семейные ценности в историческом романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» , предлагает записать тему урока, отметив на полях для себя каким-то знаком мотивацию, т.е «нужен ли мне этот урок, интересен ли он мне». Далее обращает внимание на каждое слово в формулировке темы. Работа со словом «Семья». Приём «Ассоциативных схем». Как можно еще записать это слово?

Записывают тему урока, на полях отмечая своим значком нужность, важность данного урока для себя.

Записывают ассоциации, изображают знаком, делятся с классом, пишут на доске

Личностные:

нравственно-этическая ориентация

Работа с лексическим значением слова. Прием «Инсерт»

-Что такое семья? Как в Толковом словаре дается лексическое значение слова? Сколько значений этого слова, как кажется обучающимся?

На интерактивную доску проецируется слайд с тремя значениями слова «семья» в неправильной последовательности словарных статей.[3] Учитель предлагает восстановить последовательность, тем самым подводя к мысли о том, что всему начало семья в первом его значении.

Предполагают количество значений слова,

Восстанавливают последовательность словарных статей, записывают самое первое значение

Логические:

выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные: умение слушать,

умение вступать в диалог

Что такое ценности? Все то, что можно хранить, беречь, передать потомкам, что-то очень важное и дорогое.

Ценности, которые были названы в ответах, выводятся на интерактивную доску.

Учитель обращается с вопросом, для чего нужны семейные ценности? Подводит к выводу, что ценности объединяют, семью, без них нет семьи, просит записать в «выводах».

Учитель просит записать следующее ключевое слово «традиция», сам называет его лексические значения, останавливаясь на втором значении: «обычаи, ритуалы».

Определяют значение слова «ценности», подбирают синонимы.

Включаются в полилог, строят высказывания, делают вывод, записывают.


Познавательная:

поиск информации.

Вечная тема в литературе - тема семьи и воспитания.

Учитель предлагает вспомнить художественные произведения на эту тему, прочитанные ранее, обеспечивает мотивацию выполнения. Таким образом учитель подводит класс к литературному блоку темы: «Семья и семейные ценности в историческом романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

3.Коммуникативный этап урока.

Цель: при помощи анализа художественного произведения выявить сюжетные схемы, мотивы поступков героев, определить различные типы героев.

Называют произведения, прочитанные ранее: М. Горький «Детство», Л.Н. Толстой «Детство»


Регулятивные:

целеполагание

Учитель напоминает учащимся о том, что повесть «Капитанская дочка», написанная Пушкиным в 1836 году- последнее крупное прозаическое произведение, в котором воедино слились многие волнующие его темы, одна из которых - тема семьи и семейных ценностей, роли семьи в формировании личности человека.

На 2 чистом рабочем листе записывают: А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

Коммуникативные: умение работать в группах


Учитель задает классу вопрос:

-Как Пушкин показал роль семьи в этом произведении?

Пушкин не зря предлагает разные пути своих героев, проверяет их множеством испытаний, приводя каждого к определенному финалу. Учитель предлагает работу в группах: отразить в схеме путь Петра Гринева, отразить путь Швабрина, отразить путь Маши Мироновой.

Могут ответить, что Пушкин показал разные семьи героев

Логические: установление причинно-следственных связей

Коммуникативные: умение работать в группе



Учитель предлагает обобщить все схемы и сформулировать проблемные вопросы.

-Почему путь одного – это путь нравственного взросления, путь наверх, а – другого - в пропасть?

-Почему оказалось возможным возвращение в родной дом Петра Гринева, сохранившего не только жизнь, но и честь, несмотря на столь непростой его путь? Почему он не потерялся в жизни, устроил свою семейную жизнь? Кто помог ему правильно решить этот вечный вопрос «Как правильно прожить свою единственную жизнь и быть счастливым?»

- Почему счастлива Маша Миронова?

- Почему мы наблюдаем за падением Швабрина?

Учитель подводит учащихся к ответу: «Семья».

Предлагает показать это на схеме каким-нибудь значком, воспользовавшись уже имеющейся ассоциацией.(например, «домик» нарисовать в начале пути у Гринева и Маши, а у Швабрина –ничего) Прием «Концептуальная таблица»

Работают в группах, предлагая свой вариант схемы-пути, выделяют значимые эпизоды повести


На доске вычерчивается схема-путь героя представителем каждой группы, другие группы вносят поправки

Все обучающиеся переносят схемы на листы



Познавательные: поиск информации ориентация в тексте

синтез как составление целого из частей

Учитель ставит следующий вопрос: «Как Пушкин на уровне композиции показал роль семьи в жизни героев?»

- Что в повести предшествует жизнеописаниям героев?

- С чего начинается знакомство с героями?

-Историю какой семьи вы не нашли в тексте? Почему?

Предлагает связать историю семьи с понятием «нравственность человека».

Отвечают, что у Гринева и Маши есть истории семьи, описание жизни героев в семье, а у Швабрина в повести нет

Регулятивные:

осознание уровня усвоения материала

Учитель предлагает доказать анализом текста сделанный вывод о том, что семьи Гриневых и Мироновых смогли передать своим детям то важное, что мы зовем ценностями.

Предлагает разделиться на группы для выполнения индивидуальных дифференцированных заданий с возможностью выбора, написанных на карточках).

Приём «Чтение с остановками»

1) Какие наказы получил Петр Гринев, покидая свой дом?

2) Какой пример от отца получил Петр Гринев?

3) Какое качество Петр Гринев получил от матери?

4) Назовите ценности, традиции семьи Мироновых.

5) В каких эпизодах она проявила свои лучшие качества?

6) Какой наказ дает отец Маше перед смертью?

Называют понятие «генеалогическое дерево», рисуют дерево Гриневых, Мироновых с корнями, а дерево Швабрина –без корней.

Работают в группах, отвечая на вопросы


Коммуникативные: умение включаться в

дискуссию

Что же объединяет эти семьи?

-Православные традиции, патриархальные традиции, супружеская верность, уважение.

Записывают понятия: честь, долг, верность, уважение,


Личностные: самоопределение

Учитель говорит заключительное слово.

- А теперь, заканчивая литературный блок нашего интегрированного урока, вернемся к проблемному вопросу.

Слушают учителя


Просит учащихся найти в своих записях этот проблемный вопрос, рядом на широких полях отметить значком !, ?

или другим каким-то значком, ответили ли вы для себя на этот вопрос?

4.Посткоммуникативный этап.

Цель: связать выводы , сделанные после анализа повести со своими выводами о роли семьи в жизни человека.

Учитель переходит к выводам, сделанным после анализа минисочинений на тему «Моя семья и семейные ценности, семейные традиции».

Просматривают записи, отмечают степень понимания проблемы, свое согласие или несогласие с Пушкиным.

Личностные: нравственно-этическая ориентация Коммуникативный:

умение составить письменное высказывание,

5.Рефлексия.

Получили ли вы желаемое от урока? Был ли нужен этот урок для вас? Что чувствовали, что поняли, что вынесли с урока? Итогом размышлений на тему семья может стать синквейн.

6.Домашнее задание к следующему уроку развития речи:

Выдает каждому напечатанный текст Ю.Ф.Миронова «Государство просит помощи у…многодетной семьи!» Нужно письменно в тетрадях по развитию речи ответить на вопрос: - Согласен ли ты с автором статьи в том, что будущее России зависит от отношения ее народа к семье, детям? Обоснуй свою точку зрения».

Включаются в обсуждение, высказывают свои мнения о классе.

Называют ценности, традиции класса, предлагают новые.