СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 5 классе, В.Астафьев "Васюткино озеро".Человек и природа в рассказе.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 5 классе, В.Астафьев "Васюткино озеро".Человек и природа в рассказе.»

Конспект урока литературы в 5 классе.


Тема урока: В.П. Астафьев «Васюткино озеро»

Человек и природа в рассказе.

Цели урока:

Обучающие:

Познакомить учащихся с биографией В.П. Астафьева (кратко), пробудить интерес к его личности

Продолжить работу по обучению аналитическому пересказу и

аналитическому комментарию художественного текста, работу над

характеристикой литературного героя.

Развивающие:

Совершенствовать речевые умения: пересказ художественного

произведения, выразительное чтение отрывков.

Развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном.

Воспитательные:

Помочь учащимся задуматься, как человеку выйти из трудной

ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом,

робостью.

Вызвать у учащихся эмоциональный отклик на прочитанное.

Тип урока: урок изучения нового материала.


Оборудование:

- Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Часть 2.

- Тетради по литературе.

-Мультимедийный проектор, презентация.


Словарная работа: автобиографическая проза


Ход урока

  1. Организационный этап.

- Добрый день, ребята. Перед началом урока хочу пожелать, чтобы вы на уроке помогали друг другу, открыли для себя что-то новое и интересное, а самое главное, чтобы хорошее настроение всегда присутствовало на нашем уроке.

  1. Сообщение темы и целей урока. Запись темы в тетради.


Эпиграф «Природа – не только источник жизни. Она и воспитатель души». В.П.Астафьев


- Ребята, сегодня на занятии мы начнём знакомство с интересным писателем В.П. Астафьевым и его рассказом «Васюткино озеро». В следующих классах это знакомство продолжится. Таких людей, как В.П.Астафьев, называют совестью нации. Это был чуткий, честный, непримиримый ко лжи и ко злу человек.

II. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя о В. П. Астафьеве. С показом презентации.

Слайд 2. Совсем недавно ушёл из жизни В.П. Астафьев. Он родился 1 сентября 1924 года в Красноярском крае, в селе Овсянка на берегу Енисея. К самому берегу подступает вековая тайга.

Мальчику было 7 лет, когда утонула его мать - Лидия Ильинична. Её он любил безгранично. Только заботами бабушки Екатерины Петровны было окрашено его одинокое сиротское детство. Довелось ему быть беспризорником, узнать, что такое детский дом. Склонность к сочинительству обнаружилась у него очень рано – в 4-5 лет.

Слайд 3. За этот талант бабушка звала его «хлопушкой», что по-сибирски означало врунишка. Школу он заканчивал в Игарке.

Слайд 4. Из родных мест ушёл добровольцем в 1942 году на фронт, сражался, дважды был ранен, контужен. Награждён орденом Красной Звезды, несколькими медалями. После войны вернулся на родину, работал в газете «Чусовой рабочий», где и началась его литературная деятельность. Всего он создал 373 произведения, писал о войне ,о природе, о своих земляках. До самого последнего дня продолжал писать.

Слайды 5. В родной Овсянке он поставил себе дом напротив бабушкиного. В доме горница, небольшой кабинет, небольшой огород. Человеку городскому такие условия покажутся некомфортными, но этот маленький домик лишний раз подтверждает, как этот человек был скромен, несмотря на его известность не только у нас в стране, но и за рубежом.

Слайды 6. Его малая родина была самым дорогим для него местом: «Пуще приворотного зелья мне эта даль и эта близь- леса, горы, перевалы и главное – вот эта притиснутая ими к Енисею деревенька, издали, с высоты такая смирная, такая сиротливая, что стоном стонать хочется от любви и жалости к ней».

Слайд 7. К самому берегу подступает вековая тайга. В.П. Астафьев писал: «Землю люблю свою и не стаю удивляться её красоте, неистощимому терпению и доброте …. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой».

Слайды 8. Под стать сибирским богатствам и просторам и талант писателя. Он создал много книг о войне, о мире, о детях, о природе, и каждая из них пропитана радостной музыкой человеческой души.

Слайды 9. В Овсянке сегодня существует мемориальный комплекс В.П.Астафьева. Благодаря его усилиям в Красноярске создан литературный музей. В Красноярске же В.П. Астафьеву поставлен памятник.

Слайд 10. А сейчас мы переходим к изучению интересного рассказа для детей- «Васюткино озеро». Рассказ написан в 1956 году. Сейчас мы познакомимся с историей его создания. Слайд 11.

2.Автобиографическая основа рассказа «Васюткино озеро».

- Добрый день, уважаемые телезрители! В эфире телепередача «Литературный вечер» и я его ведущая Лосева Арина.

- Сегодня к нам в студию пришел, не побоюсь этого слова, уникальный человек: писатель, покоривший сердца тысяч читателей – Виктор Петрович Астафьев!

- Здравствуйте, Виктор Петрович!

- Здравствуйте,….! Здравствуйте, телезрители!

- Виктор Петрович, расскажите, пожалуйста, как же появилась идея написания рассказа «Васюткино озеро»

- Эта история не совсем обыкновенная. Я коренной сибиряк, влюблённый в красоту природы родного края. С ранних лет я любил исследовать дремучие таёжные леса, побережье могучей реки Енисей, знал о всех опасностях, подстерегающих человека в тайге. 

Когда я учился в пятом классе, то учитель дал задание написать сочинение на тему «Как я провел лето». А летом так случилось, что я по настоящему заблудился в тайге, очень сильно испугался, но зная законы тайги, через четыре дня самостоятельно вышел к Енисею.

- И как эта история поспособствовала написанию рассказа «Васюткино озеро»?

- Написанное мною сочинение было напечатано в журнале под заголовком «Жив».

И вот прошло много лет и вспомнил я об этом сочинении восстановил в памяти все события и написал рассказ «Васюткино озеро».

-А писали ли ранее Вы для детей?

-Нет, это мой первый рассказ для детей.

- Спасибо Вам, Виктор Петрович, что поделились своей необычной историей с нашими телезрителями. Всего доброго!

- До свидания!

- С вами была Лосева Арина и это передача «Литературный вечер». До скорых встреч через неделю!

2.3. Слово учителя Слайд 12.

Да, рассказ Виктора Астафьева действительно автобиографичен, так как основан на воспоминаниях детства и повествует о том, что случилось с писателем на самом деле. Воспоминания о детстве дороги Астафьеву потому, что в детские годы в трудных обстоятельствах складывалась личность, начинался человек.

  Запишем в тетради Слайд 13.

Автобиографическое произведение — произведение, в котором автор рассказывает о своей жизни.

2.4 Проблемный вопрос

- Как вы уже поняли, речь в рассказе будет идти о мальчике, попавшем в сложные условия выживания

- Как вы считаете, что чувствовал человек, блуждая по тайге? Почему?

- Рассказ, к чтению которого мы сейчас приступим называется «Васюткино озеро». Как вы считаете, почему озеро называется Васюткино? 

2.5. Словарная работа.

При чтении рассказа вам могут встретиться такие неизвестные слова: (на слайде)

Объясните значение некоторых слов, которые встретились в рассказе:

фортуна – судьба, случай, счастье (“Нет фарту”, – говорит один из героев. Что это означает? – не везёт);

обколотил (кедры) – залазят на деревья и сбивают кедровые шишки;

коренастый – крепкого сложения, невысокий и широкоплечий;

бот (рыбосборочный) – небольшое парусное, гребное или моторное судно; Слайд 14

перемёты - рыболовная снасть с крючками, которую ставят поперек течения реки) Слайд 15

патронташ – сумка или специальная лента с гнёздами для патронов; Слайд 16

затесь – зарубки на стволах деревьев; Слайд 17

бурелом – деревья, поваленные бурей; Слайд 18

валежник - сухие сучья, деревья, упавшие на землю; Слайд 19

тягун – подводное течение. Слайд 20


ФИЗМИНУТКА (ВИДЕО)


5. Работа с текстом рассказа «Васюткино озеро». Беседа и различные задания.

- с. 120 «Когда Васютка с ружьём на плече…» Читает учитель.

- Какие советы даёт Васютке мать? …….

- Это законы тайги, которые «вбиты в сибиряков отроду».

(Краюшку хлеба. «Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать».

-Почему мать так говорит?

-Каков старинный порядок? (Идёшь в лес – бери еду, бери спички.)

-Почему Васютка не стал спорить?

-Как сначала себя чувствовал Васютка в тайге? Найдите в тексте. Зачитайте.(стр.122)

-Почему Васютка спокойно шёл по тайге? ( Знакома, не раз бывал, следил за затесями)

-Почему Васютка разговаривал в тайге вслух?

- С какой птицей встретился? ( Слайд 21).

-Что узнали о повадках этой птицы?

( Удивительно чуткий клюв у кедровки. Пустые орехи она даже не вынимает из гнёздышка)

-Какую пользу приносит эта птица?

(Питается насекомыми, разносит по тайге семена кедра)

-Почему Васютка не стал в неё стрелять?

-Почему заряды в тайге берегли, называя их по-хозяйски припасами?

-Что заставило Васютку забыть о сборе шишек? Почему Васютка попал в беду? ( Слайд 22).

-Как обычно проходит охота на глухаря? Слайд 23 Зачитайте.

( стр. 124 – «Мальчик стоял неподвижно…»)

-Что сделал Васютка дальше?

-О чём говорит поведение мальчика? (В нём проснулся охотничий азарт)

-В какой момент Васютка понял, что заблудился?

(«Где же затеси?» )

- Какова была первая реакция мальчика, когда он обнаружил что заблудился?

- А потом он увидел истлевшую тушку птицы, муху, попавшую в паутину.

«Васютка ещё не знал, что страшное в жизни начинается очень просто».

-О чём он подумал? Какое мысленное сравнение пришло ему в голову?

- Что помогло Васютке выжить в тайге? (Слайд 24)

4.Викторина «Кто самый внимательный читатель?»

-Почему стала плохо ловиться рыба?

-На какой реке происходили события?

-Сколько рыбы вытаскивали рыбаки за одну тоню в сутки?

-Чем снабжал Васютка рыбаков?

-Почему мать заставила Васютку взять в тайгу хлеба?

-Что такое затесь?

-Какую птицу первой увидел мальчик?

-Стрелял ли в нее Васютка?

-Как Васютке удалось отвлечь внимание глухаря?

-Сколько, по его мнению, весил пойманный глухарь?

-Когда Васютка понял, что заблудился?

-О чем пожалел мальчик после того, как зажарил глухаря?

-Сколько патронов осталось у Васютки, после того, как он выстрелил в воздух?

-По каким признакам мальчик определил, что выходит к воде?

- За чем наблюдал Васютка, ночуя у костра?

-Почему удивился Васютка, увидев в озере рыбу?

-Кого мечтал увидеть Васютка, укладываясь спать?

-Как Васютка выбрался к реке?

-В чём упрекнул отец Васютку по пути к озеру?


III. Обобщение.

1. Почему же так назван рассказ?

Васютка открыл озеро, его не было на карте. Он привел отца и его бригаду к озеру, в котором водилось много речной рыбы. Тем самым помог потерявшим работу взрослым, выйти из отчаяния.

В 5 классе Виктор Астафьев назвал своё сочинение “Жив”. Какое из этих названий вам нравится больше? Почему?

2. Где же находится это озеро? Зачитайте.

3. Какие мысли возникают у вас после чтения рассказа “Васюткино озеро”?

Нужно изучать и знать природу, знать повадки животных, уметь ориентироваться. Ведь мальчик мог погибнуть в тайге. Автор заставляет читателя больше узнать о своем крае.

4. Какова идея рассказа? Что хотел донести В.П.Астафьев до читателя?

Автор показал одновременно суровость, строгую красоту и щедрость тайги. Необходимо любить, беречь свой край, гордиться им, как гордился и любил свой край сам автор.

5. Какой Васютка? Дайте характеристику героя.

Добрый, заботливый, пытливый, ловкий, внимательный, славный, выносливый, терпеливый, разумный, смышлёный, разговорчивый, откровенный, смелый, рассудительный.

IV. Домашнее задание.

Дочитать рассказ.

Напишите письмо Васютке о том, чему вы научились благодаря ему.