Урок литературы в 6В классе по теме «Уроки доброты» по рассказу В. Распутина «Уроки французского»
Добрый день, дорогие дети. Поприветствуйте нашу дорогую Елену Анатольевну.
Внимание на экран. Какое качество проявляет учительница по отношению к мальчику? (Доброта). А что такое доброта?
- Хорошее отношение к людям…
- Вежливое отношение..
- А какое толкование этому слову дается в словаре Ожегова? Зачитаем. (По словарю Ожегова «Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим» - зачитать.
На прошлом уроке мы познакомились с рассказом замечательного русского писателя Владимира Распутина «Уроки французского». Какое значение вкладывается здесь в слово уроки? (Нечто поучительное, то, из чего можно сделать вывод для будущего). – словарь Ожегова (зачитать).
(Слайд 1) - Как мы можем сформулировать тему нашего урока? («Уроки доброты» по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского»)
(Слайд 2) - Эпиграфом к нашему уроку я выбрала слова В. Распутина: Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя.
(Слайд 3) Можем мы сразу ответить на вопрос: какие уроки доброты преподнесла учительница своему ученику? (нет)
- Тогда какова цель урока? (Проанализировав рассказ «Уроки французского», ответить на интересующий нас вопрос (Слайд 4).
- Как мы будем работать, чтобы наиболее эффективно достичь цели? (в группах).
- Чем мы будем пользоваться при работе? (Текстом произведения (в учебнике, словарями…) Помимо у каждой группы на столе задание. Сейчас вам необходимо подписать наши традиционные оценочные листы, с ними вы работаете в течение всего урока, оценивая себя и друг друга, в конце урока сдаете мне.
(Слайд 5) Итак, мы начинаем работу в составе 4 групп, распределите роли в группе. На работу 7 мин.
Выступления от групп:
(Слайд 6) 1 группа
Перескажите кратко текст. Является ли он автобиографическим?
Истор. справка: Родился Распутин 15 марта 1937 года в Иркутской области в поселке Усть - Урда, расположенном на берегу Ангары. Детство совпало с войной: в первый класс будущий писатель пошел в 1944 году. И хотя здесь не гремели бои, жизнь была трудной, временами полуголодной. Научившись читать, Распутин навсегда полюбил книгу. Окончив 4 класса в Аталанке, Распутин хотел продолжить учебу. Но школа, в которой были пятый и последующие классы, находилась в 50 км от родной деревни. Нужно было уезжать из дома, причем одному. Учиться было сложно: голод (мать с оказией передавала ему раз в неделю хлеб и картошку, но их всегда не хватало), бедность, одиночество. Однако учился он только на отлично. «Что мне оставалось? – затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было…. Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок », – вспоминал писатель.
Сделайте вывод: какую мысль хотел донести до нас Распутин своим рассказом?
(Мальчику вдали от родных было невыносимо тяжело и голодно, поэтому ему очень нужны были человеческая доброта и поддержка).
(Слайд 7) 2 группа
Расскажите о Лидии Михайловне. Составьте кластер по описанию героини. Прокомментируйте, подтверждая текстом, каждое качество. Сделайте вывод: «Почему учительница помогала своему ученику? Можно ли назвать ее поступок «Игру в чику» безнравственным?»
(Слайд 8) 3 группа. Расскажите о Володе. Составьте кластер по описанию героя. Прокомментируйте, подтверждая текстом, каждое качество. Сделайте вывод: «Через какие трудности ему пришлось пройти? Что заставило его «не сломаться?»
(Слайд 9) 4 группа. Составьте фанфик (свое продолжение рассказа). Сделайте вывод: почему автор сделал концовку рассказа «грустной»? Рассказ автобиографический (так произошло на самом деле), поэтому произведение серьезное, реалистичное.
(Слайд 10) А ТЕПЕРЬ ВЕРНЕМСЯ к нашему проблемному вопросу.Какие уроки доброты преподнесла учительница своему ученику? (По 1 высказыванию от каждой группы).
Пытаясь помочь голодному мальчику, придумывала всевозможные ухищрения: пыталась накормить обедом, отправила посылку, рискуя репутацией, играла с ним на деньги.
Занималась с ним дополнительно бесплатно французским языком, чтобы он почувствовал себя успешным в учебе.
Разговаривала с Володей по душам, чтоб он не был таким обездоленным вдали от дома.
Уехав к себе на Кубань, не забыла мальчика и прислала ему на школу посылку с продуктами и даже с яблоками, которые мальчик никогда не пробовал, а видел только на картинках.
Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, показала «другую жизнь», где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества. Он узнал о том, что есть на свете доброта, отзывчивость и любовь.
(Слайд 11) Рефлексия. После выступления каждой группы звучит следующей группе по часовой стрелке (1-2, 2-3, 3-4, 4-1) необходимо оценить выступление товарищей по критериям в партах.
- Оцениваем в оценочных листах. Индивидуальные высказывания (Слайд 10)
(Слайд 12) Дом. задание творческое: написать сочинение «Как я понимаю доброту?»
группа
Перескажите кратко текст. Является ли он автобиографическим?
Истор. справка: Родился Распутин 15 марта 1937 года в Иркутской области в поселке Усть - Урда, расположенном на берегу Ангары. Детство совпало с войной: в первый класс будущий писатель пошел в 1944 году. И хотя здесь не гремели бои, жизнь была трудной, временами полуголодной. Научившись читать, Распутин навсегда полюбил книгу. Окончив 4 класса в Аталанке, Распутин хотел продолжить учебу. Но школа, в которой были пятый и последующие классы, находилась в 50 км от родной деревни. Нужно было уезжать из дома, причем одному. Учиться было сложно: голод (мать с оказией передавала ему раз в неделю хлеб и картошку, но их всегда не хватало), бедность, одиночество. Однако учился он только на отлично. «Что мне оставалось? – затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было…. Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок », – вспоминал писатель.
Сделайте вывод: какую мысль хотел донести до нас Распутин своим рассказом?
2 группа
Расскажите о Лидии Михайловне. Составьте кластер по описанию героини. Прокомментируйте, подтверждая текстом, каждое качество. Сделайте вывод: «Почему учительница помогала своему ученику? Можно ли назвать ее поступок «Игру в чику» безнравственным?»
3 группа
Расскажите о Володе. Составьте кластер по описанию героя. Прокомментируйте, подтверждая текстом, каждое качество. Сделайте вывод: «Через какие трудности ему пришлось пройти? Что заставило его «не сломаться?»
группа
Составьте фанфик (свое продолжение рассказа). Сделайте вывод: почему автор сделал концовку рассказа «грустной»?
Анализ урока литературы по теме «Уроки доброты в рассказе В.Распутина «Уроки французского», проведенного в 6 «В» классе
Учитель Ширинкина Е.Н.
В ходе проектирования урока, при выборе методов организации учебно-познавательной деятельности были учтены особенности учащихся класса:
несмотря на то, что большинство детей имеют средние способности, класс достаточно работоспособный, дети, как правило, хорошо взаимодействуют в группах, проявляют интерес к деятельности и изучаемому материалу.
Урок проведён в технологии системно-деятельностного обучения (работа в группах). Форма работы на уроке - групповая.
Цели урока:
Формировать у учащихся умение анализировать текст художественного произведения и выявлять ключевые идеи произведения. /опыт УУД на основе самостоятельной учебной деятельности, на основе метода исследования художественного текста.
Развивать умение ставить цель, планировать работу, рефлексировать и оценивать свою деятельность.
Способствовать формированию коммуникативных навыков и познавательного интереса.
В соответствии с целями был выбран тип урока: открытия новых знаний .
Структура урока:
Первый этап - ориентировочно-мотивационный (включает мотивационное начало урока, актуализацию, целеполагание, планирование учебной деятельности.
На первом этапе - актуализации знаний уч-ся был предложен отрывок из фильма «Уроки французского». Кроме того, на этапе целеполагания формировалось такое регулятивное учебное действие, как самостоятельное формулирование темы и цели урока, а также планирование своей деятельности.
Второй этап - операционно-исполнительский (решение поставленных задач и представление продукта деятельности групп - речевое высказывание).
В ходе представления продукта работы групп использовался метод словесной передачи информации. (+ поисковый при работе в группах)
Организация познавательной учебной деятельности была направлена прежде всего на формирование познавательных УУД (осмысленное чтение, отбор и анализ информации), а также коммуникативных УУД.
Третий этап - рефлексивно-оценочный (итоги урока, рефлексия).
На этапе рефлексии: сначала САМООЦЕНКА (в оценочных листах). Затем ОЦЕНКА ответственного в группе.
Таким образом, организация рефлексии способствовала формированию регулятивных и коммуникативных УУД.
В результате цели были достигнуты. Осмысление понятий, связанных с анализом текста, состоялось через самостоятельную познавательную деятельность. Урок способствовал формированию УУД в комплексе.
7