СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 9 классе. Пушкин о назначении поэта и поэзии .

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

А.С.Пушкин о  назначении  поэта  и  поэзии.

Цель урока: 

1. охарактеризовать взгляды Пушкина на задачи поэзии и поэта в жизни общества; помочь осмыслить пушкинскую идею о бессмертии человека-творца; углубить представление о философской лирике;

А.С.Пушкин о  назначении  поэта  и  поэзии.

Цель урока: 

1. охарактеризовать взгляды Пушкина на задачи поэзии и поэта в жизни общества; помочь осмыслить пушкинскую идею о бессмертии человека-творца; углубить представление о философской лирике;

А.С.Пушкин о  назначении  поэта  и  поэзии.

Цель урока: 

1. охарактеризовать взгляды Пушкина на задачи поэзии и поэта в жизни общества; помочь осмыслить пушкинскую идею о бессмертии человека-творца; углубить представление о философской лирике;

А.С.Пушкин о  назначении  поэта  и  поэзии.

Цель урока: 

1. охарактеризовать взгляды Пушкина на задачи поэзии и поэта в жизни общества; помочь осмыслить пушкинскую идею о бессмертии человека-творца; углубить представление о философской лирике;

А.С.Пушкин о  назначении  поэта  и  поэзии.

Цель урока: 

1. охарактеризовать взгляды Пушкина на задачи поэзии и поэта в жизни общества; помочь осмыслить пушкинскую идею о бессмертии человека-творца; углубить представление о философской лирике;

А.С.Пушкин о  назначении  поэта  и  поэзии.

Цель урока: 

1. охарактеризовать взгляды Пушкина на задачи поэзии и поэта в жизни общества; помочь осмыслить пушкинскую идею о бессмертии человека-творца; углубить представление о философской лирике;

А.С.Пушкин о  назначении  поэта  и  поэзии.

Цель урока: 

1. охарактеризовать взгляды Пушкина на задачи поэзии и поэта в жизни общества; помочь осмыслить пушкинскую идею о бессмертии человека-творца; углубить представление о философской лирике;

А.С.Пушкин о  назначении  поэта  и  поэзии.

Цель урока: 

1. охарактеризовать взгляды Пушкина на задачи поэзии и поэта в жизни общества; помочь осмыслить пушкинскую идею о бессмертии человека-творца; углубить представление о философской лирике;

А.С.Пушкин о  назначении  поэта  и  поэзии.

Цель урока: 

1. охарактеризовать взгляды Пушкина на задачи поэзии и поэта в жизни общества; помочь осмыслить пушкинскую идею о бессмертии человека-творца; углубить представление о философской лирике;

А.С.Пушкин о  назначении  поэта  и  поэзии.

Цель урока: 

1. охарактеризовать взгляды Пушкина на задачи поэзии и поэта в жизни общества; помочь осмыслить пушкинскую идею о бессмертии человека-творца; углубить представление о философской лирике;

А.С.Пушкин о  назначении  поэта  и  поэзии.

Цель урока: 

1. охарактеризовать взгляды Пушкина на задачи поэзии и поэта в жизни общества; помочь осмыслить пушкинскую идею о бессмертии человека-творца; углубить представление о философской лирике;

А.С.Пушкин о  назначении  поэта  и  поэзии.

Цель урока: 

1. охарактеризовать взгляды Пушкина на задачи поэзии и поэта в жизни общества; помочь осмыслить пушкинскую идею о бессмертии человека-творца; углубить представление о философской лирике;

А.С.Пушкин о  назначении  поэта  и  поэзии.

Цель урока: 

1. охарактеризовать взгляды Пушкина на задачи поэзии и поэта в жизни общества; помочь осмыслить пушкинскую идею о бессмертии человека-творца; углубить представление о философской лирике;

А.С.Пушкин о  назначении  поэта  и  поэзии.

Цель урока: 

1. охарактеризовать взгляды Пушкина на задачи поэзии и поэта в жизни общества; помочь осмыслить пушкинскую идею о бессмертии человека-творца; углубить представление о философской лирике;

А.С.Пушкин о  назначении  поэта  и  поэзии.

Цель урока: 

1. охарактеризовать взгляды Пушкина на задачи поэзии и поэта в жизни общества; помочь осмыслить пушкинскую идею о бессмертии человека-творца; углубить представление о философской лирике;

А.С.Пушкин о  назначении  поэта  и  поэзии.

Цель урока: 

1. охарактеризовать взгляды Пушкина на задачи поэзии и поэта в жизни общества; помочь осмыслить пушкинскую идею о бессмертии человека-творца; углубить представление о философской лирике;

А.С.Пушкин о  назначении  поэта  и  поэзии.

Цель урока: 

1. охарактеризовать взгляды Пушкина на задачи поэзии и поэта в жизни общества; помочь осмыслить пушкинскую идею о бессмертии человека-творца; углубить представление о философской лирике;

А.С.Пушкин о  назначении  поэта  и  поэзии.

Цель урока: 

1. охарактеризовать взгляды Пушкина на задачи поэзии и поэта в жизни общества; помочь осмыслить пушкинскую идею о бессмертии человека-творца; углубить представление о философской лирике;

А.С.Пушкин о  назначении  поэта  и  поэзии.

Цель урока: 

1. охарактеризовать взгляды Пушкина на задачи поэзии и поэта в жизни общества; помочь осмыслить пушкинскую идею о бессмертии человека-творца; углубить представление о философской лирике;

А.С.Пушкин о  назначении  поэта  и  поэзии.

Цель урока: 

1. охарактеризовать взгляды Пушкина на задачи поэзии и поэта в жизни общества; помочь осмыслить пушкинскую идею о бессмертии человека-творца; углубить представление о философской лирике;

А.С.Пушкин о  назначении  поэта  и  поэзии.

Цель урока: 

1. охарактеризовать взгляды Пушкина на задачи поэзии и поэта в жизни общества; помочь осмыслить пушкинскую идею о бессмертии человека-творца; углубить представление о философской лирике;

А.С.Пушкин о  назначении  поэта  и  поэзии.

Цель урока: 

1. охарактеризовать взгляды Пушкина на задачи поэзии и поэта в жизни общества; помочь осмыслить пушкинскую идею о бессмертии человека-творца; углубить представление о философской лирике;

А.С.Пушкин о  назначении  поэта  и  поэзии.

Цель урока: 

1. охарактеризовать взгляды Пушкина на задачи поэзии и поэта в жизни общества; помочь осмыслить пушкинскую идею о бессмертии человека-творца; углубить представление о философской лирике;

А.С.Пушкин о  назначении  поэта  и  поэзии.

Цель урока: 

1. охарактеризовать взгляды Пушкина на задачи поэзии и поэта в жизни общества; помочь осмыслить пушкинскую идею о бессмертии человека-творца; углубить представление о философской лирике;

А.С.Пушкин о  назначении  поэта  и  поэзии.

Цель урока: 

1. охарактеризовать взгляды Пушкина на задачи поэзии и поэта в жизни общества; помочь осмыслить пушкинскую идею о бессмертии человека-творца; углубить представление о философской лирике;

А.С.Пушкин о  назначении  поэта  и  поэзии.

Цель урока: 

1. охарактеризовать взгляды Пушкина на задачи поэзии и поэта в жизни общества; помочь осмыслить пушкинскую идею о бессмертии человека-творца; углубить представление о философской лирике;

А.С.Пушкин о  назначении  поэта  и  поэзии.

Цель урока: 

1. охарактеризовать взгляды Пушкина на задачи поэзии и поэта в жизни общества; помочь осмыслить пушкинскую идею о бессмертии человека-творца; углубить представление о философской лирике;

А.С.Пушкин о  назначении  поэта  и  поэзии.

Цель урока: 

1. охарактеризовать взгляды Пушкина на задачи поэзии и поэта в жизни общества; помочь осмыслить пушкинскую идею о бессмертии человека-творца; углубить представление о философской лирике;

А.С.Пушкин о  назначении  поэта  и  поэзии.

Цель урока: 

1. охарактеризовать взгляды Пушкина на задачи поэзии и поэта в жизни общества; помочь осмыслить пушкинскую идею о бессмертии человека-творца; углубить представление о философской лирике;

А.С.Пушкин о  назначении  поэта  и  поэзии.

Цель урока: 

1. охарактеризовать взгляды Пушкина на задачи поэзии и поэта в жизни общества; помочь осмыслить пушкинскую идею о бессмертии человека-творца; углубить представление о философской лирике;

А.С.Пушкин о  назначении  поэта  и  поэзии.

Цель урока: 

1. охарактеризовать взгляды Пушкина на задачи поэзии и поэта в жизни общества; помочь осмыслить пушкинскую идею о бессмертии человека-творца; углубить представление о философской лирике;

А.С.Пушкин о  назначении  поэта  и  поэзии.

Цель урока: 

1. охарактеризовать взгляды Пушкина на задачи поэзии и поэта в жизни общества; помочь осмыслить пушкинскую идею о бессмертии человека-творца; углубить представление о философской лирике;

А.С.Пушкин о  назначении  поэта  и  поэзии.

Цель урока: 

1. охарактеризовать взгляды Пушкина на задачи поэзии и поэта в жизни общества; помочь осмыслить пушкинскую идею о бессмертии человека-творца; углубить представление о философской лирике;

А.С.Пушкин о  назначении  поэта  и  поэзии.

Цель урока: 

1. охарактеризовать взгляды Пушкина на задачи поэзии и поэта в жизни общества; помочь осмыслить пушкинскую идею о бессмертии человека-творца; углубить представление о философской лирике;

А.С.Пушкин о  назначении  поэта  и  поэзии.

Цель урока: 

1. охарактеризовать взгляды Пушкина на задачи поэзии и поэта в жизни общества; помочь осмыслить пушкинскую идею о бессмертии человека-творца; углубить представление о философской лирике;

А.С.Пушкин о  назначении  поэта  и  поэзии.

Цель урока: 

1. охарактеризовать взгляды Пушкина на задачи поэзии и поэта в жизни общества; помочь осмыслить пушкинскую идею о бессмертии человека-творца; углубить представление о философской лирике;

А.С.Пушкин о  назначении  поэта  и  поэзии.

Цель урока: 

1. охарактеризовать взгляды Пушкина на задачи поэзии и поэта в жизни общества; помочь осмыслить пушкинскую идею о бессмертии человека-творца; углубить представление о философской лирике;

А.С.Пушкин о  назначении  поэта  и  поэзии.

Цель урока: 

1. охарактеризовать взгляды Пушкина на задачи поэзии и поэта в жизни общества; помочь осмыслить пушкинскую идею о бессмертии человека-творца; углубить представление о философской лирике;

А.С.Пушкин о  назначении  поэта  и  поэзии.

Цель урока: 

1. охарактеризовать взгляды Пушкина на задачи поэзии и поэта в жизни общества; помочь осмыслить пушкинскую идею о бессмертии человека-творца; углубить представление о философской лирике;

А.С.Пушкин о  назначении  поэта  и  поэзии.

Цель урока: 

1. охарактеризовать взгляды Пушкина на задачи поэзии и поэта в жизни общества; помочь осмыслить пушкинскую идею о бессмертии человека-творца; углубить представление о философской лирике;

А.С.Пушкин о  назначении  поэта  и  поэзии.

Цель урока: 

1. охарактеризовать взгляды Пушкина на задачи поэзии и поэта в жизни общества; помочь осмыслить пушкинскую идею о бессмертии человека-творца; углубить представление о философской лирике;

А.С.Пушкин о  назначении  поэта  и  поэзии.

Цель урока: 

1. охарактеризовать взгляды Пушкина на задачи поэзии и поэта в жизни общества; помочь осмыслить пушкинскую идею о бессмертии человека-творца; углубить представление о философской лирике;

А.С.Пушкин о  назначении  поэта  и  поэзии.

Цель урока:   охарактеризовать взгляды Пушкина на задачи поэзии и поэта в жизни общества; помочь осмыслить пушкинскую идею о бессмертии человека-творца; углубить представление о философской лирике;

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 9 классе. Пушкин о назначении поэта и поэзии .»


МАОУ

«Молчановская средняя общеобразовательная школа №1»












Урок

Пушкин о назначении поэта и поэзии



Крицкой Людмилы Ивановны

учителя русского языка и литературы


















С. Молчаново

2020



Тема : А.С.Пушкин о назначении поэта и поэзии.

Цель урока:

1. охарактеризовать взгляды Пушкина на задачи поэзии и поэта в жизни общества; помочь осмыслить пушкинскую идею о бессмертии человека-творца; углубить представление о философской лирике;

2. развивать умение анализировать лирическое стихотворение.

3. - воспитывать внимательное отношение к поэзии, определить своё место в жизни.



Ход урока:

…чувства добрые я лирой пробуждал…

А.С.Пушкин

Лекция.

  1. Предшественники и современники Пушкина о роли поэта и поэзии.

Гораций в оде «Я воздвиг памятник» ставит в заслугу себе внесение в римскую литературу традиций греческой лирики.

из ничтожества был славою

Я избран за то, что первый

Я на голос эолийский свел песнь Италии…

Конечно, это была большая заслуга, но Гораций оставляет в стороне общественное значение поэзии.

М.В. Ломоносов, переводя оду Горация (»К музе» 1747г.) , утверждает бессмертие поэзии, но нового в трактовку темы не вносит.

Г.Р.Державин («Памятник» 1796г.) уже не просто повторяет ряд мотивов Горация:

Так! — весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.

Но и выдвигает свое понимание значения поэтического труда, ставя себе в заслугу

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о боге
И истину царям с улыбкой говорить.

Так впервые определено общественное значение поэзии в жизни народа.


2. Взглды Пушкина на роли поэта и поэзии.

А.С.Пушкин понимает смысл и назначение деятельности поэта неизмеримо глубже. Еще на заре своей литературной деятельности в лицейских стихотворениях он задумывался над задачей ии судьбой поэзии в современном обществе.

В первом напечатанном стихотворении Пушкина «К другу стихотворцу» мы находим такие размышления поэта

Не так, любезный друг, писатели богаты;
Судьбой им не даны ни мраморны палаты,
Ни чистым золотом набиты сундуки:
Лачужка под землей, высоки чердаки —
Вот пышны их дворцы, великолепны залы.
Поэтов — хвалят все, питают — лишь журналы;
Катится мимо их Фортуны колесо; ….

Их жизнь — ряд горестей, гремяща слава — сон.

И все же, понимая незавидную судьбу поэта, лицеист Пушкин избирает литературное творчество, он готов вступить на него, как бы ни была трудна судьба поэта, какие бы лишения, тревоги, борьба и страдания не ожидали бы его:

Мой жребий пал, я лиру избираю.

Уже в этом раннем стихотворении слышатся явные ноты презрения к сильным мира сего.

В 1818г. Пушкин пишет стихотворение «К Лицинию». Вспоминая сатирика Ювенала, Пушкин так определяет задачи поэта:

кипит в груди свобода;
Во мне не дремлет дух великого народа.


В сатире праведной порок изображу
И нравы сих веков потомству обнажу.

Так возникает у Пушкина образ поэта-борца, глашатая народных мнений. В понимании Пушкина поэт не одописатель в честь вельмож и царей, не певец Фелицы, он - «эхо русского народа»

На лире скромной, благородной
Земных богов я не хвалил
И силе в гордости свободной
Кадилом лести не чадил.
Свободу лишь учася славить,
Стихами жертвуя лишь ей,
Я не рождён царей забавить
Стыдливой Музою моей.
Но, признаюсь, под Геликоном,
Где Касталийский ток шумел,
Я, вдохновенный Аполлоном,
Елисавету втайне пел.
Небесного земной свидетель,
Воспламененною душой
Я пел на троне добродетель
С её приветною красой.
Любовь и тайная Свобода
Внушали сердцу гимн простой,
И неподкупный голос мой
 Был эхо русского народа.

Плюсковой

И этим принципам поэтического творчества Пушкин был верен всю жизнь. Ему приходилось отстаивать свободу своего творчества в борьбе с самодержавием.

В 1826 - 1831 годах Пушкин создает ряд стихотворений о задачах поэта и поэзии:

«Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту», «Эхо»

- Чтение стихотворений учащимися.

- В чем видит Пушкин назначение поэта?

В этих стихотворениях Пушкин развивает свой взгляд на задачи поэзии и утверждает:

  1. Поэт свободен в своем творчестве.

  2. Он идет своим путем, определенным высоким призванием.

  3. Творчество поэта – благородный подвиг.

  4. Поэт независим от суждений светской толпы и черни.

Мыслью о высоком общественном призвании поэта пронизано стихотворение «Пророк»(1826)

В бумагах Пушкина сохранилась запись: «Услышал о с. Р.П.М.К.Б», т.е о тех, кто был казнен 13 июля 1826года. В это же время он узнал о ссылке Пущина и Кюхельбекера. «Пророк» стал непосредственным откликом на эти события.

«Новым пророком» , «пророком России», смелым глашатаем правды, пророком-обличителем, грозным мстителем, являющимся в последней «позорной» одежде декабристов перед царем – убийцей, чтобы предречь неизбежную гибель торжествующей твердыне насилия и зла, - так ощущал себя в эти первые страшные минуты после получения известия о трагедии 13 июля восславивший свободу вслед Радищеву Пушкин»,- писал Благой

«…Поэтом создается в эту пору один из величайших образцов его лирики, стихотворение "Пророк", в котором с исключительной силой выражена мысль о гражданском назначении поэта-пророка, борца с общественным злом и неправдой, призванного "глаголом жечь сердца людей". По свидетельству ряда осведомленных современников, "Пророк" сперва заканчивался острополитическим четверостишием, гневно бичующим царя -- убийцу декабристов.


  1. Работа с текстом стихотворения.

- Читать стихотворение.

1. Выделите церковно-славянскую лексику.

2. Что означают слова: духовная жажда, томим, мрачная пустыня, влачился, перепутье, вещие зеницы, персты, внял, прозябанье, празднословный, десница.

3. Объясните значение сравнения: «отверзлись вечные зеницы, как у испуганной орлицы»?

4. Что услышал поэт после того, как его слуха коснулся серафим?

5. Может ли это услышать обыкновенный человек? Почему это слышит поэт?

6. Как преобразился путник?

7. Какая разница между старым «трепетным» сердцем поэта и новым?

Теперь это сердце, горящее любовью к людям, ненавистью к неправде, сердце пророка.

8. Что значит «виждь и внемли»?

Поэт предстает в виде пророка. В религиозном представлении пророк – провозвестник и истолкователь воли божества. И этот библейский образ нужен Пушкину для характеристики высокого назначения поэта – истинного выразителя суда истории.

Поэт – носитель подлинной правды, он единственный судья над всеми, воплощение высшей справедливости. В минуты вдохновения поэт действительно становится пророком, он обладает высшей мудростью, ему понятны законы природы, людской жизни, у него дар сердцеведения, он может жечь словом сердца людей.

«Пророк был напечатан в том виде, в котором мы его читаем, но в памяти друзей Пушкина сохранилось еще четыре четверостишье:

Восстань, восстань, пророк России,

В позорны ризы облекись,

Или и с вырвием вдоль шеи

К царю – губителю явись!

9. Отметьте, при помощи каких художественных средств Пушкину удалось достичь такого убедительного эффекта.

(Библейская основа сюжета, образы – символы, форма патетического монолога, особенный язык, анафоры.)

В русую литературу А.С. Пушкин явился первым общенациональным поэтом, народным поэтом. В этом его историческая заслуга. И сам Пушкин видел ценность своего творчества в том, что оно было народным. Это убеждение нашло отражение в стихотворении «Памятник». Оно явилось поэтическим завещанием поэта.

- Работа со словами:

Александрийский столп – памятник Александру 1, победителю Наполена.

Пиит- поэт

Язык - народ

Тунгуз – эвенки и эвены

- Чтение стихотворения.

- Беседа с учащимися:

- Какие стороны своего творчества отмечает Пушкин:

  • Народность («Не зарастет к нему народная тропа»)

  • Гуманизм ( «…чувства добрые я лирой пробуждал»)

  • Вольнолюбие («…восславил я свободу»)

  • Бессмертие поэзии («душа в заветной лире \\ Мой прах переживёт и тленья убежит»)

  • Независимость поэта («Веленью божию, о муза, будь послушна»)

Пушкин считает себя поэтом великой многонациональной страны и обращается ко всем народам как к равным. Это было особенно новым в его время..

- Определите художественные особенности стихотворения.

(Жанр - ода, размер 4х и 6истопный ямб, торжественная речь , архаизмы).

Стихотворение направлено в будущее, только за пределами жизни поэта его ожидают память и признание; в настоящем иное: несправедливый «суд холопов», хвалы и клевета профанов, наветы глупцов.

«Памятник» тесно связан с «Пророком». В «Пророке» (десять лет назад) поэт услышал голос, к нему воззвали и теперь он ответил, и это отчет, как он выполнил веление. Пушкин очень строг: он не судит сам о том, как он исполнился волею, насколько хорошо видел и внимал; но за то, как « жег глаголом сердца людей», он держит ответ. А судить будут другие. Поэт выполнил свой долг.


Домашнее задание: сделать анализ стихотворений «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту», «Эхо»



Непомнящий В.С. Поэзия и судьба М. Советский писатель. 1987.

Благой Д. Д.. Стихотворения Пушкина .


Березкина С.В.»Пророк» Пушкина:современные проблемы изучения.