Тема | «Сравнительный анализ героев басен Эзопа и И.А. Крылова «Ворона и лисица»» |
Цель | Создания условий для полноценного восприятия произведений И.А. Крылова, продемонстрировать сложность и неоднозначность жанра басни и роль морали в ней. |
Задачи | Образовательные: создать условия для расширения представлений о басне как одном из жанров литературы; закрепить умения анализировать басню, находить главную мысль басни -мораль, воспринимать переносное значение смысла басни; продолжить формирование навыков выразительного чтения, монологической речи, планирования ответа, навыков самоконтроля; создать условия для формирования интереса к искусству слова; Развивающие: развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы; развивать творческое воображение; развивать навыки беглого, сознательного и выразительного чтения; обогащать и активизировать словарный запас; развивать умения и навыки анализа басни. Воспитательные: воспитывать интерес к чтению; содействовать воспитанию нравственных качеств; воспитывать умение сотрудничать в паре. Коррекционные: развивать речь, внимание, логическое мышление, обще учебные умения: понимать задание; расширять словарный запас. |
УУД | Личностные УУД: познавательная активность, наблюдательность, внимательность, любознательность; способность к самооценке, желание улучшать результаты своего учебного труда; Регулятивные УУД: осознавать границы собственных знаний и понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять познавательные задачи на усвоение новых знаний; по заданиям (в словесной и графической форме) понимать и принимать учебную задачу; планировать свои учебные действия (самостоятельно, с одноклассниками, с помощью учителя) для решения учебно-познавательных, учебно-практических задач; проверять правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в ходе решения поставленных задач; осуществлять взаимоконтроль; оценивать успехи своей деятельности. Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя при этом принятые нормы культуры речи; высказывать своё мнение по вопросам, обсуждаемым в классе, в группе учащихся, отстаивать его, аргументируя свою позицию, принимать мнение других участников беседы, если оно оказывается более правильным; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению. Познавательные УУД: понимать информацию, представленную в разных формах: словесной, изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой; преобразовывать информацию из одной формы в другую; осознанно читать, критически оценивать получаемую информацию, соотносить её с ранее полученными знаниями, собственным опытом; использовать средства ИКТ; выполнять логические операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, подведения под понятие, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений, фиксации выводов в различной форме; представлять результаты учебной работы в разных формах. |
Планируемые результаты | Учащиеся научаться: знать литературоведческие понятия: басня, мораль; выразительно читать басни; высказывать собственное мнение о прочитанном; характеризовать поступки главных героев; Учащиеся получат возможность: |
Методы и приемы | Словесный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, практический, информационно-коммуникативные технологии, парная и фронтальная формы работы, индивидуальный и дифференцированный подходы при выполнении заданий. |
Межпредметные связи | С уроком русского языка – однокоренные слова. |
Основные понятия | Басня, мораль. |
Ресурсы: | Учебник Кац, Литературное чтение, часть 2, 4 класс, рабочая тетрадь. Компьютер, аудиозапись текста басни, тест, материал для групповой работы, музыка для физкультминутки, картинки для рефлексии. |
Формы урока | фронтальная, индивидуальная, работа в парах. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты: формируемые УУД |
Самоопределение к деятельности Цель: установление психологического комфорта, настрой детей на работу. | Памятка «Быть внимательным» Девиз устного урока. | Работа с опорой на памятку. Проговаривание правил работы на уроке. «Я буду разговаривать, я буду выговаривать, Все правильно и внятно, Чтоб всем было понятно». | Личностные УУД: положительное отношение и интерес к уроку; Регулятивные УУД: определять познавательные задачи на усвоение новых знаний; |
Актуализация знаний учащихся Цель: отработка изученных правил. Подготовка к восприятию нового материала. | Тест по изученному материалу. Выберите правильный ответ и поднимите карандаш или фломастер этого цвета. 1. БАСНЯ – это: 2. БАСНИ ПИСАЛИСЬ С ЦЕЛЬЮ: 3. ФОРМА РЕЧИ БАСНИ ИМЕЕТ: прямое значение иносказательное значении 4. В БАСНЕ: 5. В чём успех басен? Они высмеивают не людей, а животных. Они через животных высмеивают не людей, а их пороки. Они высмеивают только богатых людей. | Отвечают на вопросы теста с помощью цветных сигналов. - Краткий иносказательный рассказ поучительного характера. - Высмеять пороки людей. - Иносказательное значении. - Есть вывод – мораль. - Они через животных высмеивают не людей, а их пороки. | Познавательные УУД: выполнять логические операции, фиксации выводов в различной форме; Личностные УУД: познавательная активность, наблюдательность, внимательность, любознательность; Регулятивные УУД: осознавать границы собственных знаний; понимать и принимать учебную задачу; |
Мотивация к учебной деятельности | 1. Речевая разминка. а) Проворонила ворона воронёнка. - Что интересного заметили в этой скороговорке? б)(чистоговорка) Са-са-са - вот бежит, бежит лиса. Со-со-со – лиса катит колесо. Сы-сы-сы – хвост красивый у лисы. Су-су-су – в лесу видел я лису. Проверка домашнего задания. Какую басню мы читали на прошлом уроке? - Давайте теперь проверим домашнее задание: выразительно прочтем басню «Ворон и лисица». Учитель выставляет оценки за домашнее задание. | Учащиеся проговаривают скороговорку. - В той скороговорке однокоренные слова. Четко проговаривают слова второй скороговорки. - Мы читали басню Эзопа «Ворон и лисица». Выразительное чтение басни (2-3 человека). | Личностные УУД: познавательная активность, наблюдательность, внимательность, любознательность; Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную задачу; Познавательные УУД: критически оценивать получаемую информацию, соотносить её с ранее полученными знаниями; выполнять учебную задачу. |
Гимнастика для глаз | - На доске в противоположных сторонах висят картинки с изображением лисы и вороны. Вам необходимо переводить глаза с одной картинки на другую, не поворачивая при этом голову. | Выполняют гимнастику стоя. | Личностные УУД: желание вести здоровый образ жизни. |
Фиксация затруднения Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения. | - На доске высказывание: «Он превзошёл всех нам известных баснописцев». - Как вы думаете о ком эти строки? - Фамилия автора этих строк написана наоборот. - Попробуйте расшифровать высказывание: никшуП чивеегреС рднаскелА - Произведение какого автора мы сегодня будем читать? - А теперь поиграем в игру «Собери название». На карточках написаны герои басен. - Какому слову не нашлось пары? - Кого мы поставим в пару к вороне? | -Об известном русском баснописце И.А.Крылове. - Александр Сергеевич Пушкин - И.А.Крылова - «Лебедь, рак, да щука», «Слон и Моська», «Две бочки». - Ворона. - Лисицу. | Личностные УУД: познавательная активность, наблюдательность, внимательность, любознательность; желание улучшать результаты своего учебного труда; Регулятивные УУД: вносить необходимые коррективы в ходе решения поставленных задач; Познавательные УУД: критически оценивать получаемую информацию, соотносить её с ранее полученными знаниями, собственным опытом; выполнять логические операции. |
Постановка учебной задачи. Цель: организовать постановку проблемы через побуждающий от проблемной ситуации диалог. | - Какое произведение будем сегодня читать? - Какую цель поставим перед собой? | - Басню И.А.Крылова «Ворона и лисица» - Познакомится с новой басней И.А. Крылова, сравнить ее с басней Эзопа «Ворон и лисица». | Личностные УУД: положительное отношение и интерес к изучению темы; Регулятивные УУД: определять познавательные задачи на усвоение новых знаний; планировать свои учебные действия; Познавательные УУД: подведения под понятие, построения рассуждений. |
Построение проекта выхода из затруднения (изучение нового материала) Цель: построение и фиксация нового знания, отработка алгоритма деления чисел с нулем. | Словарная работа. - Давайте откроем рабочие тетради и выполним задание №1 на странице 6. - Прочитайте задание. Лесть - ________________ Гнусность - _________________ Не впрок - __________________ Взгромоздиться - _______________ | Фронтальная работа по объяснению значения слов. - Объясни значение слов. - Лицемерие - Неприятный, внушающий отвращение - Не на пользу - Взобраться с усилием | Познавательные УУД: выполнять логические операции, фиксации выводов в различной форме; Личностные УУД: познавательная активность, наблюдательность, внимательность, любознательность; Регулятивные УУД: осознавать и расширять границы собственных знаний и понимать перспективы дальнейшей учебной работы; |
Первичное понимание | Прослушивание аудиозаписи. - А теперь давайте прослушаем текст басни в исполнении известного народного артиста Валентина Гафта. Садитесь поудобнее и слушайте. Первичное восприятие. Какой предстала перед нами ворона? - А лиса? - Как вы думаете. Кто является отрицательным героем? - На чьей стороне симпатии автора? - Давайте откроем учебники на стр. - В стихах или прозе она написана? Работа с иллюстрацией. - Рассмотрите иллюстрацию к басне на стр. - Сравните величину фигурок Вороны и Лисицы. Высоко ли сидит Ворона? Можно ли с такого расстояния рассмотреть, какие у Вороны «пёрышки» и какой у неё «носок»? - Почему художник выбрал такой угол зрения?- Давайте прочитаем басню. Чтение басни. | Дети прослушивают аудиозапись басни. Учащиеся высказывают собственные мнения. Мнения учащихся могут разойтись. - Лиса, она обманула ворону. - Ворона, она была глупа и др. - В стихах. - На иллюстрации видно, что фигура вороны меньше фигуры лисы. - С такого расстояния невозможно рассмотреть детали. Это значит, что лиса обманывала. -Читают сильные ученики (2 человека). | Познавательные УУД: осознанно читать, соотносить полученную информацию с заданиями, выполнять логические операции, фиксации выводов в различной форме; Личностные УУД: познавательная активность; способность к самооценке, желание улучшать результаты своего учебного труда; Регулятивные УУД: проверять правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в ходе решения поставленных задач; осуществлять самоконтроль за усвоением предметных и метапредметных знаний и умений; |
Физкультминутка | - Сейчас мы немного отдохнем и отправимся в лес, где выполним упражнения с животными. | Физкультминутка «Бурундуки». | Личностные УУД: желание вести здоровый образ жизни. |
Включение нового знания в систему знаний Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. | Раскрытие морали. -Мы знаем, что басни писались не ради ворон и лисиц. Иван Андреевич Крылов хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит, и мы с вами, стали умнее, добрее и лучше. Бывают ли такие случаи у людей? Приведите примеры. -Найдите в тексте и прочитайте строки, в которых выражена главная мысль басни? -Как вы понимаете эти строки? -Чему учит нас эта басня? -Найдите слова, в которых заключается главная мысль произведения. -Как вы их понимаете? Работа в парах. -Давайте вспомним правила работы в парах. - Вам необходимо будет написать черты характера главных героев. Один представите пары зачитывает характеристики. Мы познакомились с басней Эзопа и Крылова. Что их объединяет? В чем различия? Какой текст басни понравился больше? Почему? | - Учащиеся приводят примеры из жизни. «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна, но только всё не впрок, и в сердце льстец отыщет уголок». Нельзя верить тем, кто льстит. - Обмениваются мнениями, делают обобщение: Лиса – хитрая, умная, лживая, коварная, обманчивая. Ворона – глупая, доверчивая, неуклюжая. Главные герои, мораль. - Одна басня написана в прозе. Другая в стихотворной форме. - Басня Крылова, потому что там интереснее описаны главные герои. | Познавательные УУД: соотносить полученную информацию с заданиями, выполнять логические операции, фиксации выводов в различной форме; Личностные УУД: познавательная активность; способность к самооценке, желание улучшать результаты своего учебного труда; Регулятивные УУД: осуществлять самоконтроль за усвоением предметных и метапредметных знаний и умений; |
Подведение итогов РЕФЛЕКСИЯ Цель: фиксация достижений поставленных целей. Выявление уровня трудности, эмоционального отношения к уроку. | Какие же недостатки критикуют авторы? -Полезным ли для вас оказался урок? - Как знания, полученные на уроке могут пригодиться в жизни. - Добились цели урока? Рефлексия эмоционального состояния. Прикрепите магнитики к той картинке, которая соответствует вашему эмоциональному состоянию. | Лесть, легкомыслие, тщеславие, простоту. - Не лгать, не слушать лесть. Учащиеся оценивают свое эмоциональное состояние. | Личностные УУД: положительное отношение к предмету и теме урока; Регулятивные УУД: осознавать границы собственных знаний и понимать перспективы дальнейшей учебной работы, оценивать успехи своей деятельности. |
Домашнее задание Цель: обсуждение домашнего задания. | Стр. 44-46 выразительное чтение басни, раб.тетр. стр. 7 №2. | Записывают задание в дневник. | Регулятивные УУД: определять познавательные задачи на отработку новых знаний. |