Урок литературного чтения в 4 классе
УМК «Планета знаний»
Н.С. Гумилев «Маркиз де Карабас»
Работа с текстом до чтения
- По какому разделу учебника мы сейчас путешествуем? ( Авторские сказки)
- Сегодня мы познакомимся с одним великим путешественником.
- Какие авторские сказки уже читали? («Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказку о царе Салтане» А.С. Пушкина, Х.-К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»)
- Эти авторы сами придумывали сюжеты сказок? (Брали сюжеты из народных сказок)
- Сегодня в разделе «Авторские сказки» Н.С. Гумилев «Маркиз де Карабас»
На доске: портрет Н.С. Гумилева
- Нет ли у вас каких вопросов, замечаний?
- Что напоминает? (Сказку «Кот в сапогах»)
- Кто автор этого произведения? (Шарль Перро)
Шарль Перро – французский поэт, критик, член Французской академии, жил в 17 веке. Ныне известен как автор «Сказок матушки Гусыни» (Кот в сапогах, Золушка, Красная шапочка, Мальчик с пальчик, Спящая красавица и другие)
Сборник этих сказок был опубликован во Франции в 1697 году.
На доске: Шарль Перро, 17 век, 1697 год
- Знакома ли вам сказка «Кот в сапогах»?
Проверим, разгадав кроссворд.
На доске:
По горизонтали:
Животное, в которое Людоед превратился в первый раз. (лев)
Часть наследства, которая досталась старшему брату. (мельница)
Часть наследства, которая досталась среднему брату. (осел)
Животное, в которое Людоед превратился во второй раз. (мышь)
Какое имя придумал своему хозяину Кот в сапогах? (Маркиз)
Кто первым попался в мешок Коту? (кролик)
Кто сказал королю, что поля принадлежат маркизу Карабасу? (жнецы)
Каких птиц преподнёс в дар королю Кот? (куропатки)
По вертикали: ВЕЛЬМОЖА – знатный и богатый человек, занимающий высокое положение в обществе.
- Каким же образом Маркиз де Карабас оказался героем русской литературы?
- Что поможет ответить на этот вопрос? (биография поэта)
Дети читают биографию Н.С. Гумилева:
ГУМИЛЁВ НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ
(1886 – 1921)
Русский поэт Серебряного века, переводчик, литературный критик, путешественник, офицер.
Родился в 1886 г. в дворянской семье кронштадтского корабельного врача Степана Яковлевича Гумилёва. Мать – Гумилёва (Львова) Анна Ивановна.
В детстве Николай Гумилёв был слабым и болезненным ребёнком: его постоянно мучили головные боли, он плохо переносил шум. Своё первое четверостишие про прекрасную Ниагару будущий поэт написал в 6 лет.
В 1894 году поступил в Царскосельскую гимназию. В 1900 г. из-за болезни брата семья уехала на Кавказ. Здесь в «Тифлисском листке» 1902 года впервые было опубликовано стихотворение Н. Гумилёва « Я в лес бежал из городов…»
В 1903 г. Гумилёвы вернулись в Царское Село. Весной 1906 г. Гумилёв закончил гимназию. (………..)
После окончания гимназии Гумилёв уехал учиться в Сорбонну. ( ? ) С 1906 года Н. Гумилёв жил в Париже: слушал лекции по французской литературе в Сорбонне, изучал живопись – и много путешествовал. Николай Гумилёв – не только поэт, но и один из крупнейших исследователей Африки. Он совершил несколько экспедиций по восточной и северо-восточной Африке и привёз в Музей антропологии и этнографии (Кунсткамеру) в Санкт-Петербурге богатейшую коллекцию.
В 1910 г. вышел сборник «Жемчуга», в который вошло стихотворение «Маркиз де Карабас».
Начало 1914 г. было тяжёлым для поэта: возникли трудности с женой (А.А. Ахматова), наскучила богемная жизнь, которую он вёл, вернувшись из Африки. После начала Первой мировой войны в начале августа 1914 г. Гумилёв записался добровольцем в армию.
В августе 1921 г. Гумилёв был арестован по подозрению в участии в заговоре против советской власти.
- Во сколько лет Николай закончил гимназию? (20 лет)
Было много переездов, плохо учился. Хотели отчислить, но директор сказал: «Всё это правда, но ведь он пишет стихи…»
- Что такое Сорбонна? (Парижский университет)
- Как же Маркиз де Карабас оказался в русской литературе?
( Возможно, Гумилев читал сказки в детстве)
- В России сказки Ш. Перро были опубликованы в 1768 году
На доске: 1768 год
(Возможно, изучал в Париже французскую литературу)
- Что интересного узнали о поэте?
2. Работа во время чтения текста.
- В каком году написано стихотворение «Маркиз де Карабас»? (1910)
На доске: 1910 год
- Сколько лет прошло с тех пор? (больше 100 лет)
- Как вы думаете, изменился ли язык за эти годы?
Чтение стихотворения
- Где реальное, а где фантастическое?
- Как понимаете слова «Когда же роща тьму прикличет»?
- Какая картина соответствует этому описанию?
- О чем мурлычет кот? (призывает жить при дворе)
- А что маркиз? (На утро снова я под ивой
(В её корнях такой уют)
Рукой рассеянно-ленивой
Бросаю камни в дымный пруд.
Как тяжелы они, как метки,
Как по воде они скользят!
… И в каждой травке, в каждой ветке
Я мой встречаю маркизат.)
- Ничем Маркиз не напоминает вам автора? (отрывок из статьи)
- Какими качествами наделил поэт Маркиза?
3. Работа после чтения текста.
- Что же подтолкнуло Н.С. Гумилева к написанию этого стихотворения? ( сказка Ш. Перро, опостылевшая богемная жизнь)
Н.С. Гумилев написал много стихов, на некоторые из них положена музыка и получились песни.
Прослушивание песни на стихи Н.С. Гумилева