СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения в 4 классе. Н. С. Гумилёв "Маркиз де Карабас"

Нажмите, чтобы узнать подробности

УМК "Планета знаний". Литературное чтение 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 4 классе. Н. С. Гумилёв "Маркиз де Карабас"»



Урок литературного чтения в 4 классе

УМК «Планета знаний»

Н.С. Гумилев «Маркиз де Карабас»



  1. Работа с текстом до чтения

- По какому разделу учебника мы сейчас путешествуем? ( Авторские сказки)

- Сегодня мы познакомимся с одним великим путешественником.

- Какие авторские сказки уже читали? («Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказку о царе Салтане» А.С. Пушкина, Х.-К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»)

- Эти авторы сами придумывали сюжеты сказок? (Брали сюжеты из народных сказок)

- Сегодня в разделе «Авторские сказки» Н.С. Гумилев «Маркиз де Карабас»

На доске: портрет Н.С. Гумилева

- Нет ли у вас каких вопросов, замечаний?

- Что напоминает? (Сказку «Кот в сапогах»)

- Кто автор этого произведения? (Шарль Перро)

Шарль Перро – французский поэт, критик, член Французской академии, жил в 17 веке. Ныне известен как автор «Сказок матушки Гусыни» (Кот в сапогах, Золушка, Красная шапочка, Мальчик с пальчик, Спящая красавица и другие)

Сборник этих сказок был опубликован во Франции в 1697 году.

На доске: Шарль Перро, 17 век, 1697 год


- Знакома ли вам сказка «Кот в сапогах»?

Проверим, разгадав кроссворд.

На доске:





1













2










3












4















5










6














7







8














По горизонтали:

  1. Животное, в которое Людоед превратился в первый раз. (лев)

  2. Часть наследства, которая досталась старшему брату. (мельница)

  3. Часть наследства, которая досталась среднему брату. (осел)

  4. Животное, в которое Людоед превратился во второй раз. (мышь)

  5. Какое имя придумал своему хозяину Кот в сапогах? (Маркиз)

  6. Кто первым попался в мешок Коту? (кролик)

  7. Кто сказал королю, что поля принадлежат маркизу Карабасу? (жнецы)

  8. Каких птиц преподнёс в дар королю Кот? (куропатки)

По вертикали: ВЕЛЬМОЖА – знатный и богатый человек, занимающий высокое положение в обществе.

- Каким же образом Маркиз де Карабас оказался героем русской литературы?

- Что поможет ответить на этот вопрос? (биография поэта)

Дети читают биографию Н.С. Гумилева:


ГУМИЛЁВ НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ

(1886 – 1921)

Русский поэт Серебряного века, переводчик, литературный критик, путешественник, офицер.

Родился в 1886 г. в дворянской семье кронштадтского корабельного врача Степана Яковлевича Гумилёва. Мать – Гумилёва (Львова) Анна Ивановна.

В детстве Николай Гумилёв был слабым и болезненным ребёнком: его постоянно мучили головные боли, он плохо переносил шум. Своё первое четверостишие про прекрасную Ниагару будущий поэт написал в 6 лет.

В 1894 году поступил в Царскосельскую гимназию. В 1900 г. из-за болезни брата семья уехала на Кавказ. Здесь в «Тифлисском листке» 1902 года впервые было опубликовано стихотворение Н. Гумилёва « Я в лес бежал из городов…»

В 1903 г. Гумилёвы вернулись в Царское Село. Весной 1906 г. Гумилёв закончил гимназию. (………..)

После окончания гимназии Гумилёв уехал учиться в Сорбонну. ( ? ) С 1906 года Н. Гумилёв жил в Париже: слушал лекции по французской литературе в Сорбонне, изучал живопись – и много путешествовал. Николай Гумилёв – не только поэт, но и один из крупнейших исследователей Африки. Он совершил несколько экспедиций по восточной и северо-восточной Африке и привёз в Музей антропологии и этнографии (Кунсткамеру) в Санкт-Петербурге богатейшую коллекцию.

В 1910 г. вышел сборник «Жемчуга», в который вошло стихотворение «Маркиз де Карабас».

Начало 1914 г. было тяжёлым для поэта: возникли трудности с женой (А.А. Ахматова), наскучила богемная жизнь, которую он вёл, вернувшись из Африки. После начала Первой мировой войны в начале августа 1914 г. Гумилёв записался добровольцем в армию.

В августе 1921 г. Гумилёв был арестован по подозрению в участии в заговоре против советской власти.

- Во сколько лет Николай закончил гимназию? (20 лет)

Было много переездов, плохо учился. Хотели отчислить, но директор сказал: «Всё это правда, но ведь он пишет стихи…»

- Что такое Сорбонна? (Парижский университет)

- Как же Маркиз де Карабас оказался в русской литературе?

( Возможно, Гумилев читал сказки в детстве)

- В России сказки Ш. Перро были опубликованы в 1768 году

На доске: 1768 год

(Возможно, изучал в Париже французскую литературу)

- Что интересного узнали о поэте?


2. Работа во время чтения текста.

- В каком году написано стихотворение «Маркиз де Карабас»? (1910)

На доске: 1910 год

- Сколько лет прошло с тех пор? (больше 100 лет)

- Как вы думаете, изменился ли язык за эти годы?

Чтение стихотворения

- Где реальное, а где фантастическое?

- Как понимаете слова «Когда же роща тьму прикличет»?

- Какая картина соответствует этому описанию?

- О чем мурлычет кот? (призывает жить при дворе)

- А что маркиз? (На утро снова я под ивой

(В её корнях такой уют)

Рукой рассеянно-ленивой

Бросаю камни в дымный пруд.

Как тяжелы они, как метки,

Как по воде они скользят!

… И в каждой травке, в каждой ветке

Я мой встречаю маркизат.)

- Ничем Маркиз не напоминает вам автора? (отрывок из статьи)

- Какими качествами наделил поэт Маркиза?


3. Работа после чтения текста.

- Что же подтолкнуло Н.С. Гумилева к написанию этого стихотворения? ( сказка Ш. Перро, опостылевшая богемная жизнь)

Н.С. Гумилев написал много стихов, на некоторые из них положена музыка и получились песни.

Прослушивание песни на стихи Н.С. Гумилева