СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 5 классе «Только жизнь невозместима…» (Антон Рубинштейн) (По отрывку из романа Л.Н. Толстого «Война и мир»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи урока: 

общие – помочь учащимся разобраться в отношении Л. Толстого к войне как величайшей трагедии на примере судеб героев романа; обсудить вопросы, связанные с гуманным отношением к военнопленным;

частные – формировать умение собирать материал для сравнительной характеристики героев; расширить представление о роли художественной детали в характеристике героев; познакомить ребят с жанром дневниковых записей.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 5 классе «Только жизнь невозместима…» (Антон Рубинштейн) (По отрывку из романа Л.Н. Толстого «Война и мир»)»

Петрова Наталья Петровна,

учитель русского языка и литературы,

высшая квалификационная категория


Урок литературы в 5 классе

Тема урока: «Только жизнь невозместима…» (Антон Рубинштейн)

(По отрывку из романа Л.Н. Толстого «Война и мир»)


Оборудование: экспозиция книг Л.Н. Толстого, посвященных войнам; выставка иллюстраций учащихся к отрывку из романа «Война и мир»; выставка «Лев Толстой в Ясной поляне»; портрет писателя с комментарием; выписанные из энциклопедического словаря и распечатанные на компьютере толкования слов «война», «военнопленные», «гуманность», «гуманитарное право», «Гаагские конвенции»; учебное пособие «Вокруг тебя мир» (5 класс); рабочие тетради по литературе; классная доска.

Оформление доски: на доске записана тема урока; висит портрет Л.Н. Толстого с комментарием под ним; на обратной стороне записано домашнее задание.

Цели и задачи урока:

общие – помочь учащимся разобраться в отношении Л. Толстого к войне как величайшей трагедии на примере судеб героев романа; обсудить вопросы, связанные с гуманным отношением к военнопленным;

частные – формировать умение собирать материал для сравнительной характеристики героев; расширить представление о роли художественной детали в характеристике героев; познакомить ребят с жанром дневниковых записей.


Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя с элементами беседы.

Тема сегодняшнего урока «Только жизнь невозместима, кроме нее – все и вся». Эти строки, ставшие афоризмом, принадлежат русскому музыканту Антону Рубинштейну (1829-1894). Мы продолжим разговор о жизни, о трудной жизни людей на войне, об их отношениях и чувствах на примере судеб героев из романа Льва Толстого «Война и мир».

На прошлых уроках мы сравнивали 2 произведения о войне 1812 года: стихотворение Лермонтова «Бородино» и роман Толстого «Война и мир». Что же в них общего и что различно?

3. Проверка домашнего задания (проводится в ходе опроса).

Дома вы должны были дочитать отрывки до конца и о прочитанных эпизодах рассказать от имени Пети Ростова, записав сочинения-миниатюры в виде дневниковых заметок.

4. Основная часть урока.

  1. Чтение домашней миниатюры (приезд Пети Ростова в отряд Денисова).

  2. Беседа по вопросам о прочитанном.

  • Каким нам видится Петя с первых страниц отрывка?

  • Как Петя относится к окружающим его людям?

  • Кто такой Тихон Щербатый?

  • Есть у него отрицательные черты?

Да, Тихон не вызывал ни у кого восторга или воинской зависти. Он слывет всеобщим шутом. Автор даже сравнивает его с волком, Денисов называет его «шельма», а солдаты - «меринина здоровенный».

  1. Чтение домашней миниатюры (встреча Пети с пленным барабанщиком Венсаном Боссом).

  2. Продолжение беседы по прочитанному.

  • Как относится к пленному французскому мальчику-барабанщику Петя?

  • Чувство сострадания у Пети сильнее желания казаться взрослым. Присущи ли

человеческие чувства Денисову и другим солдатам из отряда?

  • Как относится к пленному Долохов?

  • Почему же Пете так нравится Долохов? Почему он считает Долохова героем?

5) Чтение в лицах о том, как Петя просился съездить на разведку с Долоховым. (Стр. 58-59)

  • Как Долохов относится к Пете?

  1. Аналитическое чтение (стр. 61-62).

Перед боем Петя видит странный и удивительный сон. Как вы думаете, почему Толстой вводит в повествование рассказ о чудесном сне Пети? (Чудесная музыка, красивые голоса, высокое небо и ясные звезды помогают лучше понять настроение Пети, его мечту в прекрасное будущее, в котором он обязательно совершит подвиг.)

7) Художественный пересказ последнего эпизода гибели Пети Ростова, с привлечением иллюстрации к фильму «Война и мир».

  1. Беседа по отрывку.

  • Успел ли Петя Ростов совершить героический поступок, о котором мечтал?

  • Как отнеслись к гибели Пети Денисов и Долохов?

4. Подведение итогов урока. Выводы.

1) Ответы на вопросы.

  • Есть ли на свете что-нибудь дороже, ценнее человеческой жизни?

  • А есть ли место на войне другим человеческим чувствам? Каким?

5. Запись в тетради (продолжение начатой на предыдущем уроке диаграммы).

6. Словарная работа.

Кто-то из учеников подготовил несколько справочных материалов, взятых из энциклопедических словарей. Статьи распечатаны на компьютере в виде небольших табличек и вывешиваются на доску с параллельным комментарием учащегося и учителя.

На войне тоже есть возможность проявлять гуманное отношение к безоружному врагу. Вот несколько справочных материалов, которые помогут нам ответить на вопросы. Что такое гуманность? Кто такие военнопленные и как регулируется режим военного плена?

  • Гуманностьэто любовь, внимание к человеку, уважение к человеческой личности; доброе отношение ко всему живому. (Запись в тетрадь.)

  • Военнопленные – это лица, принадлежащие к вооруженным силам воюющей стороны. Режим военного плена регулируется Положением о законах и обычаях войны. (Запись в тетрадь.)

7. Заключительное слово учителя.

Мне хотелось бы обратить ваше внимание на то, что в современном мире права человека, наций и народов призвано обеспечивать гуманитарное право. В Гааге в 1899 и 1907 гг. были приняты международные конвенции о мирном разрешении международных споров, нейтралитете, о защите мирных жителей, режиме военнопленных, участи раненых и больных, о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.

8. Задание на дом.

На выбор: сочинение «Война глазами маленького барабанщика», письмо президентам воюющих стран или сочинение-размышление по афоризму.

9. Комментирование оценок.

Если останется время, можно предложить ребятам прокомментировать свои иллюстрации, можно также предложить небольшую викторину «Кто самый внимательный читатель?» по отрывку. (Примерные вопросы: Как звали Денисова? С кем приехал Петя в отряд Денисова? Сколько лет Пете Ростову? О ком эти слова: «Рожа его расплылась в улыбке, обнажив ущерб зуба»? и т.д.)