СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 8 классе Тема: «Чудеса надо делать своими руками»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:Познакомить учащихся с повестью А. Грина «Алые паруса »,рассмотреть композицию произведения, проанализировать образы главных героев, образность речи писателя;  

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 8 классе Тема: «Чудеса надо делать своими руками»»

Урок литературы в 8 классе

Тема: «Чудеса надо делать своими руками»




















Выполнила:
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Цветочненская СШ»
Кайбуллаева Л.Р.


Урок – путешествие

На алых парусах Грина

Тема: «Чудеса надо делать своими руками!»

... Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками.

А. Грин

Цели урока:

1.Познакомить учащихся с повестью А. Грина «Алые паруса »,рассмотреть композицию произведения, проанализировать образы главных героев, образность речи писателя;

2.Развивать речь учащихся, память, мышление, творческое воображение.

3.Воспитывать любовь к русской литературе, вдумчивого читателя.

Ход урока:



  1. Организационный момент.
    Учитель:

«Мечта разыскивает путь, -

(Под музыку)

Закрыты все пути;

Мечта разыскивает путь, -
Намечены пути;

Мечта разыскивает путь, -
Открыты все пути.»

  1. Актуализация

    Ребята! Кто написал эти строчки и о чем они?

- А. Грин стихотворение «Движение». Если человек идет к своей мечте, разыскивает путь, для того чтобы она исполнилась, то перед ним откроются все пути и мечта исполнится, станет явью.

Учитель: Ребята! Так скажите, о ком и о чем мы будем сегодня говорить? Мечтал ли кто-нибудь из вас совершить путешествие на корабле, на бриге с алыми парусами?

Так вот, сегодня мы совершим такое путешествие по страницам повести-феерии А. Грина «Алые паруса». Мы встретимся еще раз с Ассоль и Греем, побываем в Каперне, поговорим со сказочником в волшебном лесу.

  1. Работа по теме.

    Открыли тетради, записали число, тему урока, эпиграф. Учитель: Перед тем, как отправиться в путешествие давайте вспомним о Грине.

Похож или не похож рассказ о Грине на другие рассказы о других писателях и почему?

(ответы учеников и рассказ биографии Грина)

Учитель: Всей своей жизнью Грин утверждает: мечта сбудется если сильно желать, мечта в руках человека, в его власти.

Начинаем путешествие.

  1. Какие мысли и чувства вас волновали, когда вы читали феерию Грина «Алые паруса»?

  2. Что отличает «алые паруса» от уже знакомых нам книг?

  3. Какова тема этого произведения?

Задание: Прослушать музыкальные фрагменты и сказать: мироощущение каких героев книги Грина можно передать той или иной музыкой?

(играет музыка, учащиеся отвечают)

Учитель: действительно в камерной, нежной мелодии Чайковского угадывается хрупкий и мечтательный характер Ассоль. В хаотичных, лишенных гармонии звуках «Пикассо-сюиты» мы видим обывательский городишко Каперна с его грубыми, ограниченными жителями.

Ребята! В любом путешествии можно встретить случайного знакомого. Давайте послушаем «Разговор со случайным знакомым» Роберта Рождественского.

(Стихотворение)

Что сближает эти два произведения: «Алые паруса» Грина и стихотворение Рождественского. |

- стихотворение Рождественского построено на таком же резком контрасте, как и феерия Грина «Алые паруса». Это контраст мировоззрений и мироощущений. С одной стороны: жители Каперны, с другой - нежная, мечтательна Ассоль, Грей.

А сейчас ребята, давайте вглядимся в Каперну и ее обывателей, встретимся с Ассоль и Греем.

(раздать карточки с заданием)

Каперна

  1. Дайте характеристику Минерсу. Как автор показывает нам его непривлекательность?

  • его поступки

  1. Какими изображены жители Каперны?

стр. 328 «Эгль о Каперне + таблица»

  1. Какими словами передает легенду об алых парусах прохожий-нищий?

  2. Сделайте вывод о нравственном облике Каперны.

  3. Ваше отношение к жителям Каперны.

Вывод: облик Каперны - серый, скучный, неинтересный. Обыватели - жестокие, пошлые, ограниченные. Не умеют мечтать и не желают мечтать, не способны видеть прекрасное, не способны делать добро.

Ассоль

1. Как росла Ассоль, какие светлые и темные стороны жизни видела она еще в детстве?

- росла без друзей, дети обижали ее, когда она пыталась с ними сблизиться, швыряли грязью, дразнили. Ее попытки сблизиться заканчивались синяками и плачем. Наконец она перестала оскорбляться, но все еще спрашивала у отца: «почему нас не любят?»; отец отвечал: «Они просто не умеют любить».

2. Что помогало ей преодолевать невзгоды?

3. Выберите из 1 главы детали портрета. Как в нем проявилась душевная красота девочки и авторское отношение к ней?

4. Какие черты характера мы видим в ее поступках? Например.

5. Как отец отнесся к ее мечте об алых парусах?

6. Сделайте вывод о внутреннем мире Ассоль.

7. Ваше отношение к Ассоль.

Грей

  1. Каким было детство и юность Грея? Что отличало его от родителей?

  2. Что роднит Ассоль и Грея?

  3. Почему корабельной команде Грей объясняет покупку шелка очень прагматично (долго и внятно)?

  4. Найдите описание оттенка шелка на которой остановился Грей, и объясните почему именно этот цвет привлек юношу? Как называется прием, который использует Грин, то есть что это за художественное средство выразительности? (сравнение)

  5. Какую нехитрую истину понял Грей?

  6. Ваше отношение к Грею?

. А теперь посмотрим на цепочку слов: добрые дела - чудо - счастье.

Как связаны эти понятия?

Кого в этой феерии можно назвать счастливыми людьми? Почему?

Учитель: Подходит к концу путешествие. Ребята! Вы обратили внимание, каким словом заканчивается повесть? - словом «счастье»

И мы верим, что встреча Ассоль и Грея обещает им только счастье, ведь они оба знают цену ему.

Ребята! А какие мы можем и должны делать добрые дела чтобы мы сами, и люди, окружающие нас были счастливы? (ответы)

Мы заканчиваем наш урок словами благодарности Грину, который подарил нам это чудо - феерию «Алые паруса»

(Стихи)

IV.Итог урока

  1. Понравилось ли вам наше путешествие?

  2. Чему мы научились?

Мы сегодня тоже совершили чудо, своими руками. Вы - были внимательными читателями, талантливыми художниками. Хочу закончить урок словами поэта:

«да будем мы людьми, что грезят жизнью!»


V.Домашнее задание Сочинение.