Открытый урок по математике
Тема урока: Килограмм
Цели урока: помочь учащимся усвоить представления о новой величине – массе и единице измерения массы – килограмме, освоение данных понятий с целью применения их в жизненных ситуациях.
Оцениваем себя: для оценивания в коробочке на каждой парте лежат гири, вырезанные из бумаги (оранжевые — 4 балла, всё сделано правильно, аккуратно
жёлтые — 3 балла, допущена 1 ошибка, написано неаккуратно
зелёная — 2 балла, 2-3 ошибки, грязно
фиолетовая — 1 балл, неправильно
Личностные результаты
1) формировать способность оценивать собственные математические знания и умения
2) формировать способность устно оценивать работу своих одноклассников в виде суждения и объяснения
3) использовать полученные знания при решении жизненных ситуаций
4) развиватькоммуникативныенавыкиприколлективномобсуждениивыступленийребят
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
формулировать цель, задачи учебной деятельности с помощью подводящего диалога учителя
осознавать и принимать учебную задачу
оценивать результат собственной учебной деятельности с помощью листов самоконтроля
совместно с учителем составлять план решения задачи.
Познавательные универсальные учебные действия:
1) учить формулировать учебную задачу, отвечая на проблемный вопрос
2) учить работать с дополнительным материалом (Интернет, энциклопедии)
3) добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.)
4) перерабатывать полученную информацию, делать выводы на основе обобщения знаний общечеловеческих законов.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
1) доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций
2) слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
3) вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками
4) строить осознанное высказывание в устной форме
Предметные результаты
1) научить сравнивать одинаковые внешне предметы по массе
2) развиват ьвычислительные навыки и умение решать текстовые задачи
3) грамотно использовать в речи математические термины и понятия
ХОД УРОКА:
Организация класса.
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей!
Подтянитесь, улыбнитесь
И тихонько все садитесь.
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнем
И наш урок начнем.
Скажите ребята:
- Что такое исследование? (Изучение какого-либо предмета или явления.)
- Кто такой исследователь? (Человек, который занимается исследованием.)
- Сегодня, мы с вами – исследователи. Но для этого необходимо быть очень вдумчивыми, внимательными и наблюдательными.
А чтобы работа была успешной – улыбнитесь друг другу.
- Перед началом исследования проведём разминку.
2. Актуализация знаний
-И начнем с зарядки для ума.
Угадай, о каком числе идет речь: оно больше 6 на 2, его соседями являются числа 7 и 9 (8).
Как получить число 8.
Первое слагаемое 5, второе 4. Чему равно значение суммы? (9)
4. -Покажите число, которое на 1 меньше 7. (6)
5. - Я задумала число, прибавила к нему 3 и получила 7. Какое число я задумала? (4)
6. - Уменьшаемое 9, вычитаемое 6. Чему равно значение разности? (3)
7. - На сколько 7 меньше 9? (на 2)
2.Работа с задачами.
- Ребята, у вас на столе лежат карточки. Я прочитаю вам задачи. Вам необходимо выбрать нужную карточку с решением задачи.
А) Вчера температура воздуха на улице была 8 градусов, а сегодня на 2 градуса теплее. Какая температура воздуха сегодня?
- В чем измеряли температуру? (В градусах)
Б) Длина ручки 8 см, а длина ластика 2см. На сколько см ручка длиннее ластика?
В чём измеряли длину ручки и ластика? (В сантиметрах)
В) Мама собрала 8 стаканов ягод, а дочь – на 2 стакана меньше. Сколько стаканов ягод собрала дочь?
- В чем измеряли количество ягод? (В стаканах)
Кому работа показалась интересной, кто не испытывал трудности в работе, поднимите красный квадратик.
Кто испытывал трудности, поднимите зелёный квадратик (в чём испытывал трудности, объясни)
4. Постановка учебной задачи и ее решение
-Ребята, посмотрите, что лежит у вас на партах?
-Сравните эти полоски по цвету, форме и длине. Какие они?
-Что надо сделать, чтобы сравнить их по длине? От какого деления мы измеряем по линейке?
-В каких единицах мы измеряем длину?
Кому работа показалась трудной поднимите квадратик.
- Кто не испытал трудности в работе и с лёгкостью справился с заданием?
У меня на столе две коробки. Сравните их, что вы можете сказать? (Коробки одинаковые по цвету, форме, размеру).
- Но я вас уверяю, что эти коробки разные. В чём их отличия?
- Есть свойства, которые мы не всегда можем увидеть. Чтобы обнаружить такое свойство, нужно взять предметы в руки. (Один ученик выходит к доске и проводит эксперимент).
- Что теперь можете сказать? (одна коробка легче, другая тяжелее).
- Легче или тяжелее мы говорим тогда, когда имеем в виду свойство, как же его назвать? (Масса, килограмм)
- А как же называется такое свойство предметов?
На доске выставляется слово МАССА.
- Посмотрите на это слово. Что интересного заметили в написании? (Двойная буква с).
- Сколько здесь слогов? ( 2)
Постановка цели урока
Поставьте перед собой цель. Чему будете учиться?
- Что же поможет нам точно сравнить предмет по массе?
Какой инструмент? (Демонстрация весов.) СЛАЙДЫ ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Практическая работа. Исследование.
- Как же с помощью данных весов определить, какой предмет тяжелее, какой легче? (проблемный вопрос)
- Сейчас мы проведём небольшое исследование.
- Вам предстоит сравнить массу предметов с помощью весов и сделать определённые выводы.
- Ребята, возьмите в одну руку учебник, а в другую тетрадь. Что легче, а что тяжелее?(Учебник тяжелее тетради, тетрадь легче учебника.)
- Теперь возьмите в одну руку учебник, а в другую – ручку. Что легче, а что тяжелее?(Учебник тяжелее ручки, а ручка легче учебника).
- Ребята, а кто догадался, что мы сейчас сравниваем? (Массы предметов).
- Да, правильно, мы сравнивали массы предметов. И поэтому правильно будет говорить, что масса учебника больше массы тетради, а масса тетради…(меньше массы учебника) (дети заканчивают предложение).
- Если масса ручки меньше массы учебника, то…(масса учебника больше массы ручки) (предложение заканчивают дети).
- А теперь возьмите в каждую руку по учебнику и сравните их массы. Что можно сказать о массах учебников? (Масса одного учебника равна массе другого учебника).
- Ребята, а каким прибором измеряют массу предметов? (Весами).
- Правильно, массу предметов измеряют весами.
(На доску вывешивается слово «весы» )
- Давайте прочитаем это слово по слогам.
Сколько здесь слогов? (2)
Где в жизни вы встречали весы?
- Люди каких профессий используют в своей деятельности весы?
У кого родители используют весы? Для чего?
Работа с презентацией. Рассматривание слайдов.
Весы бывают разные: чашечные, электронные, аптечные, механические. (рассматривание слайдов).
Ребята, посмотрите на доску.
- Прокомментируйте рисунок. (На одной чаше лежит яблоко, а на другой – 5 клубничек. Чаши весов находятся на одном уровне, в равновесии (массы одинаковые)).
- Запишем: 1 ябл. = 5 кл.
- Но мы знаем, что 1
- Какой вывод можно сделать?
- Раньше люди пользовались разными мерками: камнями, яблоками и др. Но все они были неудобны в использовании, так как возникала путаница. И более 200 лет назад люди придумали мерку и назвали её – килограмм.
-Представьте, что вы пришли в магазин и просите взвесить 2 ---сахарного песка. В чём измеряется масса?
-В килограммах. (табличка на доске)
(На доске вывешивается слово «килограмм»).
Килограмм – это единица измерения массы
- Давайте прочитаем это слово по слогам. Какие особенности в написании этого слова вы заметили? Сколько здесь слогов? (3)
- Сокращенно это слово записывают « кг.».(На доске вывешивается КГ).
– В математике слово «килограмм» принято писать сокращенно: кг, например: 1 кг, 2 кг, 3 кг и т. д.
– Прочитайте записи:3 кг, 4 кг, 6 кг, 7 кг.
- Ребята, какие предметы можно взвесить с помощью новой величины?
- Чтобы взвесить, например, арбуз, что понадобится? (гири)
- Есть гири массой 1 кг, 2кг, 5 кг. Существуют и другие единицы измерения веса: граммы, тонны, центнеры. Но основной является килограмм.
Физминутка.
- Встаньте из-за парт и представьте себя чашечными весами. Левая рука - левая чашка весов, правая рука – правая чашка. Изображайте работу весов по моим командам.
- весы находятся в равновесии;
- левая чаша весов опустилась;
- правая чаша весов опустилась;
- весы находятся в равновесии;
- масса предмета на правой чаше тяжелее, чем на левой;
- весы находятся в равновесии;
- груз на левой чаше легче;
- весы находятся в равновесии.
Закрепление изученного материала
Работа по учебнику.
№ 1 стр.36
Что видите на рисунке? (Весы, гири.)
-Для чего нужны гири?
-Чтобы взвешивать массу на весах, где нет шкалы.
– Узнайте, что легче: арбуз или гиря?
– Узнай массу пакета с мукой.
Как можно с помощью гирь в 1кг, 2кг и 5кг взвесить 3кг? 7кг? 4кг?
Оцениваем себя.
Кто не испытывал трудности и справился с заданием поднимите карточку.
Кто не справился с заданием. В чём испытывали трудность?
Задачи на смекалку: (устно)
1) Индюк весит 10 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу?
2) В одном ящике лежало 8 кг муки, а в другом – 8 кг гвоздей. Какой ящик тяжелее?
Работа с тетрадью на печатной основе
- Откройте тетрадь на печатной основе на стр. 21 №1
Прочитайте задачу. Как можно одним словом назвать колокольчики и ромашки? (цветы) Сколько в букете колокольчиков?- 5 Сколько ромашек?-4. Мы можем узнать, сколько всего цветов в букете? Каким действием? Запишите решение и ответ в тетрадь. Самопроверка по ответам на доске. Работа над ошибками.
- Откройте тетрадь на печатной основе на стр. 21 №2.
Что взвешивают? В каком положении находятся весы?
Можем ли мы узнать массу тыквы? (5кг+2кг=7кг)
Сколько весит дыня? На 1 кг меньше, чем тыква. Мы можем узнать массу дыни? каким действием? (7кг-1кг=6кг) Запишите решение и ответ задачи в тетрадь. Самопроверка по ответам на доске. Работа над ошибками.
Кто не испытывал трудности и справился с заданием поднимите карточку.
Кто не справился с заданием. В чём испытывали трудность?
ФИЗМИНУТКА
Встаньте, пожалуйста.
– Поднимите вверх руки, кто считает, что 2 кг меньше. чем 4 кг.
– Спрячьте ручки за спину, если считаете, что 9кг меньше. чем 8кг.
Решите задачу: Мама купила 3 кг яблок. а груш на 2 кг больше. Чему равна масса купленных груш? Поднимите руки к плечам те, кто считает. что масса груш 5кг .
Присядьте столько раз, на сколько 8кг больше чем 4 кг.
Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
- Давайте исследуем весовой товар. Если товар весовой , выберите и подчеркните товар.
- Ананас 3кг, линейка15 см, мука10кг, 1 пачка чая , 2 коробки с машинками, 4 пакета сока, тыква 7кг, арбуз 5 кг.
-Сделайте взаимопроверку. Кто правильно выбрал товар? Кто допустил ошибку? Кому нужна тренировка? (Дети осуществляют самопроверку по образцу).
Кто не испытывал трудности и справился с заданием поднимите карточку.
Кто не справился с заданием. В чём испытывали трудность?
В магазине много покупателей. Я пошла в магазин и купила 3кг яблок и 1 кг апельсинов.
Решите задачу. Можем ли решить задачу? Нет. Почему? Потому что нет вопроса. Молодцы.
А что вы хотите узнать? Сколько всего кг фруктов?.( 4 кг)
А какой вопрос еще можно поставить? На сколько яблок больше, чем апельсинов? (На 2 кг.)
На сколько меньше апельсинов, чем яблок?
Подведение итогов урока
- Что мы сегодня исследовали?
-С каким новым свойством предметов вы познакомились?
- Какие новые слова вы узнали?
- Давайте попробуем сформулировать вывод, используя новые слова.
- Достигли ли мы наших целей урока?
Кто не испытывал трудности и справился с заданием поднимите карточку.
Кто не справился с заданием. В чём испытывали трудность?
- Мы сегодня говорили о килограмме. Это известная мера массы.
-А самых любознательных я попрошу дома в энциклопедии найти сведения о старинных мерах массы и рассказать нам на следующем уроке.
Спасибо за старание. Ведь главное – желание.
А навыки и знания с годами к нам придут.
Прозвенит звонок с урока – отдохнуть придёт пора.
Что узнали на уроке, не забудем никогда.
- Где в реальной жизни пригодятся данные знания?
- Что вы можете дома взвесить?
Ребята, кто сегодня был самым активным на уроке? Предлагаю самому активному открыть коробочку и угостить всех детей. Молодцы!