СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики по теме "Вычитание трехзначных чисел с переходом через разряд вида 300-156".(программа Петерсон Л.Г.)

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия нового знания. Цеь урока: формирование умения вычитать трёхзначные числа с переходом через разряд, записывать операции вычитания с переходом через разряд столбиком.

Просмотр содержимого документа
«Урок математики по теме "Вычитание трехзначных чисел с переходом через разряд вида 300-156".(программа Петерсон Л.Г.)»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ

Дата: 28.11.2023

Школа: МБУ Школа №70 , г.Тольятти

Класс: 2 «Г»

Время: 8:45 – 9:25

Кабинет: 214

Учитель: Черналева Ирина Сергеевна

Тема урока: «Вычитание трёхзначных чисел: 300-156»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование умения вычитать трёхзначные числа с переходом через разряд, записывать

операции вычитания с переходом через разряд столбиком.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1.Сформировать у обучающихся знания о вычитании

трёхзначных чисел с переходом через разряд, когда в

уменьшаемом встречаются нули.;

2.Совершенствовать вычислительные навыки вычитания.

Предметные: научатся:

1.Выполнять арифметические действия : вычитание;

2. Нахождение неизвестного компонента арифметического

действия.

Развивающие:

1.Развивать навыки устного счета;

2.Развивать навыки сложения и вычитания трехзначных

чисел.

Личностные:

1.Оценивать свои успехи в изучении математики, намечать

пути устранения трудностей;

2.Применять правила совместной деятельности со

сверстниками.

Воспитательные:

1. Воспитывать адекватное понимание причины

успеха/неуспеха в учебной деятельности;

2. Воспитать трудолюбие, внимание и дисциплинированность

на всех этапах урока.

УМК: «Учусь учиться», учебник математика 2 класс, ч.1. Л.Г.Петерсон, презентация, раздаточный материал.


ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образоват

ельная

цель

этапа

урока

Формы

организации

учеб.

деятельности

, методы и

приемы,

формы

контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые

метапредметные

результаты

Дидактически

е средства и

интерактивно

е

оборудование

Самооп

ределен

ие к

деятель

ности

(1-2

мин)

Включени

е в

учебную

деятельно

сть на

личностн

о

значимом

уровне

Фронтальна

я

Группа

словесных

методов:

слово

учителя

Группа

наглядных

методов:

показ

презентации

1. Приветствует учащихся

2. Психологически настраивает учащихся

класса на урок.

- Здравствуйте! Меня зовут Ксения Андреевна и

сегодня я проведу у вас урок математики.

- Сегодня на уроке,

мы вновь будем открывать

для себя новые знания,

узнаем много нового и

интересного,

если будем работать внимательно

и дружно.

2. Создание эмоционального настроя.

Налаживание контакта с классом.

-

Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи в

открытии новых знаний!

- Садитесь.

1.Приветствуют учителя.

2.Эмоционально

настраиваются на

восприятие знаний.

Здороваются друг с другом.

УУРД:

выработать

учебную

мотивацию

УУКД:

настраивать на

урок,

планировать

учебное

сотрудничества

с

преподавателем

и сверстниками;

включать в

деятельность;

способствовать

самоопределени

ю

Презентация

Слайд №1

Актуал

изация

знаний

и

мотива

ция (4-5

минут)

Готовност

ь

мышлени

я и

осознание

потребнос

ти к

построен

ию

Фронтальна

я

Индивидуал

ьная

Парная

Группа

1. Актуализирует знания учащихся и

проводит устный счет.

- Откройте свои рабочие тетради.

Отступим 4

клетки вниз от предыдущей работы и 10 клеток

влево.

Запишем

число:

28

ноября

и

ниже

классная работа.

- В начале урока мы выполним разминку, а

именно, поработаем с устным счётом. Я буду

1. Вспоминают учебный

материал, выполняя

математический диктант.

Записывают число,

классная работа.

Слушают учителя

УУКД:

объяснять

полученный

ответ с

использованием

изученной

терминологии; в

процессе

диалогов по

Презентация

Слайд № 2


нового

способа

действий

словесных

методов:

беседа

Группа

наглядных

методов:

показ

презентации

зачитывать вам вопрос, а вам нужно будет

ответить на него:

1. Назовите самое маленькое трехзначное число.

2.Назови самое большое трёхзначное число.

3. На сколько 26 меньше 45?

4. - Прочитайте числа:

420, 500, 380, 426, 678.

-Что объединяет эти числа?

- Из каких разрядов они состоят?

-

Назовите

числа,

в

которых

отсутствуют

единицы, десятки.

- Назовите наименьшее из этих чисел.

- Назовите наибольшее из этих чисел.

-

Распределите

все

эти

числа

в

порядке

возрастания.

-Молодцы, вы справились с этим заданием!

Работа в паре.

- А теперь я предлагаю вам поработать в парах,

но перед эти вспомним правила работы в паре.

Вам

необходимо

решить

примеры

с

трёхзначными числами.

- Что для этого надо знать?

-Решите совместно с соседом по парте:

523 - 113

240 +115

345+144

300- 156

-Давайте проверять!

2. Организует обсуждение с обучающимися

возникшего затруднения. (почему возникли

затруднения, что мы еще не знаем);

-Какой пример показался вам самым трудным?

Почему?

- С какой проблемой столкнулись?

- Итак, у нас затруднение!

- 100.

- 999.

- На 19.

Читают числа.

- Они все трехзначные.

- Единицы, десятки, сотни.

- Единиц нет: 420, 500, 380.

Десятки: 500.

- 380.

- 678.

- 380,420,426, 500, 678.

-

Алгоритм

сложения

и

вычитания

трехзначных

чисел.

- Последний. Нужно вычитать

из

единиц,

а

их

нет.

И из

десятков

вычесть

не

можем,

т.к.

десятков тоже нет.

-

Мы

не

умеем

вычитать

столбиком из

трехзначных

чисел,

в записи которого есть

нули.

обсуждению

изученного

материала;

ориентироваться

в алгоритмах.

УУРД:

планировать

этапы

предстоящей

работы,

определять

последовательно

сть учебных

действий;

осуществлять

контроль

процесса и

результата своей

деятельности;

Слайд №3

Слайд №4

Слайд №5

Слайд №6


Постан

овка

учебно

й

задачи

(4-5

мин)

Выявлени

е места и

причины

затруднен

ия,

постановк

а цели

урока

Фронтальна

я

Группа

словесных

методов:

учебный

диалог

Группа

наглядных

методов:

показ

презентации

1. Формулирует тему и цели урока вместе с

учащимися.

-

Может

быть,

кто-то догадался,

какой будет

тема урока?

- Более точно тема нашего урока будет звучать

так: «Вычитание трёхзначных чисел: 300-156»

-

А какую цель мы поставим на сегодняшний

урок?

Используйте

опору

на

слайде:

«изучить…» и «научиться…».

- На слайде вы видите план нашего с вами урока.

Внимательно прочитайте его и подумайте,

правильная ли у него последовательность

пунктов?

1. Сделаем выводы.

2. Изучим правила вычитания трёхзначных

чисел с переходом через разряд.

3. Научимся вычитать трехзначные числа с

переходом через разряд.

- Отлично! Когда план правильно составлен, мы

можем приступать к работе.

1. Выдвигают варианты

формулировок темы, цели и

плана, участвуют в их

обсуждении.

- Вычитание трехзначных

чисел.

Цель урока:

Изучить правила вычитания

трёхзначных чисел с

переходом через разряд.

Научиться вычитать

трехзначные числа с

переходом через разряд.

Восстанавливают

последовательность пунктов

плана.

1. Изучим правила вычитания

трёхзначных чисел с

переходом через разряд.

2. Научимся вычитать

трехзначные числа с

переходом через разряд.

3. Сделаем выводы.

УУПД:

формулировать

утверждение в

соответствии с

требованиями

учебной задачи

УУКД: строить

логическое

рассуждение

УУРД:

планировать

этапы

предстоящей

работы,

определять

последовательно

сть учебных

действий

Презентация

Слайд №6

Слайд №7

Слайд № 8-9

«Откр

ытие

детьми

нового

знания

»

(5-7

мин)

Построен

ие детьми

нового

способа

действий

и

формиров

ание

способнос

ти к его

выполнен

Фронтальна

я

Парная

Группа

словесных

методов:

учебный

диалог

Группа

1.Организует деятельность обучающихся по

открытию нового знания.

- Составим модель примера 300-156

- Как мы выполняем вычитание трехзначные

чисел?

- Что здесь мешает так действовать?

1.

Выполняют

задание

и

знакомятся с правилом

- Из сотен вычитают сотни, из

десятков- десятки, из единиц -

единицы.

- В уменьшаемом нет единиц

УУПД:

приобретать

практические

графические

навыки для

успешного

решения задач

УУКД: строить

логическое

рассуждение

Презентация

Слайд №10

Модели

сотен,

десятков и

единиц

Слайд №12


ию

наглядных

методов:

Примеры,

показ

презентации

- Где их взять?

-Что нужно сделать с сотней?

- А где взять единицы?

Заменим одну сотню этой моделью:

– Как будете действовать дальше?

- Запишите пример в столбик .

1) Ставим точку в уменьшаемом, над разрядом

сотен, над разрядом десятков ставим 10.

2) Теперь нам нужно занять единицы, теперь

есть из чего, занимаем из десятков.

Подписываем над 10 десятков 9, а над

единицами 10. ( следующий раз, в таких

примерах мы будем ставить 9 сразу, над

десятками).

Продолжаем вычитание.

3) Вычитаем из единиц единицы, из десятков (не

забываем что десятков 9)десятки, а из сотен,

сотни (одну заняли).

И у нас получается вот такой эталон:

ни в разряде десятков, ни в

разряде единиц.

- У сотни.

- Раздробить на 10 десятков.

- Надо из 10 десятков взять 1

десяток и раздробить его на 10

единиц.

- Вычитать по общему

правилу: 2 с – 1 с = 1 с, кладу

1 большой треугольник; 9 д –

5 д = 4 д, кладу 4 маленьких

треугольника; 10 е – 6 е = 4 е,

кладу 4 точки. Ответ: 144.

Слушают объяснение

учителя.

УУРД:

выполнять

правила

безопасного

использования

средств,

предлагаемых в

процессе

обучения

УУРД:

осуществлять

контроль

процесса и

результата своей

деятельности

Слайд №10

Слайд №11


- Открываем учебник на стр. 64 сравните их

похожи ли они?

- Попробуйте с помощью этого эталона словесно

объяснить решение примера.

- Верно ребята, молодцы!

- Да.

- Вычитаю единицы. Из 0 не

могу вычесть 6, поэтому

занимаю 1 сотню, дроблю её

на 10 десятков, из которых

занимаю 1 десяток, поэтому

десятков остаётся 9. 1 десяток

дроблю на 10 единиц: 10 – 6 =

4, пишу под единицами.

Вычитаю десятки: 9 – 5 = 4,

пишу под десятками.

Вычитаю сотни: 3 – 1 – 1 = 1,

пишу под сотнями. Ответ:

144.

Учебник с. 64

Первич

ное

закрепл

ение

(4-5

мин)

Усвоение

нового

способа

действий

Группа

словесных

методов:

беседа

Группа

наглядных

методов:

показ

презентации,

раздаточный

материал

Внешний

контроль

1. Организует первичное закрепление.

- Попробуем выполнить номер 2 на странице 64.

- Прочитаем задание 2. Что нужно сделать?

- Давайте приступим к выполнению, не

забывайте пользоваться эталоном.

- Следущее задание №4. Что нужно сделать?

- Итак, давайте начнём по цепочке сравнивать

трёхзначные числа.

1. Выполняют задание

- Выполнить вычитание и

проверить сложением.

Выполняют задание

- Нужно сравнить

трехзначные числа и

объяснить свой ответ.

- 834

число сотен больше.950 905

− в числе 843, число сотен

УУПД: проявлять

способность

ориентироваться в

учебном

материале

УУПД: применять

изученные методы

познания

УУРД: находить

ошибки в своей

работе,

устанавливать их

причины, вести

поиск путей

преодоления

ошибок

Презентация

Учебник с.64

Слайд №12

Слайд № 13


2. Повторение выражения единиц измерения

в сантиметры.

-Давайте повторим единицы измерения длины.

1 см = мм

1 дм = см

1 м = дм

1 м = см

-Давайте теперь решим 6 задание. Что нужно

сделать?

- Первые 2 столбика, решим все вместе.

- 3 столбик - мальчики, 4 столбик - девочки

решаете самостоятельно!

-Сравните то, что получилось у вас с эталоном

на доске. У кого получилось так же, поднимите

руку.

-Какие ошибки вы допустили?

больше.586 − 214

разность 568 − 214 меньше

уменьшаемого.329 + 479 479

− сумма 329 + 479 больше

слагаемого.719 − 38 719 −

308 − при одинаковых

уменьшаемых, та разность

больше, где вычитаемое

меньше.

Отвечают на вопросы

учителя.

- 1 см=10 мм

- 1 дм=10 см

- 1 м=10 дм

- 1м=100 см

- Выразить единицы

измерения в сантиметры.

- 2 м = 200 см

48 дм = 480 см

3 м 4 дм 5 см = 345 см

1 м 9 дм = 190 см

- 7 м 93 см=793 см

6 м 4 см = 604 см

24 дм 5 см= 245 см

8 м 7 см = 807 см

Проверяют по эталонам.

Рассказывают про

допущенные ошибки.

Слайд №14

Слайд №15

Динами

ческая

пауза

Снижение

эмоциона

льного и

физическ

ого

напряжен

ия

Практически

й:

выполнение

динамическо

й паузы

1.Организует динамическую паузу.

- Сейчас я предлагаю нам немного отдохнуть.

Встаньте со своих мест. Повторяйте движения за

видео.

1.Выполняют динамическую

паузу.

Выполняют движения.

Видео


Самост

оятельн

ая

работа

с

самопр

оверко

й

(7 мин)

Интерпре

тация

нового

способа

действий,

индивиду

альная

рефлекси

я

достижен

ия цели,

создание

ситуаций

успеха.

Фронтальна

я

Индивидуал

ьная

Группа

словесных

методов:

слово

учителя

Группа

практически

х методов:

изготовлени

е изделия

Внешний

контроль

1.Организует самостоятельную работу.

- Сейчас вы поработаете самостоятельно.

У каждого на парте лежит карточка с заданием,

ваша задача прочитать задание и выполнить его

самостоятельно.

Заметьте, у первого варианта свои задания, а у

второго варианта свои. Поэтому каждый

работает самостоятельно.

- Обмениваемся карточками с соседом по парте.

На экране вы видите эталон. Сравните его с

ответами вашего соседа.

- Оцените работу друг друга.

0 ошибок – «5»

1-2 ошибки – «4»

3 ошибки – «3»

Больше 3 ошибок, надеюсь ни у кого нет.

1.Выполняют

самостоятельную работу

2. Проверяют правильность

выполнения задания по

эталону

1 вариант

1

1. 146

2. 277

3. 224

2 382 см

2 вариант

1

1. 68

2. 176

3. 123

2 762 см

Взаимопроверка.

УУРД:

осуществлять

контроль

процесса и

результата своей

деятельности;

объективно

оценивать их

УУРД:

предвидеть

возможность

возникновения

трудностей

ошибок

Карточка с

самостоятель

ной работой

Слайд № 16

Слайд №17


Включе

ние в

систему

знаний,

повторе

ние

(5 мин)

Включени

е

открытия

в систему

знаний,

повторен

ие и

закреплен

ие ранее

изученног

о

Фронтальна

я

Группа

словесных

методов:

беседа

Группа

наглядных

методов:

демонстраци

я

презентации

Группа

практически

х методов:

практическа

я работа

1. Обобщение материала урока.

2. Вопросы на повторение теоретического

материала.

- Выполним номер 7 на странице 65.

Рассмотрите. Что необходимо сделать?

-Что нужно знать прежде чем начать выполнять

это задание?

-Запись решения в столбик в рабочей тетради.

-Какой из выше написанных примеров

соответствует нашей теме?

-В чем сложность решения?

-Какой разряд отсутствует в вычитаемом? Какое

правило используем в записи столбиком?

-Какой сделаем вывод?

-Молодцы ребята, вы смогли выполнить все

задания!

Отвечают на вопросы

учителя.

Выполняют задания.

-

Действия выполняются только с

одинаковыми величинами

,

(поэтому нужно перевести в

одну единицу измерения-см)

3 м 72 см + 24 дм 9 см = 372

см + 249 см = 621 см = 6 м 2

дм 1 см

90 дм 5 см − 76 см = 905 см −

76 см = 829 см = 8 м 2 дм 9 см

- Второй.

- Есть переход через разряд.

- Отсутствуют десятки.

Единицы под единицами,

десятки под десятками, сотни

под сотнями.

-

Вывод: чтобы выполнить

вычисления в единицах

измерения их нужно

перевести в одну единицу

измерения.

УУРД: выбирать

и при

необходимости

корректировать

способы

действий

УУКД:

объяснять

полученный

ответ с

использованием

изученной

терминологии

Презентация

Слайд №18-

19

Учебник с.65


Рефлек

сия

деятель

ности

(по

продук

ту)

( 2-3

мин)

Самооцен

ка

результат

ов своей

деятельно

сти

осознание

метода

построен

ия

Группа

словесных

методов:

беседа

Группа

наглядных

методов:

показ

презентации

Внешний

контроль

1.Организует анализ работы по критериям.

- Ребята, мы справились со всеми заданиями на

сегодня! Скажите, пожалуйста, какой была тема

сегодняшнего урока?

- Какие цели мы ставили?

- Достигли ли мы их?

- Кто сможет чётко проговорить правило

вычитания трехзначных чисел с переходом через

разряд?

-Теперь я точно вижу, что вы усвоили материал

урока.

- Поднимите большой палец вверх те, кто легко

справлялся сегодня на уроке с заданиями.

Большой палец вниз, если возникли трудности.

- Ребята, благодарю вас за работу на уроке. Урок

окончен!

1.Анализируют свою работу

на уроке, уровень усвоения

учебного материала.

-

«Вычитание

трёхзначных

чисел: 300-156»

- Изучить правила вычитания

трёхзначных чисел с

переходом через разряд.

Научиться вычитать

трехзначные числа с

переходом через разряд.

- Да, достигли.

Проговаривают правило.

Самооценивание

УУРД: оценивать

рациональность

своих действий,

давать им

качественную

характеристику

Презентация

Слайд № 20

Слайд №21

Слайд №22