4 класс
Урок 73
Математика
ТЕМА. Перестановка и группировка множителей
Цель деятельности учителя: способствовать развитию умений переставлять и группировать множители, решать задачи на встречное движение, выполнять геометрические построения, развитию вычислительных навыков обучающих 4-х классов.
Тип урока: комплексное применение знаний и способов действий.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): учащиеся научатся переставлять и группировать множители, решать задачи на встречное движение, выполнять геометрические построения, совершенствовать вычислительные навыки.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): учащиеся овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: применяют правила общения, осваивают навыки сотрудничества в учебной деятельности.
методы и формы обучения: словесный, наглядный, практический; фронтальная, индивидуальная.
Образовательные ресурсы:
1. Математика. 3–4 классы : поурочные планы по программе «Школа России». – Волгоград : Учитель, 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
2. http://rusfolder.com/32474579
Оборудование: таблица, интерактивная доска (экран), компьютер, проектор.
Основные понятия и термины: перестановка и группировка множителей.
Ход урока
I. Устный счет.
1. Разминка «Сколько…». Слайд 1 (сегодня на уроке нам будут помогать Маша и Медведь)
• …пальцев на правой ноге?
• …задних и передних лап у гуся?
• …углов у квадрата?
• …хвостов у двух котов?
• …гномов у Белоснежки?
2. Задачи на смекалку от Маши и Медведя. Слайд 2
• Тройка лошадей, на которой Маша и Медведь отправились во дворец, пробежала 15 км. Сколько км пробежала каждая лошадь? (15 км.)
• В корзине у Медведя лежало 10 яблок. Два из них он разрезал пополам. Сколько яблок в корзине? (10.)
Физминутка (музыкальная)
II. Актуализация опорных знаний.
Создание проблемной ситуации. Слайд 3
7 · 2 · 50 =
– Посмотрите ребята внимательно на числовое выражение. Вызовет ли затруднение вычисление в заданном порядке? Есть ли у вас предположения, как удобнее выполнить вычисление? В каком порядке нужно перемножить эти числа, чтобы быстрее вычислить ответ? (2 · 50 · 7)
– Какой закон умножения вы использовали? (Сочетательный.)

– Посмотрите ребята внимательно на круг. Как удобнее перемножить, начиная с числа 5, – по часовой стрелке или против часовой стрелки? Докажите.
– Итак, дети, мы использовали перестановку множителей. А если множителей много? В каком порядке вы выполните действия в данном числовом выражении? Объясните ребята.
25 · 3 · 4 · 9 =
– Да, если множителей много, то можно использовать группировку.
– Итак, сформулируйте тему урока. (Перестановка и группировка множителей.) Слайд 4
– Пригодится ли этот способ умножения чисел на уроках математики в дальнейшем?
– А сейчас наша задача – отработать навык перестановки и группировки множителей. Слайд 5
– Вспомните и назовите свойства умножения (с. 120).
• От перестановки множителей произведение не изменяется.
2 · 4 · 5 = 2 · 5 · 4
• Два соседних множителя можно заменять их произведением.
(6 · 2) · 5 = 6 · (2 · 5)
8 · 5 · 25 · 4 = (8 · 5) · (25 · 4)
III. Первичное закрепление знаний.
1. № 65.
– Используя эти свойства, объясните, как вы вычислили произведения.
2. Устная работа.
1) № 66.
– Вычисляя устно удобным способом, найдите значения выражений, проговорив сначала в парах.
Самостоятельно одновременно два ученика решают у доски.
– Самые смелые должны доказать, что хорошо усвоили новый материал, и помочь своим одноклассникам его закрепить.
1-й (8 · 6 · 5 · 20 – 2300) : 500 =
2-й (15 · 3 · 40 · 2 + 400) : 800 =
– Чему вы научились, выполнив предыдущее задание?
Вывод:
– Мы научились группировать множители, вспомнили порядок действий при решении примеров на все действия.
2) № 72.
Физминутка (музыкальная)
IV. Повторение изученного материала.
1. Решение задачи.
№ 67. Слайд 6
Предложить решить эту задачу двумя способами.

I способ:
1) 60 · 4 = 240 (км) – прошел первый поезд.
2) 520 – 240 = 280 (км) – прошел второй поезд.
3) 280 : 4 = 70 (км/ч).
II способ:
1) 520 : 4 = 130 (км/ч) – скорость сближения.
2) 130 – 60 = 70 (км/ч).
Ответ: скорость второго поезда 70 км/ч.
2. Работа над геометрическим материалом.
1) Нахождение площади квадрата.
– Машенька оказалась хорошей хозяйкой. Во дворе она решила разбить цветочные клумбы квадратной формы. Давайте поможем Маше построить клумбу.
– Начертите квадрат со стороной 4 см.
– Усложним это задание. Чтобы купить нужное количество семян для цветника, нужно знать площадь этого цветника-квадрата.
– Как найти площадь квадрата?
2) № 70.
V. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.
– Какое открытие вы сделали на уроке? (Как удобнее решить пример с несколькими множителями: переставлять и группировать множители.)
– Какое задание вам больше всего понравилось на уроке?
– А сейчас оцените свое настроение в конце урока и покажите сигнал нужного цвета:
1. Отличное – красный.
2. Хорошее – зеленый.
3. Не очень – желтый.
Домашнее задание: с. 17, № 68, 71.