Международное значение русского языка
Цели урока:
- сообщить сведения о месте русского языка среди языков народов мира;
- ввести понятие «мировые языки»;
- формировать умение составлять план, пересказывать текст по плану;
- развивать умение давать аргументированный ответ на вопрос;
- воспитывать чувство гордости за свой родной язык.
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Беседа об особенностях курса русского языка в 9 классе
На доске записаны высказывания о русском языке:
«Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий… Что русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения». (В.Г.Белинский)
«Русский язык богат, образен и точен. Нет такой самой сложной мысли и самого сложного человеческого состояния, которое нельзя было бы с полной ясностью передать на русском языке». (К.Г.Паустовский)
- Какие аргументы вы можете распространить в этих высказываниях, используя свои примеры?
- Легко ли изучать русский язык нам, с детства говорящим на нем?
- Что мы будем изучать в 9 классе? (Знакомство с учебником)
- Чем завершится курс русского языка в 9 классе?
3. Слово учителя «Международное значение русского языка»
- Составьте план сообщения и запишите его в тетрадь.
На земном шаре существует множество языков. Немногие из них имеют такое же значение, как русский язык. Объясняется это тем, что русский язык выступает в разных условиях и как родной язык русского народа, и как государственный язык Российской Федерации, и как один из мировых языков общения.
Мировыми языками называют наиболее распространенные языки, употребляемые представителями разных народов за пределами территорий, населенных людьми, для которых они изначально родные. В определении состава мировых языков учитывается число говорящих на нем в разных странах, сформированность национального языка, установившиеся нормы.
Мировые языки охватывают международные сферы: дипломатию, мировую торговлю, туризм; на них общаются ученые разных стран, они изучаются в качестве иностранных в ВУЗах и школах большинства стран мира, используются как рабочие языки в Организации Объединенных Наций.
При своем создании в 1945 году ООН назвала 5 официальных: английский, русский, французский, испанский и китайский. Позднее были добавлены арабский и хинди. Любой документ в ООН распространяется на этих языках.
Мировое значение русского зыка обусловлено его богатством и выразительностью, а также тем, что на нем создана величайшая художественная литература. Богатство русского языка проявляется прежде всего в его лексике (17-томный «Словарь современного русского литературного языка» 120 тысяч слов), в исключительном многообразии его стилистических возможностей, в различных способах словообразования.
Русский язык отличается и звучностью. Это один из самых музыкальных языков. Еще в 1793 году известный немецкий правовед И.К.Рюдигер писал: «Русский язык очень мягок, благозвучен и так богат гласными, как вряд ли итальянский».
С целью общения и распространения опыта преподавания русского языка за рубежом еще в 1967 году в Париже была создана Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ). МАПРЯЛ издает в нашей стране для зарубежных преподавателей русского языка и литературы журналы, методическую литературу, проводит среди школьников разных стран международные олимпиады по русскому языку.
4. Закрепление нового материала
а) Проверка составленного учащимися плана, пересказ по плану
б) Работа с текстом
Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни… И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности…
Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая и изучая. Но хоть и трудно – это надо, надо. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, нашей души, ума… (Д.С.Лихачев).
- Определите тему текста.
- Какова основная мысль текста?
- Объясните значение слов «интеллигентный», «личность» (можно воспользоваться толковым словарем)
- Запишите под диктовку второй абзац этого текста
в) Упражнение 1 (устно)
г) Работа с раздаточным материалом
- Прочитайте самостоятельно предложенные вам афоризмы, которые Л.Н.Толстой включил в свою книгу «Путь жизни»
- Какая тема объединяет разные высказывания?
- Какое высказывание вам понравилось больше всего и почему? Запишите его в тетрадь.
5. Итог урока
- Какие языки называются мировыми?
- В чем выражается богатство русского языка?
- Зачем надо учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи?
Домашнее задание
Письменная творческая работа «Слово о русском слове» в любом жанре