СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Международное значение русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок "Международное значение русского языка»


Международное значение русского языка


Цели урока:

- сообщить сведения о месте русского языка среди языков народов мира;

- ввести понятие «мировые языки»;

- формировать умение составлять план, пересказывать текст по плану;

- развивать умение давать аргументированный ответ на вопрос;

- воспитывать чувство гордости за свой родной язык.


Ход урока:

1. Организационный момент



2. Беседа об особенностях курса русского языка в 9 классе

На доске записаны высказывания о русском языке:

«Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий… Что русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения». (В.Г.Белинский)

«Русский язык богат, образен и точен. Нет такой самой сложной мысли и самого сложного человеческого состояния, которое нельзя было бы с полной ясностью передать на русском языке». (К.Г.Паустовский)

- Какие аргументы вы можете распространить в этих высказываниях, используя свои примеры?

- Легко ли изучать русский язык нам, с детства говорящим на нем?

- Что мы будем изучать в 9 классе? (Знакомство с учебником)

- Чем завершится курс русского языка в 9 классе?


3. Слово учителя «Международное значение русского языка»

- Составьте план сообщения и запишите его в тетрадь.

На земном шаре существует множество языков. Немногие из них имеют такое же значение, как русский язык. Объясняется это тем, что русский язык выступает в разных условиях и как родной язык русского народа, и как государственный язык Российской Федерации, и как один из мировых языков общения.

Мировыми языками называют наиболее распространенные языки, употребляемые представителями разных народов за пределами территорий, населенных людьми, для которых они изначально родные. В определении состава мировых языков учитывается число говорящих на нем в разных странах, сформированность национального языка, установившиеся нормы.

Мировые языки охватывают международные сферы: дипломатию, мировую торговлю, туризм; на них общаются ученые разных стран, они изучаются в качестве иностранных в ВУЗах и школах большинства стран мира, используются как рабочие языки в Организации Объединенных Наций.

При своем создании в 1945 году ООН назвала 5 официальных: английский, русский, французский, испанский и китайский. Позднее были добавлены арабский и хинди. Любой документ в ООН распространяется на этих языках.

Мировое значение русского зыка обусловлено его богатством и выразительностью, а также тем, что на нем создана величайшая художественная литература. Богатство русского языка проявляется прежде всего в его лексике (17-томный «Словарь современного русского литературного языка» 120 тысяч слов), в исключительном многообразии его стилистических возможностей, в различных способах словообразования.

Русский язык отличается и звучностью. Это один из самых музыкальных языков. Еще в 1793 году известный немецкий правовед И.К.Рюдигер писал: «Русский язык очень мягок, благозвучен и так богат гласными, как вряд ли итальянский».

С целью общения и распространения опыта преподавания русского языка за рубежом еще в 1967 году в Париже была создана Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ). МАПРЯЛ издает в нашей стране для зарубежных преподавателей русского языка и литературы журналы, методическую литературу, проводит среди школьников разных стран международные олимпиады по русскому языку.


4. Закрепление нового материала

а) Проверка составленного учащимися плана, пересказ по плану


б) Работа с текстом

Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни… И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности…

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая и изучая. Но хоть и трудно – это надо, надо. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, нашей души, ума… (Д.С.Лихачев).

- Определите тему текста.

- Какова основная мысль текста?

- Объясните значение слов «интеллигентный», «личность» (можно воспользоваться толковым словарем)

- Запишите под диктовку второй абзац этого текста


в) Упражнение 1 (устно)


г) Работа с раздаточным материалом

- Прочитайте самостоятельно предложенные вам афоризмы, которые Л.Н.Толстой включил в свою книгу «Путь жизни»

- Какая тема объединяет разные высказывания?

- Какое высказывание вам понравилось больше всего и почему? Запишите его в тетрадь.


5. Итог урока

- Какие языки называются мировыми?

- В чем выражается богатство русского языка?

- Зачем надо учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи?


Домашнее задание

Письменная творческая работа «Слово о русском слове» в любом жанре