СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок Местоимение в 5 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Местоимение как часть речи

1 этап. Целеполагание. Детям раздается текст, который деформирован. Они должны прочитать текст и ответить на вопросы к тексту.

СТРАНИЦЫ ИЗ ДНЕВНИКА

1-й день

Ну дела! Сегодня пришёл домой он и сообщил, что мы едем на две недели отдыхать на озеро Парное. Я, правда, не знаю, что это за озеро такое, но две недели с ним – это круто! Едем мы с ним и его родителями. Интересно, его тоже берут или нет?

 

3-й день

Ура! Мы на месте. Он, оказывается, уже здесь целый месяц живёт. Что-то он мне не очень обрадовался. Грызёмся за каждую косточку. Друзья называется!

 

5-й день

Катастрофа! Такого я от него не ожидал. Он не пускает меня спать в палатку. Говорит, что мы должны спать на улице. «Он спит и ты спи…» Интересно, у него шуба вон какая, а я мёрзну, как собака… Ой, то есть… Ну да вы поняли. Несколько раз пытался по-пластунски, незаметно проползти в палатку, но был бит и с позором выкинут. Стыд-то какой, перед соседями неудобно. Эх, ты…

 

Вопросы к тексту:

  1. От лица кого ведётся рассказ? (От лица собаки)
  2. Как вы догадались? (По выражениям грыземся за каждую косточку, шуба вон какая, пытался проползти в палатку, но был бит)
  3. Как вы думаете, сколько всего персонажей упоминаются в отрывке? (4)
  4. Как текс был «испорчен»? Что нужно сделать, чтобы его восстановить? (Существительные были заменены на личные местоимения. Заменить личные местоимения именами существительными)
  5. Как вы думаете, какова тема нашего урока сегодня? (Местоимения)

 

2-й этап. Основной этап урока. 1 такт. Работа в группах. Детям раздаются учебные тексты из разных учебников о местоимении. Они должны прочитать статью и заполнить таблицу. Необходимо разработать совместно с детьми критерии оценивания работы:

  1. Полнота представления информации о местоимении.
  2. Точность формулировки.
  3. Регламент работы. (Посмотрите сами, что возьмете в качестве критериев)

 

Карта части речи

Учебник

Части речи

Как определяет?

Значение

Постоянные признаки

Непостоянные признаки

Синтаксическая роль

Функция в речи

Примеры

Граник Г.Г.

Место-

имение

слова

Указывают на предметы, признак, количество, но не называют его

Разряды

Падеж, число, род (у мест.-прил), падеж  (у мест.-сущ., мест., числ.)

Не указана

Употребляется вместо имени

Он, твой, сколько

Бабайцева В.В.

Место-

имение

Знаменательная часть речи

Указывает на предмет, признак, количество без их названия

Не имеют особых морф. признаков

Зависит от того, какую ч.р. они заменяют

Зависит от того, какую ч.р. они заменяют

Заменяют знаменательные ч.р., устраняют неопр. лексич. повтор

Дом стоял темный и молчаливый; огня в нём не было.

Львова С.С.

Место-

имение

Самостоятельная часть речи

Указывает на признак, предмет, количество, но не называет их

Разряд по значению

Род (прил.), число (прил.), падеж (сущ., прил., числ.)

Подлежащее, дополнение, определение

Избежать неоправданного повтора; экономия речи

Я, что, он, это, ты, мы, этот, она, они, весь, то, все, свой, который и др.

Разумовская М. М.

Местоимение

Слово

Обозначает лицо, указывает на конкретные предметы, признаки, количество, не называя их конкретно.

-

-

-

Заместитель имени существительного, прилагательного или числительного. Делает разнообразной речь, помогая избежать ненужных повторов.

Я, ты, вы, мы, он,  она, оно, они, его, тот, этот, всякий, столько.

Обсудить полученный результат, а также почему по-разному представлена информация у авторов.

2-й этап. Основной этап урока. 2 такт. Работа в группах. Сформулируйте определение местоимения, используя информацию из получившейся сводной таблицы. Критерии те же. Заслушать формулировку определения от каждой группы.

3-й этап. Попробуйте изменить текст, заменяя, где это необходимо, местоимения на существительные так, чтобы текст стал понятен читателю.

4-й этап. Рефлексия. Что было для вас сегодня на уроке новым? Что из данного материала вы знали раньше? Какие трудности были у вас при работе? Смогли ли вы их преодолеть? За счет чего?