Минии шэдитэ нүхэд
Цель: ознакомление дошкольников с новыми словами - глаголами движения.
Задачи:
Ознакомить дошкольников с лексикой по теме «Минии шэдитэ нүхэд»: Минии томо хүрин баабгай. Минии шара мэхэтэй үнэгэн. Минии аймшагтай шоно. Минии сагаан аймхай шандаган. Минии жаахан гоёхон, хүрин хэрмэн. Минии томо арсалан. Минии томо боро заан.
Минии hармагшан hайн.
Минии томо морин. Минии жаахан унаган. Минии томо тэмээн. Минии жаахан ботогон. Минии томо үнеэн. Минии жаахан тугал. Минии томо сагаан хонин. Минии жаахан сагаан хурьган. Минии томо боро ямаан. Минии жаахан боро эшэгэн.
Совершенствовать фонетические навыки.
Повторить пройденный материал: слова и выражения, предложения, песни.
Закрепить употребление новых слов в речи.
Совершенствовать употребление речевых структур - предложений.
Вызвать желание изучать бурятский язык.
Материал: Кукла - девочка, компьютер, запись песни, иллюстрированная фонетическая сказка. Смайлики нужны???
Ход занятия
1. Организационный момент
Приветствие учителя.
Приветствие родителей. «Сайн, сайн…».
Дети рассказывают о погоде. (Мүнөөдэр газаа хүйтэн. Саhан үгы. Һалхин үгы. Жабартай).
Багша: Ой – ой - Хэн тоншоноб үүдэ? Таанад мэдэнэгта? Танилсае. Лера, hура, хэн гэжэ нэрэтэйб айлшамнай?
Лера: Хэн гэжэ нэрэтэйбши?
Басаган: Би Таня гэжэ нэрэтэйб.
Лера: Ши буряад хэлэ мэдэхэгши?
Таня: Мэдэхэгүйб.
Лера: Ши буряад хэлэндэ hурахаа hананагши?
Таня: hананаб.
Лера: Таня, ши маанадаар наада, хөөрэлдэ, тиигээд буряад хэлэндээ hурахаш.
Таня: Зай, зай. Баярлааб.
Багша: Дарима, мэдэнэгши, манай үхибүүд онтохондо дуратай. Ши шэдитэ ой тухай онтохо шагнахаа hананагши?
Дарима: Би шэдитэ ой тухай онтохо шагнахаа Һананаб.
2. Фонетическая сказка
Мы с вами попали в красивый волшебный лес. Ой соо элдэб шэдитэ амитад байдаг. Тэндэ үдэр бүхэндэ hалхин наадаха дуратай байгаа. [hү – hү – hүү]. hалхин үлеэнэ.
Заримандаа бороо айлшалан ороо. [бороо оpоо].
Как только дождик приближался,
сова предупреждала: [у – уу - уу].
Ворона тоже звала всех быстрее в укрытие – [кар – кар]
А гусь как всегда жаловался – [га – га - га]
Бороогой болиходо, наран гаража, бултадаа шэдитэ ой соогоо наадаа:
зүгынүүд наадана [ж – ж - ж].
Миисгэй үхибүүдээ дуудана [кс – кс - кс, шубууд дуулана – [ви – ви], заряа яблокын хойноhоо яарана. [фв – фв - фв].
Наранда баhа үхэр хүхинэ, ногоогоо жажална. [Мөө - мөө - мүү - мүү]
Хаанаб даа холо нохой хусана: – [hаб – hаб - hаб].
3. Основной этап.
Учитель: Дарима, посмотри, пожалуйста, как отвечают наши дети на бурятском языке. Они посмотрят на компьютере картины и будут отвечать. А мы тебя потом научим бурятскому языку. Поможем, дети?
Дети. Поможем.
Таня. Хорошо. Баярлааб..
Повторение. Дети повторяют слова по теме «Домашние животные«, «Дикие звери». «Үбэлдөө амитад ой соо» - работа по картине.
Дети строят предложения со знакомыми словами.
Багша: Таня, үхибүүд хэр хүдэлнэб ?
Таня: Yхибүүд, бэрхээр хүдэлнэ. Би баhа иигээд харюусахаа hананаб. Yшөө юу хэжэ шадахабта, харуулыт..
Багша: Физминутка үнгэргэнэбди:
«Минии hолонгодо сагаан, улаан, ягаан, хара, хүхэ, хүрин, шара, боро, шара улаан… ».
Баахар-баахар баахаргаа,
Баабгай, баабгай, баахалдай.
Тук-тук…, (шандаган, үнэгэн)
Работа по картине. 2 команда болоод, нааданабди: «Минии үдэр».
Таня: Ямар бэрхээр буряадаар мэдэнэбта? Намайе hүүлдэнь hургахагта?
Yхибүүд: Зай.
Багша: Новая тема: «Минии шэдитэ нүхэд». Мы будем работать с куклами. Мы будем описывать своих любимых игрушек.
Үхибүүд, бидэ нааданхайнуудые шэнэ үгэнүүдээр зураглахабди. Минии томо хүрин баабгай. Минии шара мэхэтэй үнэгэн. Минии аймшагтай шоно. Минии сагаан аймхай шандаган. Минии жаахан гоёхон, хүрин хэрмэн. Минии томо арсалан. Минии томо боро заан.
Минии hармагшан hайн.
Каждый подходит к куклам, показывает зверёнка и описывает и проговаривает предложение. (2 команды по очереди каждый подходит и показывает на картине изображённое).
Игра: Опиши зверёнка. (Приготовить стулья для детей. С каждой команды по одному человеку будет описывать зверёнка, дети отвечают на бурятском языке).
Приглашаются воспитанники 1 команды и описывают зверёнка для другой команды.
Приглашаются воспитанники 2 команды и описывают зверёнка для 1 команды.
Игра: «Изобрази зверёнка».
1 команда изображает зверёнка, вторая команда – отвечает на вопросы.
Дуунууд: Тук – тук
Хэн тоншоноб?
Таня: Оказывается, у вас дети 13 группы очень любят бурятский язык. И я очень надеюсь, что они меня научат бурятскому языку. Я хочу подарить им всем сладкий приз – сюрприз.
Багша: Yхибүүд, эжыдээ абадаа дуунуудаа дуулае.
10