4
Урок мужества
Тема: Подвиг Героя России Гаджимагомедова Нурмагомеда Энгельсовича
Цель: воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гордости за Отчизну, сформировать образ истинного патриота и защитника Родины, способствовать формированию у учащихся активной жизненной позиции. Обогащение эмоционального мира детей нравственными переживаниями и формирование нравственных чувств; способствовать моральному развитию учащихся.
Продолжительность урока: 45 минут + 15 минут на вопросы.
Рекомендуемый формат проведения: рекомендуется проводить урок в формате разговора – диалога, необходимо на протяжении всего занятия поддерживать обратную связь с учащимися.
Оборудование: экран, мультимедиа, колонки, видео.
План мероприятия
1. Вступительное слово учителя
2. Беседа о героях
3. Биография Гаджимагомедова Нурмагомеда Энгельсовича
4. Стихи (Р.Гамзатов, Ф.Алиева)
5. Песня о неизвестном солдате
6. Смотр видеоролика, посвященный герою России Гаджимагомедову Нурмагомеду Энгельсовичу
Введение в урок, вступительный текст
Учитель: Добрый день. Тема сегодняшнего урока - подвиг Героя России Гаджимагомедова Нурмагомеда. Сегодня мы с вами задумаемся и постараемся ответить на вопрос: Герой. Кто он? А также составим портрет героя, определим качества, необходимые для совершения подвига, и на примерах проследим, как рассматривается данный образ в литературе, истории, фольклоре. Понятия «долг», «честь», «патриотизм» неразрывно связаны с понятиями «подвиг» и «герой». Во все времена люди вкладывали в эти слова все самое положительное и ценное. Поступки человека не проходят бесследно, все оценивается с позиции пользы для своего Отечества и народа. Добро, трудолюбие, человеколюбие и любовь к Родине было ценно во все времена. Зло не может совершить добрые дела. Но кто он этот герой? В какой стране рождаются и живут эти люди? Может, нужны особые условия, для того чтобы появились герои? Может, это люди особой профессии? На все эти вопросы мы и постараемся ответить сегодня.
Ребята, есть множество определений понятию «Герой» – это:
1. Выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги.
2. Главное действующее лицо литературного произведения.
3. Лицо, воплощающее в себе характерные черты эпохи, среды.
4. Лицо, привлекшее к себе внимание чем-нибудь или являющееся предметом восхищения, подражания.
Какое из перечисленных значений подходит к нашей теме?
Как вы понимаете слово «подвиг»?
Ответы детей
Учитель: А вот такое определение даётся в словаре
Подвиг – самоотверженный героический поступок.
А теперь составим портрет героя.
Обсуждение по вопросам: Каков внешне должен быть герой? Сколько лет должно быть человеку, который совершает подвиг? Герои – это люди особой профессии? Может, как-то особенно надо воспитывать героя? Герои живут в каком–то особом месте?
Ответы детей
Вывод: Конкретных характеристик, признаков и критериев для определения героя нет, им может быть любой человек. Но определенные качества характера необходимы для совершения подвига.
Учитель: Данные качества позволяют выстоять в трудные моменты. По мнению Р. Эмерсона, «герой не храбрее обычного человека, но сохраняет храбрость на пять минут дольше»
С древних времен на Руси почитались люди, которые стояли за правое дело, жертвуя собой, защищали землю-матушку, трудились во славу Родины. В песнях, поэмах, легендах, былинах был воспет подвиг народа русского. Былинные герои Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович остаются примером мощи, силы и справедливости. (Картина Васнецова «Три богатыря»). В литературе очень ярко и образно передан героизм нашего народа.
Но истинной проверкой силы и мощи нашего народа стала Великая Отечественная война, полет первого человека в космос, всем известен подвиг Ю.А. Гагарина, Евгений Чернышев, главный пожарный Москвы, лично вывел из огня несколько человек. Затем он вернулся в здание. Чернышев погиб при обрушении кровли.
Подвиги совершаются и в мирное время. И возраста нет у подвига. Иногда герои живут рядом с нами, даже сидят за одной партой.
Вот так произошло с жителем одного из городов России (Махачкала, Республики Дагестан) Нурмагомедом Гаджимагомедовым в конце февраля на Украине. Нурмагомед Гаджимагомедов родился 29 сентября 1996 года в селе Кани Кулинского района Дагестана в лакской семье. Сын заместителя министра внутренних дел Ингушетии полковника полиции Энгельса Гаджимагомедова, награждённого тремя орденами Мужества, медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги». Мать – Сапижат Исаевна Мазаева, учительница начальных классов в школе № 58 в пригороде Махачкалы. В марте 2021 года женился, есть дочь Теймия.
С детства Нурмагомед увлекался спортом, занимался карате. В 2012 году окончил среднюю школу № 42 города Махачкалы. В мае 2015 года в Перми завоевал бронзовую медаль чемпионата России по кикбоксингу. Ещё в детстве хотел стать десантником. В 2017 году окончил Рязанское высшее воздушно-десантное училище. С 1-го курса был командиром взвода. Во время учёбы занимался армейским рукопашным боем, а позже получил звание мастера спорта. Служил в должности командира роты в составе 247-го гвардейского десантно-штурмового Кавказского казачьего полка ВДВ России с дислокацией в Ставрополе. Дважды был в длительных командировках во время военной операции России в Сирии.
В феврале 2022 года принимал участие в специальной военной операции на Украине. Был заброшен в составе десанта в тыл украинской армии. Подразделение под командованием Нурмагомеда Гаджимагомедова было блокировано противником, численность которого превышала силы десантников. Во время боя получил тяжёлое ранение, но продолжал командовать ротой. Когда попал в окружение, подорвал себя последней гранатой вместе с окружившими его военнослужащими украинской армии.
3 марта 2022 года Указом Президента России Владимира Путина за «мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга» удостоен посмертно звания Героя Российской Федерации, а также в честь Нурмагомеда Гаджимагомедова будет названа одна из школ Республики Дагестан.
Нурмагомед был справедливым, честным, добрым, каким и должен быть солдат, мужчина. Ребята, вы находитесь в таком возрасте, когда с малых лет впитываете в себя понятие о том, что надо защищать своих близких и свою Родину. Поэтому надо сохранить в памяти этот подвиг и ещё раз показать всему миру, что наши традиции живы, что у нас отличная молодёжь.
Нурмагомед очень любил поэзию, сам писал стихи. Давайте в память о подвиге нашего земляка прочитаем стихи.
Нурмагомед Гаджимагомедов
Мне бы ощутить свободу орла,
Парить в небе над горами.
Быть может, тайный смысл бытия
Ощутить смогу я с годами.
Может свобода раскроет глаза
И сердце очистит от грязи,
С годами затухшая свеча
Зажжется, латая земные раны.
Наверное, свобода только орлу дана,
Ее тяжело постичь людскими сердцами,
И тайный смысл бытия
Не обрести с потухшими свечами
Расул Гамзатов
Берегите друзей
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши.
Гнев на друга, может быть, мгновенный,
Изливать покуда не спеши.
Может, друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай.
Провинился друг и повинился -
Ты ему греха не поминай.
Люди, мы стареем и ветшаем,
И с теченьем наших лет и дней
Легче мы своих друзей теряем,
Обретаем их куда трудней.
Если верный конь, поранив ногу,
Вдруг споткнулся, а потом опять,
Не вини его — вини дорогу
И коня не торопись менять.
Люди, я прошу вас, ради бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много:
Опасайтесь потерять друзей.
Я иных придерживался правил,
В слабости усматривая зло.
Скольких в жизни я друзей оставил,
Сколько от меня друзей ушло.
После было всякого немало.
И, бывало, на путях крутых
Как я каялся, как не хватало
Мне друзей потерянных моих!
И теперь я всех вас видеть жажду,
Некогда любившие меня,
Мною не прощенные однажды
Или не простившие меня.
Давайте встанем и почтим всех героев, отдавших свои жизни ради наших, минутой молчания.
Учитель: Ребята, ответьте на вопрос: В чем проявляется героизм? Герой. Кто он? (Герой - это обычный человек, любой из нас. Тот, кто храбр, мужественен, добр, любит людей и трепетно относится к своей Родине.)
Итог занятия.
Учитель. Ребята, мы познакомились с нашим земляком героем России Н. Гаджимагомедовым, и таких людей не мало было и есть. Наша Родина, Россия, Дагестан - страна героическая. В тысячелетней её истории военных лет в общей сложности было больше, чем мирных, но какие бы враги нам ни бросали вызов, мы выстояли благодаря героизму народа. Мы должны знать, помнить и чествовать героев нашей страны. Герой никогда не умрёт пока память в народе живёт.
Рефлексия.
-Какие чувства вы испытали на мероприятии?
-Как поступил Нурагомед?
-Что вам дал сегодняшний урок?
- Какие вы для себя сделали?