8 класс Музыка
Дата:
Тема урока: Истоки и интонационное своеобразие музыкального фольклора разных стран.
Цель: Создать условия для формирования представления о разнообразии, сходстве и значимости музыкального фольклора разных стран. Научить различать интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; понимать значение фольклора как части общей культуры народа; выразительные возможности фольклора в современной музыкальной культуре; понимать связь народной и профессиональной музыки; уметь выражать свое отношение к искусству, высказываться на музыкальную тему; знать известных исполнителей народной музыки.
Хорошо, что не похожи
Люди цветом глаз и кожи.
Как прекрасен мир цветной
Разноцветный шар земной
Оборудование: наглядный материал, фортепиано, ноутбук, колонки, магнитофон, CD диски.
Музыкальный материал: песни в исполнении групп «Песняры», «Иван Купала», Севары Назархан, исполнителя – дудукиста Дживана Гаспаряна.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие.
Изучение нового материала.
Слушание музыки.
Записываем краткий конспект в тетрадь.
Народные музыканты, художники, танцоры, зодчие, мастера – золотые руки из века в век стремились запечатлеть в художественных творениях думы и чаяния своего народа, увидеть и понять красоту родной природы, отразить характер и темперамент людей, передать следующим поколениям традиции, сохранить и преумножить духовное богатство нации.
Не случайно произведения устного народного творчества принято называть фольклором, что в переводе с английского (folс – народ и loге – эрудиция, учение) означает «народная мудрость». Современную музыкальную культуру невозможно представить сегодня без обращения к фольклору, этнической музыке (этномузыке).
Начиная с XIX в. интерес к изучению и популяризации русской народной музыки проявляли композиторы Н. Римский-Корсаков, А. Бородин, П. Чайковский, М. Мусоргский и др. Записанные и обработанные ими народные песни стали достоянием широкого круга любителей музыки.
Вот уже более 30 лет большой популярностью пользуется белорусский вокально-инструментальный ансамбль «Песняры», созданный Владимиром Мулявиным. Этот коллектив сохраняет песенные традиции, делает переложения народных песен, сочиняет и исполняет композиции, в которых находят воплощение интонации и ритмы белорусской народной музыки. Особенно любимыми в народе стали такие песни, как «Белоруссия», «Дрозды», «Беловежская Пуща», а также многочисленные обработки народных песен.
(Слушание и просмотр песен)
Три музыканта из Санкт-Петербурга Алексей Иванов, Алексей Румянцев и Денис Федоров создали в 1998 г. ансамбль «Иван Купала», который побил все рекорды популярности, потому что смог свое, пение настоящих фольклорных исполнителей (аутентичный – подлинный фольклор) со звучанием современной электронной музыки. Сейчас мы послушаем в их исполнении песню «Кострома».
Вопрос.
– Ребята, скажите, существует ли в мире язык, который понимают все люди земного шара? (ответы учеников)
Обсуждение:
– Правильно. Каждый народ имеет свой музыкальный язык, как и свой разговорный. И этот музыкальный язык в отличие от языка разговорного понятен всем другим народам без перевода.
Вопрос.
Скажите, а какие музыкальные особенности есть у разных народов, населяющих нашу землю? (ответы учащихся).
Вывод:
У каждого народа есть свои музыкальные инструменты, национальные танцы, народные песни и свои композиторы, своя музыкальная культура.
Молодая исполнительница из Узбекистана Севара Назархан изучала вокал в Ташкентской консерватории. Она обладает прекрасным голосом, исполняет и эстрадные песни, и фольклор (аккомпанируя себе на дутаре – двуструнном инструменте, известном с XV века), который успешно сочетается с изысканными электронными звучностями. Севару называют» узбекской мадонной» и благодаря участию в международных проектах, например в музыкальном этнофестивале «Мир музыки, искусства и танца», знают её голос не только в нашей стране, но и за рубежом. (Слушание).
Благодаря искусству известного на весь мир исполнителя – дудукиста Дживана Гаспаряна сегодня возрождается интерес слушателей к звучанию народных инструментов. Дудук – древнейший музыкальный инструмент Армении. Его бархатный дрожащий голос сопровождает сегодня голливудские фильмы.
В конце XIX – начале XX в. на основе зрелищных сценических жанров – ревю, шоу, оперетты, мелодрамы – в Америке, а затем и в Европе возник новый жанр – мюзикл, а вслед за ним и рок-опера. Подчас бывает трудно провести грань между ними, так как и в мюзикле и в рок-опере композиторы выбирают не только развлекательные сюжеты, но и сюжеты, связанные с классическими произведениями литературы, со значимыми явлениями жизни. Волна постановок мюзиклов буквально захлестнула Россию конца XX в. «Метро», «Собор Парижской Богоматери», «Чикаго», «Кошки», «42-я улица», «Ромео и Джульетта», «Призрак оперы», «Иисус Христос – суперзвезда», а также отечественные мюзиклы, рок-оперы (и их киноверсии) – «Бременские музыканты», «Орфей и Эвридика», «Норд-Ост».
Мелодии известных песен, такие, как и мелодии из мюзиклов, и рок-опер, которые завоевали популярность слушателей и исполнителей, стали называть хитами (от англ. hit – гвоздь сезона). Хит-парад – это список наиболее популярных сочинений, составленный на основе опроса слушателей.
3. Самостоятельная работа.
Необходимо соотнести понятия.
1. Севара Назархан | 1. Кошки |
2. Песняры | 2. Где же ты ходишь |
3. Исполнитель – дудукист | 3. Беловежская пуща |
4. Мюзикл | 4. Кострома |
5. Иван Купала | 5. Дживан Гаспарян |
Проверка работ. Оценивание.
4. Итог. Сегодня мы ещё раз убедились в том, что музыкальная культура разных стран и народов богата и многообразна. У одних народов мира музыка почти не меняется из века в век, у других появляются новые музыкальные произведения. На основе одних зрелищных сценических жанров возникают другие, новые. И самое главное – мы убедились, что музыка это единственный в мире язык, который понимают все люди земного шара. Музыка способна объединить в большом дружном хороводе народы всего земного шара. Песни, музыкальные хиты любой страны обогащают мировую культуру, делают нашу жизнь богаче, расширяют наше понимание другой страны.
Спасибо за урок. До свидания.