Форма проведения: нестандартный урок.
Цель: познакомить учащихся с историей создания известных песен о войне; показать значение песни в годы Великой Отечественной войны; воспитывать патриотизма, уважения к людям старшего поколения.
Оформление: портреты: К.И.Шульженко, М.Максимова, Е.Петербургского; фотографии с фронтовых выступлений К.И. Шульженко; высказывания известных поэтов о песни.
Музыкальный материал:
- «Синий платочек» слова: М.Максимова, музыка: Е.Петербургского;
- колокольный звон
Дополнительный материал:
тексты песен:
- «Синий платочек», слова: М.Максимова, музыка: Е.Петербургского;
-«Синий платочек», слова: А.Новикова, музыка: Е.Петербургского.
- биографический очерк о русской певице К.И. Шульженко;
Ход урока
Эпиграф:
«Песня вместе с Отчизной пошла на бой.
Она стала в строй, на правый фланг – ближе
к запевалам. По трудным горестным
дорогам войны прошла с героями песня.
Облетев многие страны, она вместе
с победителями возвратилась домой –
к родным, близким…»
/ А. Фатьянов
То грустная, то вольная, как ветер,
То грозная, зовущая на бой,
Подруга – песня! Нет нигде на свете
Другой такой подруги дорогой.
С тобой рождались, жили, умирали,
В тебе народ всю душу отдавал,
Тебя в походах, деды запевали
И сыновьям отец передавал…
Звучит музыка колокольного звона.
- Что это? Ты слышишь?
- Это колокола. Колокола памяти?
- Памяти? А разве бывают, такие колокола?
- Бывают, слушай! Это говорит сама память…
- Но разве память бывает живой?
- А ты не веришь? Человек может умереть дважды:
Первый раз на поле боя, когда его догонит пуля.
А второй раз – в памяти народной. Второй раз умирать страшнее. Второй раз человек должен жить!
- Память она имеет начало, но не имеет конца.
Вступительное слово.
Учитель. Семьдесят лет отделяет нас от суровых и грозных военных лет.
Но время, ни когда не излечит из памяти народа Великую Отечественную войну, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей Родины.
В сердцах людей она жива, потому что до сих пор еще не залечены раны, не иссякла боль, не забыты те, кто отдал жизнь за великую Победу, живут среди нас ветераны войны и труженики тыла, которых останется все меньше и меньше и война уходит в далекое прошлое.
Мы родившиеся после войны, знаем о ней лишь по рассказам, по книгам, кинофильмам. Тем дороже и ценнее становятся дошедшие до нас художественные памятники военного времени. Среди них почетное место принадлежит и песни.
Песни военных лет – это музыкальная летопись Великой Отечественной войны. Они часто рождались на передовой, с ними не расставались солдаты на легких фронтовых дорогах, старики, женщины, дети, работающие в тылу. Эти песни помогали жить и верить в победу.
Ученица. Песни как люди: у каждой своя биография, своя судьба. Одни умирают, едва появившись на свет, никого не растревожив. Другие вспыхивают ярко, но очень скоро угасают. А есть такие, которые долго живут и не старятся. Тем и дороги нам они, такие разные и непохожие, близкие и далекие.
Учитель. Много таких песен, но мы сегодня будем говорить об одной – это «Синий платочек».
Ученица. Необычная и счастливая судьба у «Синего платочка». Песня эта родилась дважды. Весной сорокового года в московском саду «Эрмитаж» давал концерты популярный эстрадный коллектив «Голубой джаз». Одна из мелодических импровизаций пианиста и композитора оркестра Ежи Петербургского приглянулась поэту и драматургу Я.Галицкому. Он написал стихи, которые понравились Петербургскому, и уже через несколько дней состоялась премьера песни «Синий платочек». Вряд ли подозревал тогда Яков Галицкий – автор многих пьес, с успехом шедших в те годы на сценах столичных театров, что именно этому скромному поэтическому произведению предстоит долгая и счастливая жизнь в народной памяти.
Ученик. С первых дней Отечественной войны «Синенький скромный платочек» зазвучал в короткие минуты отдыха в солдатских окопах и землянках. Но пелся не только прежний вариант песни. Рождались и бытовали самые различные его переделки: лирические, шуточные, сатирические. Начало им было положено, пожалуй, этими строками, придуманными безымянным автором в первые дни вражеского нашествия:
Двадцать второго июня,
Ровно в четыре часа,
Киев бомбили,
Нам объявили,
Что началась война…
Ученица. Если читать эти строки, то можно подумать, что это суровый военный марш. Но если читать,… а вот если послушать, как пелась песня, то наверняка вызовет удивление её мелодия. Это же вальс! Да, первая лирическая военная песня сочинена на мелодию ставшего популярным буквально накануне сентиментального вальса «Синий платочек» (музыка Е. Петербургского, слова Я. Галицкого). Да и незатейливый сюжет любовной песенки получает свое продолжение, свое развитие в теперь уже военной, фронтовой песне:
Кончилось мирное время,
Нам расставаться пора.
Я уезжаю, быть обещаю
Верным тебе до конца.
Учитель. Песня «Двадцать второго июня…» быстро разнеслась по стране. В записных книжках фронтовиков и в солдатских письмах она часто встречалась уже в июле – августе 41-го года. В книге «Русский фольклор Великой Отечественной войны» на основе архивных материалов отмечено, что песня «Двадцать второго июня…» была занесена в записную книжку фронтовика Н.И.Немчинова уже 29 июня 1941 года на Украине. А через месяц – 28 июля 1941 года была записана в селе Сегожь Пучежского района Ивановской области от бойца А.И.Смирнова. Думаю, что столь быстрое распространение песни и её популярность легко объяснимы. Война обостряет все чувства человека, в том числе и любовь, и нежность, и тревогу за самых близких, дорогих людей. А это чувства, которые чаще других становятся первотолчком к созданию лирического произведения, вызывают сопереживание при чтении или прослушивании лирического стихотворения, песни. Профессиональные лирические песни о войне и любви появились значительно позже, поэтому многие тысячи и переписывали безымянные, фольклорные варианты «Синего платочка».
Ученица. Война продолжалась, и появлялись все новые и новые песни на мелодию известного вальса. Пожалуй, чаще всего героиня таких песен – девушка, сменившая платочек на петлицы бойца санитарного батальона:
И вот в бою,
Под разрывами мин и гранат
Мелькаешь ты, как птичка,
В синих петличках-
Девушки скромный наряд.
Ученик. Лирический герой таких песен не столько любуется девушкой в синих петличках, сколько словами песни пытается выразить свою благодарность юной героине, спасшей ему жизнь:
Кончилась схватка на сопке,
Враг отступает вдали.
Ты на коленях, в глубокой воронке
Раны завяжешь мои…
Ученица. В различных фольклорных архивах храниться бесчисленное количество фронтовых вариантов «Синего платочка», большинство их анонимно.
Об одном из вариантов мы узнали от ветерана Великой Отечественной войны из города Петухова Курганской области Федора Павловича Аверина: «На обертке пакетов пшенным концентратом, которые нам выдавали, были стихи. Я помню их до сих пор:
Вкусная пшенная каша
Жарко кипит в котелке.
Пробуя кашу,
Вспомни Наташу,
Девушку в синем платке.
И вновь, и вновь
Фрицам погибель готовь.
Помни, дружочек,
Синий платочек,
Бейся за нашу любовь!
Ученик: И все–таки самую широкую известность в годы войны получил фронтовой вариант «Синего платочка», инициатором создания и первой исполнительницей которого стала замечательная певица, народная артистка СССР Клавдия Ивановна Шульженко. В годы войны она была солисткой и художественным руководителем Ленинградского фронтового джаз-ансамбля.
С её голоса «Синий платочек» обрел как бы второе рождение, стал одной из самых знаменитых песен военных лет, по праву вошел в антологию советского песенного творчества. Автор стихов этого фронтового варианта «Синий платочек» - Максим Максимов, в ту пору лейтенант, литсотрудник газеты «В решающий бой!» 54-й армии Волховского фронта.
Учитель: Из воспоминаний Максима Михайлова:
- «Мне было поручено сделать отчет в газету о концерте Клавдии Шульженко у нас на фронте. Узнав, что я пишу стихи, Клавдия Ивановна тотчас предложила попытаться написать новый текст на музыку довоенной песни «Синий платочек», чтобы в ней были слова, созвучные времени. Принимали выступления Шульженко и всех артистов восторженно, и, наверное, на этом подъеме и родились у меня строчки про то, как «строчит пулеметчик за синий платочек, что был на плачах дорогих».
Помнится, редактор нашей газеты в ответ на предложение опубликовать отчет вместе со стихами тоном, не терпящим возражений, заявил: «Вы что, лейтенант! О каких «синих платочках» может идти сейчас речь? Кругом – война, смерть…».
Об этом разговоре узнал Александр Плющ, редактор дивизионной газеты «За Родину!». «Давай, - говорит, - твое творение. Я его в своей газете напечатаю». Так стихи и были впервые опубликованы в газете «За Родину!».
Фронтовики сразу признали песню. Особенно пришлась она по душе пулеметчикам. Они так и считали, что песня специально про них написана».
Ученик: Еще одним вариантом «Синего платочка» является авторский текст А.М.Новикова. Алексей Максимович Новиков долгие годы работал учителем- словесником в одной из сельских школ Тамбовской области, затем защитил диссертацию, стал доцентом Мичуринского пединститута. Несколько лет назад старый учитель - фронтовик умер. Но его рассказ о том, как он написал один из вариантов «Синего платочка», мне запомнился.
Воевал Алексей Михайлович, а в то время молодой боец Новиков, на Ленинградском фронте. В первую зиму к ним в часть приезжала Клавдия Ивановна Шульженко. Алексей Новиков с другими однополчанами сооружал импровизированные подмостки для выступления артистов в неприспособленном к проведению концертов помещении, временно превращенном в казарму. Пожалуй, самым активным участником этих приготовлений была сама Клавдия Ивановна. Она давала красноармейцам советы, как лучше устроить сцену, где поставить «осветителей» с фонарями « летучая мышь».
Когда начался концерт, солдаты уже знали, что будет петь Шульженко, и ждали «Синий платочек». И все же произошла неожиданность – нежная, немного манерная песенка зазвучала по военному призывно:
За них, родных,
Желанных, любимых таких,
Строчит пулеметчик за синий платочек,
Что был на плечах дорогих!
Учитель: Давайте вернемся в те далекие времена 42-го года и послушаем песню в исполнении К.И.Шульженко.
(Звучит песня «Синий платочек», слова: М.Максимова, музыка: Е.Петербургского)
Помню, как в памятный вечер
Падал платочек твой с плеч,
Как провожала
И обещала
Синий платочек сберечь.
И пусть со мной
Нет сегодня любимой, родной…
Знаю с любовью
Ты к изголовью
Прячешь платок дорогой.
Письма твои получая,
Слышу я голос живой,
И между строчек
Синий платочек
Снова встает предо мной.
И часто в бой
Провожает меня образ твой.
Чувствую рядом:
Любящим взглядом
Ты постоянно со мной.
Сколько заветных платочков
Носим в шинелях с собой…
Нежные речи,
Девичьи плечи
Помним в страде боевой.
За них, родных,
Желанных, любимых таких,
Строчит пулеметчик –
За синий платочек.
Что был на плечах дорогих.
Ученица: Этот концерт запомнился солдатам. Сильное впечатление он произвел и на Алексея Новикова. «А через некоторое время, когда на фронт стали приходить посылки с «большой земли» (напомню, что дело было на Ленинградском фронте) с носками и варежкам, сухарями и табачком,- вспоминал Алексей Михайлович, - и мне вручили сверток, точнее – узелок из синей косынки. В узелке был душистый самосад. В посылку была вложена записка примерно следующего содержания: «Я давно уже не получаю от своего мужа с фронта писем, что с ним – не знаю. Не встречали ли вы его? Может быть, что слышали о нем… (в записке были названы фамилия и имя солдата). Если что знаете о моем муже, то сообщите по адресу…». Адрес, конечно, сейчас забылся, но хорошо помню, что был Урал.
И посылка, и записка в ней, - сильно растрогали меня. Под впечатлением и под влиянием выступления К.И.Шульженко с её фронтовым «Синим платочком» (самосад-то был завернут в синюю косынку) я тогда написал свой вариант песни.
Исполнение песни «Синий платочек», слова: А.Новикова, музыка: Е.Петербургского.
Синенький скромный платочек,
В нем табачок-самосад…
С родного Урала
Нынче прислали
Эту косыночку-клад.
Порой ночной
Я закурю под сосной,
Дым самосада
В душной блокаде
Милый, далекий, родной.
Кончится зимняя стужа,
Силой мы даль проясним.
Выкурим гада
От Ленинграда,
Родины честь отстоим.
И вновь весной
Под знакомой тенистой сосной
Дым самосада
Напомнит блокад,
А с нею платочек родной.
Учитель: Еще один вариант песни «Синий платочек» я услышала от жительницы нашего поселка Новоилимск, труженика тыла, Путинцевой Анны Ивановны 1927 года рождения. Сегодня она у нас в гостях давайте её поприветствуем.
Рассказ труженика тыла А.И. Путинцевой.
- «Эту песню я услышала в 1946 году, проживая в г. Норильске. К нам в общежитие приходил Владимир Воробьёв, он играл на гитаре, пел песни. Однажды он спел песню на мотив известной песни «Синий платочек». Эта песня мне понравилась и запомнилась на всю жизнь. Я хочу, что бы вы тоже услышали эту замечательную песню».
Беленький, скромный халатик
Падал опущенный с плеч
Ты говорила, что не забудешь
Ласковых, радостных встреч.
Порой, ночной, мы повстречались с тобой
Прибыл я в госпиталь тяжело раненный
Ты в нем была медсестрой.
Дни проходили и ночи,
Как я в палате лежал,
Белый халатик, милые очи
Я нежной улыбкой встречал.
Порой, ночной, ты приходила за мной
Тихо вздыхая, ты говорила:
«Что вы не спите больной?».
Раны мои затянулись,
Белый халатик помог.
Но получилось как-то случайно
В сердце сдержать я не смог.
И вот весной я уезжаю домой,
Но не забуду, помнить я буду
Образ сестры фронтовой.
Мы никогда не забудем
Ласковых девичьих рук.
Вот она рядом, с нашим отрядом
Верный товарищ и друг.
Учитель: За долгие годы поисков, связанных с историей фронтовых песен накопилось немало и других, не менее красочных свидетельств популярности «Синего платочка» на фронте и в тылу.
Песне ведь не нужно ни бумаги, ни типографии, песне нужна только душа и она откликнется тысячами голосов, долетит до родной стороны и зазвучит снова поведет в бой, может быть и в последний.
И спустя годы и десятилетия будет продолжать жить в народной памяти.
Поют её прошедшие войну ветераны, поют их внуки, знающие войну по воспоминаниям, книгам, фильмам и песням, которые и есть наша общая память.