5 класс
Тип урока: ОНЗ
Тема: Индийские касты
Основные цели:
Обеспечить усвоение учащимися понятия касты;
Подвести к пониманию того, что появление неравенства у индийцев было закреплено религией;
Определить основные различия индийских каст;
тренировать коммуникативные и познавательные умения.
Оборудование: учебник, ПК, мультимедиапроектор, интерактивная доска,
рабочие листы, эталоны, раздаточный материал.
Ход урока.
День, в который вы не узнали для себя
ничего нового,
прошел впустую.
Мотивация к учебной деятельности
- Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы с вами продолжим разговор о Древней Индии. Удивительная и загадочная эта страна, но мы с вами еще не все загадки разгадали, не на все вопросы ответили. Отправимся в путешествие по Индии!
(слайд «Социальная структура египетского общества»)
- Как вы думаете, что изображено на данном слайде? (Ответ: группы населения Древнего Египта)
- На какие группы делилось население Древнего Египта? (Фараоны, жрецы, вельможи, писцы, воины, рабы)
- Вспомните было ли одинаковым положение этих групп в обществе? (Нет, существовало неравенство)
- Как вы думаете, такое деление общества на группы было характерно только для Египта? (Нет, и в других государствах Древнего Востока было подобное)
- А хотели бы вы узнать, так ли это?
- Сегодня вы узнаете что-то новое об Индии? Зачем нам это знать?
- Как вы это сделаете? (выясним, что еще не знаем и сами откроем новые знания)
- Я желаю вам удачи в получении этого нового знания, важного для дальнейшего изучения истории Древнего мира.
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
- Для того, чтобы нам узнать, было ли в Древней Индии деление общества на группы, повторим некоторые известные нам знания.
- Индия расположена на юге материка ……
- Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире. Их название…..
- Берега Индии с запада, востока и юга омывает ……..
- Самые многоводные реки Индии – это…
- В каких богов верили древние индийцы?
(слайд – слова: бог Брахма, жрецы, касты, знатные воины, слуги, земледельцы, неприкасаемые)
- Выберите, к какой касте вы хотели бы принадлежать?
- Поднимите руку, кто не может выполнить задание? Почему? В чем ваше затруднение? (не знаем, что такое каста, их названия, положение, которое они занимают)
3. Выявление места и причины затруднения.
- Что вы должны были сделать? (Выбрать свою принадлежность к какой-то касте)
- Почему вы не смогли этого сделать? (Ответы)
4. Построение проекта выхода из затруднения
- Какова цель вашей дальнейшей деятельности? (узнать, что такое каста, сколько было и какие)
- Вам действительно сегодня повезло, ведь именно этот вопрос и будет главным на нашем уроке. Скажите, какое слово объединяет все эти понятия? (Касты, сословия, группы)
- Сформулируйте тему нашего урока ( Индийские касты)
слайд (Цель: узнать, что такое касты, их виды и характерные признаки) Тема занятия: Индийские касты)
-Чем вы будете пользоваться для достижения цели? (имеющимися знаниями, справочными материалами, учебником, а я буду помогать и направлять ваши действия)
- Я предлагаю вам следующий план открытия нового знания.
слайд План открытия нового знания:
Открыть учебник на стр. 100 – 101.
Узнать определение термина «каста».
Выяснить происхождение каст.
Определить признаки каст.
Сделать выводы.
5. Реализация построенного проекта
- Работаем по плану в парах.
- Древний индиец считал, что каждый человек с рождения принадлежит к какой-то касте. Итак, что же такое каста? Найдите определение этого понятия на стр. 100
вашего учебника. Запишите его в тетрадь. (читают, записывают)
(слайд: Каста – группа людей, обладающая определенными правами и обязанностям, передающимися по наследству.)
- Итак, с самого рождения каждый индиец принадлежал к одной из четырех каст.
Индийцы верили, что каждая каста произошла из какой-либо части тела бога Брахмы. В карточке № 1 вы должны записать, к какой части тела бога Брахмы принадлежала каждая каста.
Название касты | Происхождение |
Брахманы (жрецы) | |
Воины (кшатрии) | |
Земледельцы (вайшьи) | |
Слуги (шудры) | |
- Индийцы считали, что люди разных каст также отличаются друг от друга, как животные разных пород. Ведь у коровы не может родиться жеребенок.
- В чем же отличия между индийскими кастами? Это мы выясним в результате работы в группах. (Каждая группа получает одну из каст, через 5 – 6 мин. Работы необходимо подвести итоги заполнения таблицы каждой группы, используя текст учебника стр. 101 – 104 и дополнительный материал, который имеется у вас на столах. Карточка № 2
Касты Древней Индии
Название касты | Цвет касты | Основные занятия | Особенности жизни |
Брахманы (жрецы) | | | |
Воины (кшатрии) | | | |
Земледельцы (вайшьи) | | | |
Слуги (шудры) | | | |
6. Первичное закрепление во внешней речи
- Каждая группа озвучивает свои работы
(слайд: отдельно по каждой касте и затем полная таблица)
- Какие выводы мы можем сделать? (Древнеиндийское общество делилось на касты, имели разные права и обязанности, самыми почтенными считались брахманы – жрецы, нельзя было перейти из одной касты в другую)
- Тяжелее всех было неприкасаемым. Знаете почему?
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- А теперь вам предстоит выполнить самостоятельную работу. Предлагаю сделать её по группам: вы заполните пропуски в таблице карточка № 3.
-Время выполнения работы закончилось. Возьмите карточки № 4 и проверьте правильность выполнения работы.
После самопроверки проводится рефлексия: фиксируются места ошибок и определяются причины возникших затруднений, исправляются ошибки.
- У кого есть ошибки, поставьте «?»
- Кто выполнил все без ошибок, поставьте «+».
-Итак. Поднимите руки, у кого есть ошибки. Почему возникла проблема? Что вам предстоит? (потренироваться дома)
-А теперь поднимите руки, кто выполнил все без ошибок.
- Что можете сказать? (Мы хорошо усвоили, характеристики каст)
Поставьте себе оценку «5».
8.Включение в систему знаний и повторение
Решение познавательных задач.
1. В семье земледельца растут крепкие и сильные сыновья. Они хотят стать
воинами. Но отец их говорит, что это невозможно. Почему?
2. Что будет, если дочь брахмана и сын шудры полюбят друг друга и захотят создать семью?
3. Как вы считаете, было ли справедливым такое деление людей?
- Почему же тогда в Древней Индии деление людей на касты воспринималось как нормальное и естественное?
(их создал Бог, значит так должно быть вечно)
- И все-таки, среди древнеиндийских мудрецов были и такие, которые не придавали большого значения кастовым различиям. Это был Будда, основатель религии буддизма.
( Сообщение о нем)
- Будда – основатель одной из трех мировых религий буддизма, учил, что главное – личные достоинства человека, а не его происхождение. Я желаю, чтобы и вы оценивали друг друга по личным качествам.
9.Рефлексия учебной деятельности
-Давайте вспомним, какова была цель урока? (узнать, что такое индийские касты, их виды и признаки, особенности)
-Удалось достичь цели? (да)
- Как открывали новые знания? (проделали 2 шага: выяснили, что не знаем, сами нашли способ, как открыть новые знания)
-Ребята, кто считает, что полностью усвоил новые знания, полученные на уроке сегодня, поднимите руки (сосчитать, записать на доске)
- Почему вы так считаете?
- А кто считает, что недостаточно полно усвоил новые знания, поднимите руки, пожалуйста.
- Поясните, пожалуйста, что вам предстоит сделать дома? (изучить материал, потренироваться)
Выберите строчку из стихотворения, которая соответствует вашему настроению, после сегодняшнего урока, прочтите ее.
Урок полезен, все понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Еще придется потрудиться.
Да, трудно все-таки учиться!
-Откройте дневники и запишите
Домашнее задание: параграф 21, ответить на вопросы 1- 5.