Выполнила: Рамазанова Зарема Рамазановна
Конспект открытого урока по окружающему миру «Жизнь леса»
Здравствуйте, ребята. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я, меня зовут Зарема Рамазановна. На нашем уроке присутствуют гости. Поприветствуем их улыбкой. Я вижу, что вы готовы к работе и желаю вам всем удачи.
На предыдущем уроке вы прошли тему «Земля-кормилица». Давайте вспомним какие типы почв существуют?
Какая из них самая плодородная?
Почему нужно беречь и охранять почву? (Человеку нужно беречь почвы, так как обыкновенная бесхозяйственность приводит к обеднению и даже к опустыниванию земель, что повлияет на экосистему местности, на ведение сельского хозяйства и даже на климат. Нужно попытаться восстановить почву. Для сохранения плодородия необходимо давать почве «отдохнуть», оставлять под пар ( т. е. один год ничего не сеять). Нельзя много лет подряд на одном и том же поле засевать одну и ту же культуру, это приводит к развитию болезней и специфических вредителей, а, следовательно, снижает урожайность. Необходимо чередование культур).
Я вас попрошу закрыть глаза и представить то, что сейчас услышите (звучит шум леса). (слайд 1)
Откройте глаза.
Что вы слышите?
Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? ( совершенно верно)
Лес- словно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Это строки из произведения Ивана Бунина.
Посмотрите внимательно на доску, перед вами карта России.
Большая часть территории занята лесами. Плещутся в этом лесном океане сосновые боры, белоствольные березки, темные ельники. Лес – одно из замечательных богатств нашей страны.
Каким цветом окрашена на карте лесная полоса? (Зеленым)
Как мы можем с вами узнать, какой это лес? (По условным обозначениям)
Что, по вашему мнению, означает слово «лес»? (ответы детей)
(Лес – легкие планеты. Один гектар леса за час поглощает столько углекислого газа, сколько его образуется при дыхании двухсот человек. 1 гектар елового леса задерживает 30 тонн пыли. Лес отдает в воздух столько влаги, сколько ее испаряется с поверхности озера или пруда. Он снижает скорость ветра и тем самым препятствует выдуванию почв. Это место обитания животных, птиц, насекомых, земноводных, пресмыкающихся. Лес – место отдыха.)
Давайте мы посмотрим определение леса по учебнику ( лес – это сложное единство живой и неживой природы).
Предлагаю посмотреть видео-ролик «Жизнь леса за 1.5 минуты. ( слайд 2)
Ученые называют лес природным сообществом. Как вы думаете, почему ? ( все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой). ( слайд 3)
Лес является большим многоэтажным домом. Каждый этаж (ярус) имеет свое название и располагают в порядке уменьшения. Названия ярусов вы сможете дать сами, послушав описания.
( слайд 4. )
1. Первый ярус самый высокий. Многолетние растения с крупным твердым стеблем. ( деревья). Им над больше света, поэтому они образуют верхний ярус, другим растениям требуется меньше света, поэтому они могут жить в тени деревьев ( дуб, сосна, береза) (ученик выходит к доске и располагает деревья на картине)
2. Какой ярус следует за деревьями и находится ниже? Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (кустарники) (смородина, шиповник) (ученик выходит к доске и располагает кустарники)
3. Спускаемся еще на один ярус ниже. Что находится ниже кустарников? Многолетнее и однолетнее растение, обычно с мягким и зеленым невысоким стеблем ( трава) (колокольчик, ландыш) ( выходит к доске и располагает травы)
4. А что же растет на самой земле? Почва со всеми населяющими ее микроорганизмами. Данный вид представляют собой особую форму жизни, и отдельное царство, в которых проявляются, не только растения и животные, но и грибы, которые помогают деревьям лучше расти и сохранить лес ( слайд 5) .
Вы видите перед собой картину природы, давайте мы ее оживим ( плакат на доске)
Лес- это не только растения и грибы, но и множество животных.
( слайд 6.) У животных и птиц в лесу есть свои этажи. Мышки, кроты, землеройки живут в корнях – в самом внизу. Соловьи, тетерева вьют гнезда прямо на земле. Дрозды устраивают гнезда повыше, на кустарниках. Дятел, синицы, совы, живут в дуплах деревьев. А на самом деле верху селятся хищники: ястребы и орлы. У них, зверушек и птиц, с этажами не как у нас в небоскребах: у нас всегда можно с кем-нибудь поменяться, а у них каждая порода живет именно в своем этаже.
Итак, каждые птицы и животные находятся на своих этажах.
Могут ли растения жить без животных, а животные без растений? Почему? ( Нет. Они живут вместе, помогая друг другу, т.е. сообща)
Ученые называют эту связь - лесное или природное сообщество.
Лес для животных является домом. А еще чем он служит животным? ( В лесу животные находят пищу)
Приведите примеры такой помощи. (например, хищники. Поедая грызунов, борются с распространением болезней и сохранением большого количества растений.
( слайд 8) Рассмотрим такой пример: взаимоотношения дерева и жука-короеда. Здоровому молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой. А когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множество короедов и погибает, освобождая место молодым растениям.
( слайд 9) Белка, запасая себе корм на зиму, уносит шишки далеко от дерева, на котором они выросли, так распространяются семена и появляются новые растения, тем самым обновляя лес.
Все в лесу взаимосвязано неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие.
Какую птицу называют «доктором» леса и почему? (Дятел. Эта птица пробивает клювом кору в нужном месте и извлекает из под нее толстых личинок. Так дятел кормится сам и так он лечит дерево. За эту особенность дятла и называют лесным доктором)
Чем питаются птицы? ( Едят жуков, тлю, гусениц, грызунов, ягоды, семена)
Лес от верхушки до земли населен животными, свежая зелень привлекает насекомых, под самой крышей леса живут сотни гусениц – будущих бабочек, на ветках живут птицы. Которые растят птенцов, пряча среди листвы свои гнезда. На земле уже живут лисы, олени.
А вы хотели бы побывать в лесу? (-Да)
Слайд 10) Физминутка:
«Пойдем в лес ( шагаем).
поднимается ветер ( ладошки)
Застучали первые капельки дождя ( щелчок)
Дождь усиливается ( по плечам)
Еще сильнее ( по коленям)
Гром ( прыжок) , гром ( прыжок),
Дождь идет( колени) , тише( плечи) , еще тише ( щелчок)
Дождь перестал, и выглянуло сооолнышко»
В чем главная связь между животными и растениями ? ( в питании)
А сейчас закрепим знания, вспомнив свои наблюдения в природе и установив цепь питания. Каждая пара по цепочке составляет цепь питания, характерную для лесного сообщества. ( раздать цепи питания)
(слайд 11) Ученики в парах строят цепи питания ( выходят к доске и рассказывают)
Шишка-белка-волк.
Ель-жук-дятел.
Гусеница-воробей-ястреб.
( вызвать одну пару с ряда к доске и спросить) Что произойдет с пищевой цепочкой, если один из ее элементов исчезнет? (может произойти природная катастрофа).
Итак, лес – это место обитания крупных и мелких животных, хищников и травоядных, и всё в лесу взаимосвязано.
( слайд 12) Самурский лес.
Ребята, вы наверное знаете , что наш любимый Дагестан находится на Восточном склоне Главного Кавказского хребта и у нас очень много лесов и заказников, которые охраняются государством. Одним из таких прекрасных лесов является Самурский лес. Он находится в Магарамкентском районе Дагестана в двухстах км. от Махачкалы. Его название связано с его расположением в дельте реки Самур. Площадь леса составляет 112 кв. км., (слайд 13) он является Государственным природным заказником и национальным парком. Самурский лес – это лиановый лес.
(Слайд 14.)В нем растут тысячи видов растений, некоторые из которых занесены в Красную книгу России. Даже гигантские деревья , которые редко встречаются в России – пробковые – также встречаются в этом лесу.
Приближается новогодний праздник. Как он связан с темой сегодняшнего урока?
(слайд 15) Леса существуют сотни тысяч лет. Никто и ничто не может уничтожить все леса. Но, к сожалению, человек плохо понимает язык леса. (Слайд 16) Люди делают много ошибок, а главное из них это уничтожение леса. А мы с вами восполним это, высадив свое дерево. До весны вы ухаживайте за ним в классе, а с наступлением тепла, высадите в открытый грунт. И пусть напоминает о сегодняшнем уроке.
Давайте вспомним правила поведения в лесу, что вы пожелаете юным туристам и какие правила должны соблюдать люди, посетившие лес? ( слайд 17)
1). Не повреждайте кору деревьев, они перестают расти и долго, мучительно умирают.
2). В лесу запрещено включать на максимальный звук музыку и громко кричать. Из-за этого птицы покидают свои гнезда.
3). НЕ рви цветок.
4). Ходите только по тропинкам, чтоб не портить почву для растительности.
5). Не берите собой яйца из гнезд.
Молодцы, ребята, вас смело можно принять в ряды эколят – молодых защитников природы.
Рефлексия.
Что нового вы узнали сегодня на уроке, где путешествовали ?
Какие сведения показались наиболее интересными? (слайд 18)
У вас на партах лежат смайлики разного цвета, зеленый, желтый и красный. Выберите смайл, который соответствует вашему настроению от урока.
Мне было очень приятно с вами работать. ( выставить оценки)
Домашнее задание.
Стр. 164-169
Активными сегодня были ……..
Спасибо, ребята, за проделанную работу. Хочу каждому из вас вручить медаль «Юного эколога».