Тема урока: Дикие и домашние животные.
Класс: 1
УМК «Перспектива»
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цели урока:
Формировать понятия « дикие » и « домашние » животные ;
расширять представления о разнообразии домашних животных, их значении для человека;
развивать умение группировать, сравнивать, анализировать, делать выводы;
воспитывать бережное отношение к животным и окружающей среде.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация в программе Power Point, иллюстрированные картинки с животными, карточки.
Планируемые результаты урока: учащиеся должны знать отличительные признаки домашних и диких животных, должны знать, для чего человек разводит домашних животных, должны уметь различать диких и домашних животных,
В процессе обучения формирую следующие блоки УУД.
Личностные УУД:
-внутренняя позиция школьника;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-самоанализ и самоконтроль результата;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные УУД:
-поиск и выделение необходимой информации;
- способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение).
Коммуникативные УУД:
-формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД:
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
-коррекция;
-оценка.
Ход урока
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
I. Этап самоопределения к деятельности.
Мотивация.
1.Настрой на работу.
Учитель: ребята , сегодня на уроке вы узнаете много интересного, вам предстоит усвоить много новых знаний, работая с информацией, и оценить себя в конце урока на трёх уровнях: высоком, среднем и низком. Надеюсь, на низком уровне себя никто не оценит, поэтому каждому из вас необходимо внимательно работать на уроке и контролировать себя на каждом этапе работы.
II. Этап актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности.
1.. Постановка проблемного вопроса.
Учитель: А о чём мы сегодня будем говорить на уроке, вы узнаете разгадав кроссворд. Я буду загадывать загадки, а вам предстоит их разгадать. Готовы?
Работа с информацией. ( слайд1)
1. Под соснами, под ёлками
Лежит мешок с иголками. (ёж)
2. Ловко прячется в норе
Любит шарить во дворе!
Схватит куру – и в леса
А зовут её…….. (лиса)
3. На овчарку он похож
Что ни зуб – то острый нож. (волк)
4. Голодная мычит, сытая – жует
Всем ребятам молоко дает. (корова)
5. Птица та – деревни житель.
Кур-хохлаток предводитель
Только червячка найдет
Собирает свой народ. (петух)
6. Распускает хвост павлином
Ходит важным господином
По земле ногами стук
Как зовут его? (индюк)
7. Сама крошка,
Боится кошки,
Под полом живёт
Туда все несёт. (мышь)
8. По веткам скачет
Да не птица,
Рыжая, а не лисица. (белка)

(Самоконтроль. Сравнение ответов учащихся с эталоном, представленным на экране. Фиксация затруднения (устно).
У: Были ли такие загадки, которые вызвали затруднение?
У: А что надо делать, чтобы не возникало затруднений?
у: читать книги о животных, смотреть телепередачи…
III. Этап определения темы и постановки цели деятельности.
Посмотрите внимательно на кроссворд .Кто догадался о ком мы сегодня будем говорить на уроке?(о жив.)
У: А какие бывают животные? (дикие и домашние)
Кто конкретнее сформулирует тему урока?(Дикие и домашние животные)
IV. Этап построения проблемной ситуации.
1.Работа с информацией. Пробное задание «Распределение животных в группы дикие и домашние».
На доске карточки с изображением животных. Указать стрелкой принадлежность к той или иной группе.
Как догадались, почему именно этих животных нужно определить в ту или иную группу?
(2 человека у доски) Контроль.
2. Постановка проблемы
У: А куда отнесём пчелу, таракана и муху? Кто они?
у: Они насекомые. Их отнесём в группу диких/ домашних животных.
У: Возникла проблемная ситуация. Мы не можем разобраться, куда отнести этих насекомых, к диким или домашним животным. Мы постараемся решить проблему, узнав и усвоив новую информацию.
Так какова же цель нашего урока?
у: Научиться различать диких и домашних животных.
У: Каких животных называют дикими, а каких – домашними? Ответы детей.
Физминутка.
Историческая справка. Работа с информацией.(слайд)
Учитель: Всегда ли существовали домашние животные?
Давным-давно на Земле были только дикие животные, дикая природа
и племена людей. Чтобы прокормить себя, люди охотились на диких животных. Однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детёныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они были уже не дикими, а домашними. Так появились собаки. Потом Человек обуздал дикую лошадь, приручил корову, овцу, козу, свинью и даже зайца, который превратился в кролика. Об этом вы подробнее узнаете в старших классах.
V. Этап первичного закрепления во внешней речи.
Учитель: А для чего человек приручил животных?
Учащиеся: Чтобы охранять жильё, получать продукты питания, чтобы перевозить грузы, получать материал для изготовления одежды.
Учащиеся свои ответы сравнивают с эталоном. ( слайд)
Работа в паре. Дети работают по карточкам. Определяют, из чего изготовлено и какие животные дают человеку данные продукты и вещи.
(сыр, яйцо, сметана, варежки. мёд, йогурт, масло, шарф)
Контроль.Дети оценивают свою работу .
Учитель: Как человек заботится о домашних животных?
Учащиеся: Люди строят для них жилища: коровники, конюшни, свинарники, птицефабрики. Врач-ветеринар лечит больных животных, делает им прививки от болезней, как и людям. (слайд)
Учитель: Могут ли домашние животные стать дикими?
Дети: Бывает так, что люди бросают животных.
Учитель: Правильно ли они поступают?
Мы в ответе за тех, кого приручили. Для современного человека животные имеют большое значение. Люди получают огромное удовольствие от наблюдения за ними. Художники создают картины, писатели пишут книги. И у нас с вами в классе есть выставка книг о животных, которые вы читали. Наблюдайте за животными чаще. У многих из вас есть домашние питомцы. Кто хочет о них рассказать?.
( сообщения учащихся о своей кошке.)
Учитель: А где живут дикие животные? И кто о них заботится?
Учащиеся: Дикие животные живут в дикой природе: лесах, джунглях, степях, пустынях, в морях, реках. О них никто не заботится.
Учитель: Как человек должен относиться к диким животным? Представьте, вы оказались в лесу на отдыхе и увидели зайца или лесную птицу и её птенцов. Как вы поступите?
Учащиеся: В лесу нужно вести себя тихо, не включать громко музыку, чтобы не распугать лесных животных, ведь лес – это их дом. Увидев птенцов в гнезде или яйца, нельзя их трогать, так как мать – птица может учуять чужой запах и улететь, бросив своих птенцов одних. Нельзя убивать беззащитных птенцов.
VI. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Так чем же отличаются дикие животные от домашних?
1.Дети выбирают карточки с признаками домашних и диких животных:
Домашние животные | Дикие животные |
живут с человеком; человек строит им жилье; человек кормит их, ухаживает за ними человек человек заботится о потомстве; | живут в лесах, водоемах; сами заботятся о потомстве; сами добывают еду, сами строят жильё. |
2.Решение проблемы, поставленной в начале урока.
Учитель: Так куда же отнесём наших насекомых?
Учащиеся: Пчелу отнесём и к диким и к домашним животным, таракана к диким, муху тоже к диким животным. Пчёлы могут жить в дикой природе. Человек приручает пчёл. Строит для них улья и пчёлы поселяются там и производят мёд в ульях.
Учащиеся: Домашние животные приносят пользу человеку, а эти животные не приносят пользу. Человек от мух и тараканов не получает продукты питания, они не полезны в хозяйстве. А наоборот, вредят нам, разносят инфекцию, от них надо избавляться.
Учитель: А чтобы эти насекомые не появились у вас в квартире, надо соблюдать чистоту в квартире, от мух ставить сетки на окна.
2. Обобщение полученных знаний.
-На какие группы можно разделить животных?
-Почему они так называются?
VII. Рефлексия деятельности.
Учитель: Какова была цель урока?
Достигли мы этой цели?
Что понравилось на уроке?
Что вызвало затруднения?
Оцените себя на трёх уровнях. (лесенка успеха/смайлы)