| Самоопределение к деятельности. Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. 4-5 мин. | Словесный (беседа) Наглядный (презентация) | – Ребята, вы любите путешествовать? – Мы начинаем с вами изучать новый раздел в курсе окружающий мир: Путешествие по городам и странам. Откройте учебник на стр.84-85 и давайте прочитаем, о чём мы с вами будем говорить на уроках. И первый урок называется Золотое кольцо России. Катись, катись, колечко, По краешку Земли, От Северного моря И голубой тайги, По рощам и долинам До волжских берегов, Где древняя Россия В названьях городов. Владимир, тихий Углич, Залесский Переславль, Жемчужина России – Нарядный Ярославль. Ростов Великий, Суздаль И Сергиев Посад… Их имена как песня Народная звучат. Колечко золотое Скрепило города. Здесь матушка Россия, Здесь русский дух всегда! – Итак, тема нашего сегодняшнего урока? -Обозначим план урока 1.Узнаем, что такое Золотое кольцо России 2. Узнаем о городах Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов. | Ответы детей Читают -Золотое кольцо России | Фронтальная | Визуальный, устный |
| ОНЗ Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. 16-19 мин. | Словесный (беседа, рассказ, объяснение), наглядный (презентация, раздаточный материал), практический (выполнение практической работы) | Какие вопросы у вас появились, после того, как вы прочитали тему урока? -Может быть, у кого-то из вас есть какие-то предположения, варианты ответов? – Кольцо, так как наш путь будет напоминать кольцо. – Золотое, так эти города являются достоянием нашего государства, в них много памятников истории, архитектуры, искусства. Золотое кольцо – это знаменитый на весь мир туристический маршрут по древним русским городам. -Посмотрите на карту в учебнике. Действительно ли путь напоминает кольцо? -На протяжении урока вы будете в парах заполнять таблицу. Вспомните правила работы в парах -В таблице 2 колонки. Первая колонка – название города. Вторая – достопримечательности. -Первым городом, с которым мы начнем знакомство будет Сергиев Посад. Прочитайте на странице 87 что же это за город. -В чью честь назван Сергиев Посад? -Как называется монастырь, который он основал? -Что такое лавра? Троице-Сергиева лавра – мужской монастырь с древней историей. Основан был в 1337 году. Он и стал тем зернышком, из которого потом вырос город Сергиев Посад. -Посмотрите как выглядит Троице-Сергиева лавра и памятник Сергию Радонежскому -Еще там есть такая достопримечательность, как Загорская матрешка. Матрёшка – самая необычная достопримечательность города. Потому что это не здание и не площадь, а игрушка. А «загорской» ее называют, потому что город Сергиев Посад раньше носил имя Загорск. Сергиев Посад считается родиной русской матрёшки – яркой расписной деревянной куклы. Да не только родиной, а старейшим центром изготовления матрёшек в России. В 1904 году в городе была создана фабрика матрёшек, которая работает и сегодня. А чтобы увидеть, какими были матрешки сто лет назад можно посетить самое сказочное место города – Музей игрушки. Основал музей игрушки Николай Бартрам в 1918 году. Он очень любил игрушки и коллекционировал их. А потом решил поделиться красотой своей коллекции с людьми и открыл музей, куда каждый и сейчас может прийти, чтобы увидеть старинные и современные игрушки русских и заморских мастеров. Заполните таблицу Теперь познакомимся с городом Переславль-Залесский. Этот город, также как Москва, был основан князем Юрием Долгоруким. Он раскинулся на берегу живописного Плещеева озера. Переславль считается одним из заповедных и привлекательных городов Золотого кольца, а также считается родиной русского флота. Здесь сохранились старинные церкви и другие творения русского зодчества: Спасо-Преображенская церковь, Никитский и Горицкий монастыри, уникальные Музей Утюга и Музей Чайника. -Кем был основан это город? -Какие достопримечательности вам запомнили? -Дополните таблицу -Ребята, вставайте, теперь отдохнем Физминутка -Прочитайте на странице 88 о городе Ростове. -Действительно ли Ростов самый древний город Золотого кольца? -Как еще называли уже в давние времена? -Какая самая замечательная часть города? -Что такое ростовская финифть? -Дополните таблицу | -Почему кольцо? Почему Золотое? -Ответы детей -да -В честь Сергия Радонежского -Троице-Сергиева лавра -Самый главный монастырь -Юрием Долгоруким - Спасо-Преображенская церковь, Никитский и Горицкий монастыри, уникальные Музей Утюга и Музей Чайника. -Великий -Ростовский кремль | Фронтальная, работа в парах | Визуальный, устный, письменный |
| Подведение итога и рефлексия Цель: включение нового способа действий в систему знаний, при этом - повторение и закрепление ранее изученного; самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности 5-7 мин. | Словесный (беседа) | -А теперь подведём итог урока. -Что же такое Золотое кольцо? -Какие города мы изучили? -Чем знаменит город Сергиев Посад? -Чем знаменит город Ростов? -Оцените свою работу на уроке. Если у вас не возникало затруднений покажите зеленую сторону сигнальной карточки, а если у вас возникали затруднения - красную. | Золотое кольцо – это знаменитый на весь мир туристический маршрут по древним русским городам. -Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов | Фронтальная | Устный, визуальный |