СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира по теме: "Почему Луна бывает разной?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира по теме: "Почему Луна бывает разной?"»

Тема урока «Почему Луна бывает разной?»

Цели:

  1. формировать представления о Луне как естественном спутнике Земли, познакомить с причинами изменения внешнего вида Луны;

  2. развивать наблюдательность, умение извлекать информацию из схем и иллюстраций о форме Луны, о том, почему Луна бывает разной;

  3. воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Тип урока: открытие нового знания.

Планируемые результаты:

Личностные: познакомить с причинами изменения внешнего вида Луны; рассказать о способах изучения Луны учеными; развивать познавательные способности учащихся в процессе самостоятельной учебной и творческой деятельности, развивать речь, внимание, память, логическое мышление.

Предметные: анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения ее поверхности Солнце; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны.

Оборудование: компьютер, презентация, проектор, учебник “Окружающий мир ” 2ч, автор А.А.Плешаков; рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса, пластилин, цветные карандаши.

Этап урока

Время

Содержание

Деятельность

учащихся

УУД

Организация начала занятия


1 мин

Сегодня вы будете не простые ученики 1 класса, а астрономы.

-Кто такие астрономы? (Ученые, которые изучают расположение и движение небесных тел)

-А при помощи чего астрономы наблюдают за планетами? (Телескопа, космического телескопа)

А у ученых-астрономов существует специальный космический телескоп, который при помощи спутника передает данные на Землю.

Для астрономов помощник в изучении планет - космический телескоп.

-Какой у нас помощник на уроке? (Учебник)

Проверьте, у всех ли есть учебники на парте.

Приветствовать учителя, настраиваться на работу

Л: воспринимать речь учителя

Актуализация знаний

3 мин

- О каких небесных телах мы говорили на прошлом уроке?

-Назовите ближайшую звезду к Земле. - Солнце

-Почему днем на небе не видно звезд?

-Почему они становятся видны ночью?

-Какие названия звезд вы знаете? (Альдебаран, Регул, Солнце, Сириус)

- От чего зависит цвет звёзд? (от t)

-Какие созвездия вы уже знаете? (Большая Медведица, созвездие Льва)

Повторять изученный материал

Поддерживать учебный диалог

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Постановка учебной задачи и ее решение


10 мин


-Узнал Муравьишка, что такое Солнце, звезды. Взглянул на небо и увидел еще что-то.

-Отгадайте загадки:

1. Подрастал, подрастал,

Был рогатым - круглым стал.

только круг, чудо - круг

Стал опять рогатым вдруг. (Месяц)


2. В голубой станице

Девица круглолица.

Ночью ей не спиться -

В зеркало глядится. (Луна)


- О чем будем говорить на уроке?

Луна и месяц - это разные небесные тела? Почему Луна бывает разной? Вот на эти вопросы мы сегодня ответим.

- Каждый из вас видел луну. Какой вы ее запомнили?

Много тысячелетий люди поднимают голову вверх и видят в ночном небе одну и ту же Луну. только выглядит она по-разному. То круглая, как блин, то похожа на серп. Объяснить эти явления человек не мог. Думали даже, что видят разные небесные тела, поэтому появилось два названия: «луна» и «месяц». Но всё это - одна и та же Луна. Почему тогда мы видим её такой разной?

О Луне ученые сегодня знают больше, чем о любой другой планете, кроме Земли. Если смотреть на Луну с Земли, то кажется, что она меняет форму. Эти различные формы называются фазами Луны и возникают они из-за того, что мы видим только освещенную Солнцем часть Луны при её движении вокруг Земли. Луна двигается вокруг Земли и является её естественным спутником.

Что такое спутник?

Спутник - это небесное тело, которое движется вокруг более крупного тела. Естественные спутники планет - это их природные спутники, т.е. те. которые не созданы человеком.

Помните, на уроках мы говорили, что человек создал искусственные спутники, которые запускает в космос. Естественные спутники создает природа, а не человек.

Спутник должен двигаться вокруг тела, которое больше него по размерам.

- Какой вывод о размерах Земли и Луны мы можем сделать?

Правильно. Земля - больше Луны. На сколько больше? Мы видим Луну очень маленькой. На самом деле это не так. Луна всего в 6 раз меньше Земли. Для сравнения можно представить одноэтажный дом и дом в 6 этажей. Так что Луна - огромная!

- Рассмотрите в учебнике схему движения Луны.

Земля движется вокруг самой ближайшей к ней звезды – Солнца, а Луна движется по своей оси вокруг Земли.

- В раб.тетради найдите №1 с22. Галочкой отметьте правильную схему.

От Луны Землю отделяет расстояние в 384 000 км. На космической ракете это расстояние можно преодолеть за 2-3 дня.

Так как Луна - естественный спутник Земли, то учёные постоянно за ней наблюдают. Теперь любой участник может объяснить, почему она такая разная.

Сама Луна не светится, она отражает свет от Солнца. Ночью её видно, потому что Солнце её освещает. Луна обращается вокруг Земли, поэтому на ночном небе выглядит по-разному. Когда Луна находится между Землей и Солнцем, к Земле обращена неосвещенная половина Луны, и Луну на небе не видно. Эта фаза называется новолунием.

Через 2-3- дня Луна появляется на небе в виде узкого серпа, обращенного выпуклостью в сторону Солнца. Это молодой месяц.

Он увеличивается с каждым днём. Луна принимает вид целого диска. Это полнолуние.

Земля уже находится между Солнцем и луной. Потом диск начинает убывать. Луна опять становится серпом, но уже обращенным в другую сторону. Это старый месяц. Потом всё опять повторяется.

На нижнем рис. на с 34 показаны эти изменения.


Отгадывать загадки


Знакомиться с темой урока






Формулировать цели урока


Высказывать свое мнение



Слушать речь учителя непосредственно обращенную к учащимся







Ответить на вопросы


Слушать речь учителя непо-средственно об-ращенную к учащимся

Ответить на вопросы

Высказывать свое мнение


Объяснять схему в учебнике

Выполнять задание в рабочей тетради


Поддерживать учебный диалог

Узнавать больше о Луне


Рассматривать рисунки в учебнике и рассуждать


Проверять свои предположения по учебнику


Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимать оценку учителя


Р: принимать и сохранять учебную задачу


П: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме


К: уметь вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками



П: понимать заданный во-прос, в соот-ветствии с ним строить ответ в устной форме


П: ориентиро-ваться на раз-нообразие спо-собов ответа на поставленные задачи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объ-екте


К: уметь обме-ниваться мне-ниями; слушать другого- уче-ника.




П: строить рас-суждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами

Физ. минутка

1 мин

Показываю движение

Повторять движение


Решение част-ных задач

10 мин

Практическая работа

Дети лепят из пластилина модели Луны и Земли, стараясь правильно передать соотношение 1 к 6. Затем дети лепят фазы Луны: молодой месяц, полнолуние, старый месяц.

- Луна вращается вокруг своей оси и одновременно совершает свой путь вокруг Земли, так как она является спутником нашей планеты. Оборот вокруг Земли она совершает за 29 с половиной суток. Столько же времени ей требуется, чтобы обернуться вокруг совей оси. Земля вокруг совей оси поворачивается на сутки. Вот такая разница.

Два ученика выходят к доске и показывают, как двигается Луна.

(Один-Луна, другой-Земля, показывают вращение)

Работа с учебником

- Все это мы знаем благодаря ученым. Как они изучают Луну? Что вы об этом знаете?

Рассмотрите рис. в учебнике на с 35.

С Земли на Луне всегда видно одно и то же, так как Луна постоянно обращена к Земле одной стороной. Даже в мощный бинокль можно увидеть на Луне какие-то сероватые пятна. Эти пятна в старину считали морями. Интересно то, что в этих «морях» нет ни капли воды. Лунные «моря» представляют собой глубокие впадины, покрытые застывшей вулканической массой. Цвет этой массы темнее окружающих камней, поэтому там можно найти Океан Будь, Море Дождей и много др морей.

Светлые части Луны - это ее горные районы. На Луне есть высокие горные хребты и много кольцевых гор - кратеров. Кратеры - большие ямы, окруженные холмами. Некоторые их этих кратеров образовались при падении на Луну метеоритов. Самые крупные кратеры образовались при извержении вулканов. У самых больших кратеров дно плоское и похоже на стадион, окруженный трибунами.

Поддерживать учебный диалог


Выполнять модель Луны
Запоминать информацию

Поддерживать учебный диалог



Рассматривать рисунки в учебнике и рассуждать



Поддерживать учебный диалог

П: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме



П: ориентиро-ваться на раз-нообразие спо-собов ответа на поставленные задачи; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объ-екте

Физ. минутка

1 мин

Показываю движение

Повторять движение


Решение частных задач

10 мин

Как же там, на Луне? Там всегда тихо. На Луне нет воздуха, поэтому звуки не передаются. Может ли там жить человек, раз воздуха нет? Ни травы, ни деревьев здесь тоже нет. Кругом одна пыль и каменная пустыня.

День длится две недели. Затем две недели длится ночь. За такой блинный день поверхность Луны нагревается до t=130С. Когда наступает ночь, камни очень быстро охлаждаются и мороз достигает t= -170С. Так же резко там отличается t на Солнце и в тени - ведь на Луне нет воздуха, который бы сглаживал эти перепады t.

Если бы мы оказались на Луне, поднять голову и посмотрели на небо, то увидели бы непривычную для нас картину. Небо на Луне не похоже на земное. Оно не голубое, а черное. Черное и днем, и ночью.

Луну постоянно изучают лунные космические аппараты. В 1959г впервые была запущена ракета, которая облетела наш естественный спутник и сделала снимки другой стороны Луны. Благодаря этим снимкам ученые составили первую карту обеих сторон лунной поверхности.

Оказалось, что обратная сторона Луны совершенно не похожи на видимую. Она почти сплошь гористая и там всего несколько «морей». В 1966г на спутнике Земли впервые прилунилась первая в мире ракета.

За эти годы на Луну прилетело много ракет. Автоматы и космонавты доставляли на Землю уникальные снимки и пробы грунта. Исследования планеты продолжаются.

- Как называется аппарат на рис в учебнике на с35? (Луноход)

- Почему он получил такое название?

Высказывать свое мнение

Поддерживать учебный диалог



Узнавать больше о Луне


Рассматривать рисунки в учебнике и рассуждать





Ответить на во-просы


Высказывать свое мнение

К: уметь работать в паре, слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками




К: уметь обмениваться мнениями; слушать другого- ученика.




П: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами


Итог урока

2 мин

Подведем итог нашей сегодняшней работы.

Луна и месяц - это разные планеты?

Чем Луна является для Земли? Спутником

Почему Луна бывает разной?

Давайте проверим ваши ответы, прочитаем вывод на с35, который нам предложила Мудрая Черепаха.

Отвечать на вопросы.

Подводить итоги урока

Л: ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности

Рефлексия

1мин

Если очень постараться,
Если очень захотеть,
Можно на небо подняться
И до солнца долететь.
И всерьез, не понарошку,
Познакомиться с Луной.
Погулять по ней немножко
И вернуться вновь домой!

- Как вы считаете, хорошо ли вы усвоили материал данного урока? Если да, то поднимите зеленый карандаш, а если не очень – желтый, если вы ничего не поняли, то поднимите красный. Всем спасибо! Урок окончен.

Высказывать свое мнение, делиться впечатлениями

Р: осуществляют итоговый контроль