СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира в 1 классе по теме: "Почему в лесу нужно соблюдать тишину?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира в 1 классе по теме: "Почему в лесу нужно соблюдать тишину?"»

Технологическая карта урока

Учитель: Лазаренко Екатерина Алексеевна

учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия №1»

Учебный предмет: окружающий мир

Класс: 1 б класс

Автор УМК: А.А. Плешаков «Окружающий мир»


Тема

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

Цель урока

Сформулировать одно из важнейших правил поведения в природе – соблюдения тишины в лесу; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней; содействовать воспитанию чувства ответственности и долга за состояние природы; оценивать свой вклад в ее благосостояние, ценить ее красоту.

Тип урока

Открытия нового знания

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

  • понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • выдвигать предположения и доказывать их;

  • объяснять (с опорой на учебник), почему в лесу нужно соблюдать тишину;

  • формулировать правила поведения в природе;

  • работать в группе, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Личностные:

  • формирование личного отношения к окружающему миру;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению;

  • оценивание своего поведения в лесу и поведения других людей;

Метапредметные:

Регулятивные:

  • подготовка своего рабочего места под руководством учителя;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • принимать и сохранять цель учебной деятельности;

  • осваивать начальные формы личностной и познавательной рефлексии;

  • оценивать результат своих действий.

Познавательные:

  • понимать содержание текста, интерпретировать его смысл;

  • анализировать объекты окружающего мира, рисунки с выделением отличительных признаков;

  • строить речевые высказывания в устной форме о разнообразии лесных звуков.
    Коммуникативные:

  • понимать и принимать задачу совместной работы;

  • обмениваться мнениями, слушать друг друга;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;

  • строить речевые фразы, отвечать на поставленный вопрос;

  • работать в группе, учитывая позицию собеседника.


Методы и формы
обучения

Частично-поисковый; фронтальная, групповая и индивидуальная работа.


Образовательные
ресурсы и оборудование

Учебник «Окружающий мир» для 1 класса А.А. Плешаков, рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» для 1 класса А.А. Плешаков, презентация на тему «Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?», музыкальный файл «Звуки леса»; запрещающие знаки в природе; интерактивное задание «Правила поведения в лесу»; видео и аудио различных звуков.




Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Формы организации учебной деятельности

Содержание учебной деятельности

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

1.Организационный момент


Проверяет готовность обучающихся к уроку, создает

эмоциональный настрой


Фронтальная

Начинаем ровно в срок,

Наш любимейший урок.

Дружно за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся.

Пусть сегодня для нас всех,

Посопутствует успех!

Поприветствуем гостей,

С ними нам вдвойне теплей!

Пожелайте нам удачи,

И успешности в придачу!


самоопределение.


смысловое прослушивание

2. Актуализация опорных знаний.

Мотивационно-

целевой этап

Разгадывание загадки и беседа по теме «Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?», работа по карточкам



- Ребята, сегодня мы побудем с вами не только на уроке окружающего мира, но и окажемся на УРОКЕ ЭМОЦИЙ, НАСТРОЕНИЙ, где вы будете переживать и радоваться, но не за себя, а за других. Будете сопереживать и сочувствовать. Ну и, конечно, будете ДУМАТЬ и ОТКРЫВАТЬ для себя что-то новое.
- Для этого я предлагаю вам отправиться в гости. Вы любите ходить в гости?

- Угадайте, куда?
- Чтобы узнать, в какой уголок природы мы отправимся, необходимо выполнить задание: отгадать загадку и выбрать картинку-отгадку из тех, что лежат на столе.

( Перед детьми карточки с изображением луга, водоема, леса)

Есть у ребят зелёный друг — весёлый друг, хороший,
Он им протянет сотни рук и тысячи ладошек.
(Слайд 2)

- Правильно, ребята, мы отправимся в лес. (Слайд 3)

Мы сегодня сходим в лес

Полный сказок и чудес.

Кто в глуши его таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все узнаем без утайки!

Разгадаем леса тайны!

- Ребята, а что такое лес?

- В.И. Даль писал в своём словаре « Лес – пространства, покрытые большими, растущими деревьями» Лес – большой дом, где живут растения, звери, птицы

(Слайд 4)


умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Выражение своих мысли с достаточной полнотой и точностью


смысловое прослушивание


3.Этап актуализации знаний

Проблемная ситуация, работа с учебником


Фронтальная

Проблемная ситуация
- Прежде чем мы окажемся в лесу, давайте попробуем услышать друг друга и все звуки, которые нас окружают. 
- Что для этого нужно сделать?(Создать тишину)

- Давайте послушаем. Какие звуки вы услышали?

-Что помогло нам услышать столько звуков? (ТИШИНА)
- Предлагаю взять её в лес. А зачем???

Тишине в лесу и будет посвящена тема нашего урока?

- Откройте учебники на стр. 48 и прочитайте тему сегодняшнего нашего урока.

Тема: Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? (Слайд 5)

Тишина нужна вокруг,
Мы докажем это сами.
Наш урок не подведёт,
Ответ верный нам найдёт.

- Итак, ребята, мы отправляемся в гости в лес. Коль мы идём в гости, давайте вспомним правила этикета. Как нужно вести себя в гостях? Прежде, чем мы войдём в него, что мы должны сделать? Что мы делаем, когда приходим в гости?

  

 (под спокойную музыку, Слайд 6)

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полон сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою,

Ночью томной грозовою?

Что нам шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

(С. Погореловский)



целеполагание:

постановка учебной задачи

анализ объектов

4. Этап изучения нового знания

Релаксация, беседа, работа в парах, в группах

Фронтальная

  1. Релаксация

Дверца открывается и мы оказываемся в лесу:

- А теперь закройте глаза. Представьте, что вы сейчас оказались в лесу. Ваши ручки, ножки и лицо ощущают приятную лесную прохладу. Вдохните…Вы чувствуете запахи леса, лесной травы, коры деревьев. Вы слышите звуки леса…..( музыка «Звуки леса», слайд 7)

Откройте глаза и посмотрите (включ. видеоролик «ЗВУКИ ЛЕСА»

https://yandex.ru/video/preview/1293731418219690524 )

2. Беседа

-Что вы представили, когда закрыли глаза???

-А что увидели? Совпали ли ваши представления с действительностью?


Вам удалось представить и услышать всю красоту природы?

-Что для этого необходимо?(Нужно соблюдать тишину)

Какие же звуки есть у леса??? ЛЕС

-шелест травы; ШЕЛЕСТИТ

-журчанье ручья;( https://dzen.ru/video/watch/6173ab88a53aab06edbc7d1f ЖУРЧИТ

-жужжанье насекомых;( https://youtu.be/LC_vJZGzaEE ) ЖУЖЖИТ

-пение птиц;( https://dzen.ru/video/watch/623055408ea4b07e25dfe3a1 ) ПОЁТ

-завыванье ветра. ВОЕТ

- Сколько много разных звуков! Лес шелестит, поёт, звенит, жужжит… Если лес издает столько звуков, можно ли сказать что лес ЖИВОЙ??? Слушайте лес, радуйтесь его голосам! (Слайды 8-14)

А хотелось ли вам побывать на месте лесных обитателей?

Тогда давайте попробуем воспроизвести звуки леса, которыми он нас радует.

Разделимся на 3 группы.(по рядам) (Слайд 15)

Не ворона, не синица -

Как зовется эта птица?

Примостилась на суку -

Раздалось в лесу "ку-ку".(кукушка)

1.КУКУШКИ ( тихо кукуют )

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь.(жук)

2.НАСЕКОМЫЕ (жужжат)

Не увидишь меня глазом,

Я способен на проказы.

На бегу, срываю шляпы,

Елок раскачаю лапы.

Унести белье с веревки,

Хватит у меня сноровки.

Пролистать могу газету,

Громко шелестя при этом...

Вот в лесу любой заметит:

Лес шумит, гуляет...

(Ветер)

3.ВЕТЕР (шелестят)

- Я, ребята, буду дирижером!

- Приготовились, начали.

- У нас получился настоящий лесной концерт. Гости невольно оказались в нашем лесу… Скажите, услышали ли они звуки нашего леса??? Почему им это удалось??? (они соблюдали тишину)

В лес пришёл ты, не шути!

Тихо там себя веди!

- А вы, ребята, любите ходить в лес? Почему на отдых люди стремятся в лес?

Как дышится в лесу?

- Лес притягивает человека своей неповторимой красотой, тишиной, загадочностью; в лесу можно встретить много интересного и необычного, лучше узнать о жизни животных, их повадках… В лесу легко дышится, потому что воздух в лесу очень чистый, пахнет травами, сосной, ягодами, грибами…

- Лес – большой дом для всех его обитателей и огромная кладовая. А кто знает, что такое кладовая? (Слайд 16)


- Давайте заглянем в неё. Поработайте со своим соседом в паре: сопоставьте между собой слова левого и правого столбиков и попробуйте догадаться, почему лес – это кладовая. (Слайд 17)


Пища- грибы, ягоды, орехи, шишки

Лекарства- ландыш, подорожник

Топливо- сухие деревья, мох

Дом для зверей и птиц - норы, дупла деревьев

Дома, спички, мебель - деревья

Музыка- голоса зверей и птиц


  1. Динамическая пауза (Слайд 18)

Мы по лесу прогулялись и немножко отдохнем. (Шагаем на месте.)

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед. (Развели руки в стороны, вперед.)

Чудеса у нас на свете: стали карликами дети. (Присели.)

А потом все дружно встали, великанами мы стали. (Встали.)

Дружно хлопаем. (Хлопаем в ладоши.)

Ногами топаем! (Топаем ногами.)

Хорошо мы погуляли и нисколько не устали! (Шагаем на месте.)


- Ой, ребята, пока мы гуляли по лесу,я еще что – то нашла. Это письмо. Для вас, ребята.

Однажды я в лесу орехи собирала.

И я в лесу том каждый сук и каждый кустик знала.

Однажды в лес противный тип пришёл с большой котомкой

Небрежно сбил ногою гриб и выругался громко.

Стал гнуть орешину – сломал, зажал под мышкой ветви.

Нашёл один орех – сорвал, сорвал второй и третий…

Отбросил куст и, как медведь, пошёл себе довольный.

А мне же бедной и смотреть на это было больно.


- Правильно ли вёл себя человек в лесу? Чего он не знал? (Слайд 19)

РАБОТА В УЧЕБНИКЕ на с. 49

- Ребята, откройте свои учебники на странице 49. Посмотрите на картинку вверу страницы.

- Правильно ли ведут себя дети в лесу на картинке?

- Ребята, давайте попробуем объяснить этим детям, как надо вести себя в лесу. В этом нам помогут "волшебные" рисунки. Предлагаю поработать в группе (4 группы)

Задание: сформулировать по экологическим знакам правила поведения в лесу. - Что означают эти знаки. (Учитель раздаёт рисунки экологических знаков, а дети в группе дают пояснение к каждому из них).

Примерный перечень экологических знаков, применяемых на данном уроке.

а) В лесу ходи только по тропинкам!

б) Не разговаривай в лесу слишком громко!

в) Не рви в природе цветов!

г) Не подходи близко к гнёздам птиц!

д) Не повреждай кору деревьев!

е) Не ломай ветки деревьев и кустарников!

ж) Не убивай лягушек и жаб!

з) Не лови диких животных и не уноси их домой! (Слайды 21-23)

(После каждой проанализированной ситуации заранее подготовленные дети рассказывают стихотворение о правилах поведения в природе. Правило вывешивается под картинкой.)


  1. Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки.


  1. Дети запомнить должны и понять:

Гнёзда у птичек нельзя разорять!

Если в траве увидали яйцо

Или услышали крики птенцов,

Не приближайтесь, не лезьте туда

И не тревожьте ни птиц, ни гнезда.


  1. Ветки дуба не ломай, никогда не забывай

Мусор с травки убирать, зря цветы не надо рвать!

Из рогатки не стрелять: ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают, ну, кому они мешают?


  1. Для ёжиков и белок лес – это дом родной.

Они живут там смело и летом и зимой:

Поэтому не стоит их в город забирать…

Поверь: они в неволе не будут есть и спать…


  1. Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу – всего лишь гость, здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги, ведь они нам не враги!

Помоги лесным зверюшкам, приготовь для них кормушки.

И тогда любой зверек – будь то ласка иль хорек,

Еж лесной, речная рыба – скажет: «Ты – мой друг! Спасибо!»



выделение и осознание обучающимися того, что еще нужно усвоить;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

анализ объектов;

построение рассуждения по теме урока в соответствии с возрастными нормами; логический анализ объектов с целью выделения признаков; смысловое чтение; определение основной и второстепенной информации;

построение логической цепочки рассуждения;

осознание и построение речевого высказывания в устной форме



































































5.Этап самоконтроля

Интерактивное задание







Работа в тетради (если останется время)


- А теперь ребята ещё раз повторим все экологическим знакам правила поведения в лесу. https://learningapps.org/view10729304

Работа в тетради с.42.

        Рассматривание эко.знака, который сделал муравей Вопросик.

        Творческое задание: нарсвой эко.знак.


—Почему в лесу необходимо соблюдать тишину? (Слайд 24)

- Да, вы все правы, но еще если мы будем себя вести тихо, то лесные жители не испугаются нас. И мы сможем многих из них увидеть. Ведь голоса животных – это их разговоры. Шумными играми, криками, громкой музыкой мы, возможно, помешаем животным сообщить друг другу что-то важное. Шумом мы можем очень испугать животных. Напуганная птица побоится подлететь к гнезду, и птенцы останутся голодными. У нас с вами есть дом и стараемся содержать его в порядке. Так и лес для животных является домом, и многие животные могут убежать или улететь из того уголка леса, где их испугали шумом.

- Ребята, как вы думаете, мы хорошо себя вели в гостях у леса?

- А вы знаете, что лес в ответ на наше хорошее поведение в гостях у него, решил показать нам некоторые свои тайны? (ВИДЕО «Весенний лес» https://youtu.be/xBiSLtf1TTg )




6. Этап рефлексии учебной деятельности

определить свое эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная

- Я тоже хотела бы дополнить прекрасную картину леса деревом. Но на нем нет листвы… Ребята, оцените свою работу на уроке, выберите цвет своего листочка и украсьте им дерево.

  • Если все задания вам удавались, все на уроке было понятно – зелёный листик.

  • Если на уроке были затруднения, сомнения – жёлтый листик.

(Дети вывешивают на плакат свои листья.)


понимают значение знаний для человека и принимают его.



прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено и что необходимо усвоить



7. Итог урока.


Обобщить полученные на уроке сведения


- Вот и закончилось наш поход в гости, в лес.

- Что мы скажем лесу? Что говорят хозяевам дома, когда уходят из гостей домой?

Лес дремучий, до свиданья! Мы дружить с тобою рады,

Добрый лес, могучий лес, полный сказок и чудес!


Нас в любое время года учит мудрая Природа.

Птицы учат пению, паучок – терпению.

Пчёлы в поле и в саду обучают нас труду.

Учит снег нас чистоте, учит солнце доброте

И при всей огромности обучает скромности.

Отражение в воде учит нас правдивости.

У природы круглый год обучаться нужно.

Нас деревья всех пород-

Весь большой лесной народ –

Учит крепкой дружбе.

- Ребята, находясь в лесу, какое важное правило надо соблюдать? Почему?

- Молодцы, вы сегодня очень хорошо поработали, получили новые знания. И мне хочется закончить наш урок словами В. А. Сухомлинского:

«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».

- Ребята, в качестве домашнего задания, я бы хотела предложить вам выполнить тест.

https://videouroki.net/tests/do/b555fb6a-04a8-42ce-a964-56c6003d38ad