СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира в 1 классе "Снег и лед". УМК "Школа России".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающего мира в 1 классе "Снег и лед". УМК "Школа России".

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира в 1 классе "Снег и лед". УМК "Школа России".»

Технологическая карта урока

Класс: 1

УМК «Школа России»

Предмет: окружающий мир

Развитие исследовательских умений младших школьников

Тема: Откуда берутся снег и лёд?

Цель: формирование представлений о свойствах снега и льда, обучение практическому исследованию природных объектов и явлений.

Задачи:

  • познакомить учащихся с двумя состояниями воды: жидкое и твёрдое (снег и лёд);

  • учить проводить опыты, используя инструкцию

Тип: изучение нового материала

Планируемые результаты урока

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • понимать происхождение снега и льда;

  • знать форму снежинок и отображать её в рисунках

Регулятивные: понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои учебные достижения; целеполагание, умение оценивать правильность выполнения действий, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей

Познавательные: проводить по инструкции опыты по исследованию свойств снега и льда;

Коммуникативные: распределять роли в группе и следовать им планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение путей достижения общей цели, готовность признать возможность существования различных точек зрения, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;


Личностные:

Бережно относиться к ценностям природы;

понимать свою ответственность за состояние природы

Ход урок

1.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика


Организационный момент.

Что такое? Что случилось? Почему звенит звонок?

Ребята, давайте улыбнёмся друг другу,

я рада видеть ваши лица,

ваши улыбки и думаю,

что урок сегодня принесёт нам радость общения друг с другом.


Здравствуйте!

Мы готовы. Стол в порядке. Начинается урок.

2.






















3.

Актуализация знаний.





















Постановка темы, цели и задач урока.

1.Чтение стихотворения учителем:

Зимушка-зима

В ледяной карете мчится
Зимушка-зима,
Ветер крыльями стучится
В сонные дома.
Расцветают скверы, парки
Снежной белизной.
И мороз возводит арки
Над тропой лесной.

Автор: Т. Бокова


- О каком времени года это стихотворение?

Зима она какая? Что вы знаете о зиме?


Назовите, пожалуйста, зимние месяцы.

Какой месяц год заканчивает?

А какой месяц год начинает?

- Как природа приготовилась к зиме? Какие изменения произошли в природе?



Ребята посмотрите внимательно на картинку. Слайд 1.

Скажите, какое время года на ней изображено?

По каким признакам вы определили, что на рисунке изображена зима?

К нам на урок пришел гость, а кто он вы узнаете, отгадав загадку:

В голове снег,

В животе снег,

В ногах снег,

Что за чудо человек?

(Появляется Снеговика с конвертом со снежинками.

А в конверте – загадки.)

«…….»

Он всё время занят делом,

Он не может зря идти.

Он идёт и красит белым

Всё, что видит на пути.  

(Снег)

Рыбам зиму жить тепло,

Крыша — толстое стекло.

(Лед)


Давайте определим тему урока.

Для этого мы должны составить вопросы

Вот слова помощники.

1. Что?

2. Откуда?

3. Какой?

Сначала ответим на вопрос:

Первый вопрос:

Что такое снег? и Что такое лед?

ЧТО такое снег?

А теперь слушаем внимательно. Слайд 2-7.

Объясняю с презентации

Значит снег не замершая вода, а водяные пары.

Что можно сделать из снега?Слайд 8.

Ребята, а что такое лед?


Мы уже знаем, что такое снег и лед?


А теперь составьте предложение со вторым вопросом. ОТКУДА? Сформулируйте тему урока.

Третий вопрос КАКОЙ?Сформулируйте третью задачу?

- Да, мы узнаем какие свойства имеет снег и лед.

Давайте разделимся на 2 команды. Выбираем командира:

1 команда

2 команда

Как, можете назвать свою команду.














О зиме

Зима холодная, , морозная, ранняя, теплая, снежная

Декабрь, январь, февраль

Декабрь

Январь

Ответы детей





Зима

Ответы детей







СНЕГОВИК






(снег)


(лёд)















Снег- это замершая вода




Сделать снеговика

Лед- это тоже замершая вода

Да


«Откуда берутся снег и лед?»



Узнаем КАКОЙ лед и КАКОЙ снег




Снежинки

Сосульки

4.

Открытие нового знания.

Беседа.

Откуда берется снег и при каких условиях это бывает?

Учитель с детьми анализируют записи в дневниках наблюдений за погодой.





Чтобы выпал снег, должны сочетаться два условия: низкая температура и облачность, при отсутствии хотя бы одного из них снег выпасть не может. Таким образом: снег — это твердые осадки, выпадающие из облаков, отрицательная температура не приводит к немедленному появлению снега.

- А выпадает ли лед из облаков, как снег?

Где и когда мы можем его найти?



- Лед отличается от снега тем, что имеет другое происхождение: он не выпадает из облака, а образуется из воды при ее замерзании; для этого необходимы только низкая температура (ниже 0, это материал изученной ранее темы «Термометр») и наличие воды.

- А какие свойства имеет снег и лед? (Какой снег и лед?)

Работа в группах.

Раздаю таблицу:

Чтобы определить свойства снега и льда нам надо проводить опыт.

Команда: сосульки


снег

лед

рыхлый



хрупкий



белый



бесцветный



прозрачный



непрозрачный



  • Для определения рыхлости предмета делаем ямку.

  • Для определения хрупкости используем молоток.

  • Для определения цвета берем белую бумагу.

  • Для определения бесцветности сравниваем белу. Бумагу с льдом.

  • Для определения прозрачности берем бумагу.

Организует практическую работу по изучению свойств снега и льда.(учебник с. 68, 69; Р.т. с.45)

Практическая работа

- Представьте, что наш класс научно – исследовательская лаборатория, чтобы доказать свойства снега и льда нам нужно их исследовать, провести опыты.

Работать вы будете в группах, 2 группы Снежинки и Сосульки.

- Какие правила нужно соблюдать, работая в группе?

(Уметь договариваться с членами группы, слушать друг друга, распределять работу между собой, и, конечно быть очень быть внимательными)

- Чтобы проводить исследования у каждой группы на парте имеется оборудование для практической работы.

Цель нашего исследования: изучение свойств снега и льда.

Проверим это опытным путем.

Для изучения свойств снега и льда учитель раздает стаканы или другую посуду со снегом и льдом. Учитель предлагает детям отложить по небольшому кусочку льда и комочку снега на блюдце, чтобы через некоторое время понаблюдать за его состоянием. Далее следует перейти к непосредственному изучению свойств снега и льда. Для этого надо поставить целую серию опытов.

Практическая работа.

На каждую парту кладутся листы с цветной бумагой. На блюдца кладётся 1 группе снег, 2 группе кусочки льда.

Опыт № 1.

1 команда Снежинки:

Попробуйте из снега сделать горку, ямку.

2 команда Сосульки:

А теперь то же самое сделайте со льдом.

- Получилось? Почему?А теперь посмотрите: Командир команды ударит молоточком по кусочку льда.

Что произошло?

Какой вывод можно сделать.


Опыт №2. Положите на листы цветной бумаги снег и лёд.

Какого цвета снег?

А что можете сказать о цвете льда?


Сравните его с листом серой, голубой, белой бумаги. Что вы заметили?

Сделайте вывод

Оказывает ли белый цвет снега влияние на живые организмы?

Для выяснения этого вопроса на белом фоне (белая доска, стена, большой белый лист бумаги) прикрепим листочки разного цвета, в том числе белого, и попросим учащихся ответить: листочки какого цвета менее всего заметны издали?

Каким нужно быть, чтобы на белом фоне тебя было трудно заметить? (На белом снегу так же хорошо все видно, как на бумаге.)

Значит, на белом снегу не спрятаться?

На белом фоне темные и цветные предметы хорошо заметны, а белые — маскируются. Если нужно быть незаметным на белом снегу, лучше быть белого цвета.


Опыт №3. Положим снег и лед на лист цветной бумаги. Можем ли мы под снегом определить цвет этой бумаги? А под льдом?

Какой сделаем вывод?



Учитель обращает внимание учащихся на блюдца, на которые в начале урока были положены снег и лед. Дети видят вместо них в блюдце вода.

- Что произошло со снегом и льдом.

Почему снег и лед растаяли?

Вывод: снег и лед тают и превращаются в воду в тепле и при контакте с теплым предметом.

Из чего же состоят снег и лёд?

Экологическая минутка

Азбука безопасности на тонком льду.

Мультфильм о безопасности при гололёде.


Учащиеся должны прийти к выводу, что, когда температура воздуха понижается ниже 0 градусов, на землю из облаков выпадает снег. Говорят: «Осадки в виде снега».








Нет

На улице, в холодильнике- форма для льда

Речка, сосульки, лужа








Работают в группе.

В группах выполняют практическую работу:

-формулируют цель опытов;

-называют предметы оборудования;

-распределяют роли в группе

По ходу проведения опытов результаты опытов записывают в таблицу










































Делают горку из снега и ямку



Нет



Лед треснул

Лёд хрупкий, а снег рыхлый.




Белый

Его они называют белым, серым, голубым


Лед бесцветный

Снег - белый. Лёд – бесцветный.







Белого


Белым.


Нет






Нет

Виден

Снег непрозрачный, а лёд прозрачный.





Растаяли

Потому что в классе тепло



Из воды



Физминутка

Гимнастика для глаз Снежинки


5.

Закрепление.

У вас на столе лежит 6 слов, уберите лишние слова и мне отдаете.

Оставшиеся слова прикрепите на доске.

Лед- хрупкий, бесцветный и прозрачный.

Снег- рыхлый, белый и непрозрачный.

- Можно ли сказать, что снег и лед это одно и то же?

- Почему?



ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Рабочая тетрадь С. 46 №3

-Посмотрите, какие красивые снежинки нарисовал Снеговик в ваших рабочих тетрадях на странице 46 в задании №3. Рассмотрите их и сравните: что у них общего, а чем они отличаются.

- Снеговик не успел дорисовать снежинки. Помогите ему и дорисуйте. Первая группа – первую снежинку, вторая группа - вторую снежинку.






Нет

У них разные свойства, снег - это водяные пары, а лед – это замерзшая вода.





Рисуют

6.

Итог урока.


- Какие задачи ставили перед собой? Все ли выполнили?


- Наш урок подошел к концу, и я предлагаю вам сделать вывод: команда «Сосульки», что вы узнали про лед?

Команда «Снежинки», что вы узнали про снег?



Отвечают на вопросы



Команда «Сосульки»: Мы узнали, что СНЕГ-БЕЛЫЙ,РЫХЛЫЙ И НЕПРОЗРЧНЫЙ.

Команда «Сежинки»: Мы узнали, что ЛЕД-

БЕСЦВЕТНЫЙ, ХРУПКИЙ И ПРЗРАЧНЫЙ.

7.

Рефлексия.

У вас на столах лежит снежинка, раскрасьте ее тем цветом, какое настроение было у вас на уроке.

Раскрашивают снежинку