1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности 1 мин. | Приветственное слово учителя: Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать, Научитесь наблюдать, Будем вместе развивать у себя внимательность, А поможет всё узнать наша любознательность | Обучающиеся эмоционально настраиваются на урок, садятся на свои места. | УУД Личностные УУД: формирование «стартовой» мотивации к изучению нового. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Регулятивные УУД: волевая саморегуляция.. |
3.Актуализация знаний учащихся 2 мин. | -Жили-были дед и баба. И была у них внученька Машенька. Пошла Машенька в лес и заблудилась… - Что нам предстоит выяснить сегодня? Какие вопросы будем рассматривать на уроке? -Наша планета очень большая, на ней легко потеряться. А как вы думаете, что нужно человеку знать, чтобы не потеряться. А, если потерялись, то, как найти обратный путь? -А с помощью чего еще можно ориентироваться на местности? -Итак, какая тема нашего урока? | Отвечают на вопросы, формулируют тему и цели. | Личностные: умение слушать учителя Коммуникативные: умение дать полный ответ на поставленный вопрос. |
4. Усвоение новых знаний и способов действий (12 мин) | 1) Беседа Составим план урока. Какие вопросы мы с вами рассмотрим на уроке? Что такое компас? Из чего он сделан? Для чего он? Как с ним работать? -Пока мы с вами работали, нам пришло послание из прошлого .(Свиток.) «Мы, древние мореплаватели, ориентировались днём по Солнцу, ночью по Луне и звёздам, главным образом по Полярной звезде. В туман и пасмурную погоду держались поближе к берегу. Но мы стали смелее, когда у нас появилась мореходная игла. С помощью неё мы определяли страны света и находили верный путь» - Хотите стать исследователями ? Хотите узнать, что это за мореходная игла? 2. И/Р. Исследование компаса -Проведем опыт. Возьмите намагниченную иглу, листок. Проткните намагниченной иглой листок. Держа за конец нити, дайте бумаге свободно повиснуть. Подождите, пока бумажка остановится в определённом направлении. Вновь покрутите нитку. Бумажка остановилась в том же направлении? Куда указывает игла? -Вы сделали прибор для определения сторон горизонта. -Как он называется? Магнитную стрелку на Север манила Какая-то всем непонятная сила. И вот разгорелись научные споры, Что тянет её в ледяные просторы? Медведи, тюлени, коварные льды? А может сиянье полярной звезды? А вдруг оттого эта стрелка дрожит, Что видит, как в воду ныряют моржи? - Как вы считаете, в чём секрет? Почему стрелка указывает на север? -Науке давно известно, что наша планета Земля обладает особыми свойствами. Земля– это магнит с двумя полюсами С и Ю. По земле проходят невидимые линии от Юга к Северу. Под действием магнитных сил, стрелка-игла, которая тоже намагничена, устанавливается в определённом направлении. Точно неизвестно, когда появился первый компас. Придвиньте учебник, на странице найдите рисунок Древнего китайского компаса. - Почему компас постоянно совершенствовался? - Устройство современного магнитного компаса простое. Рассмотрите его. Назовите основные части. Корпус Стрелка Предохранитель-рычажок Название полюсов Градусы -шкала -Но компас может помочь лишь тем, кто умеет им пользоваться. В учебнике на странице прочтите правила пользования компасом. Подготовим компас к работе. Осторожно поверните компас так, чтобы стрелочка и Север совместились. Вы сориентировали компас. 2) Масштаб. 3) Презентация «Масштаб». | Слушают учителя, участвуют в беседе. Проводят исследовательскую работу. Просмотр презентации, отвечают на вопросы учителя. Читают и анализируют текст учебника. | Регулятивные: организация работы на уроке, Познавательные: Понимать методы познания мира: наблюдения, эксперимент, изучение опыта человечества. |