Ход урока.
1.Мотивация к учебной деятельности.
Прием «Нестандартный вход в урок»
Прочитайте пословицу:
- Кто путешествует, тот много узнает.
-- Зачем люди отправляются в путешествие? ( За открытиями)
- А кто из вас сегодня готов отправиться в путешествие за новыми знаниями?
- Я очень хочу, чтобы каждый из вас сегодня совершил для себя открытие. Какое оно будет – большое или маленькое – у каждого свое. В конце урока вы поделитесь своими открытиями.
2.Актуализация опорных знаний.
Чтобы отправиться в путешествие, необходимы определенные знания. С некоторыми мы уже познакомились на предыдущих уроках.
- Что необходимо путешественнику для того, чтобы смогли отправиться в путь?( уметь определять стороны горизонта, уметь ориентироваться по местным признакам и солнцу)
- Начнём с игры «Согласен – Не согласен». У каждого из вас на парте лежит таблица. Я буду читать вопросы, а вы в первой строке ставьте «+», если согласны с утверждением, «- «, если не согласны.
1. У отдельно стоящих деревьев ветви с южной стороны длиннее и гуще, чем с северной.
2. У берёзы с северной стороны кора белее и чище.
3. Мхов и лишайников больше на южной стороне деревьев.
4. Снег весной быстрее тает на южных склонах.
5. Утром Солнце бывает на востоке.
6.Местные признаки всегда надёжные.
7. Земная поверхность, которую мы видим вокруг себя, называется линией горизонта.
8. Для определения сторон горизонта служит прибор компас.
- Проверьте себя. Оцените.(взаимопроверка по слайду) Слайд 2
Итак, я вижу, что вы очень хорошо подготовились к путешествию.
Отправляемся в путь!
3.Формирование новых знаний, умений и навыков.(Работа в группе)
У вас на столах лежат карточки 3 цветов. Они пронумерованы. Расположите карточки с числами в порядке возрастания . Каждый цвет начинайте выкладывать с новой строки. Переверните и прочитайте слова.
1ф | 2о | 3р | 4м | 5ы | | | | | | |
6.з | 7е | 8м | 9н | 10о | 11й | | | | | |
12п | 13о | 14в | 15е | 16р | 17х | 18н | 19о | 20с | 21т | 22и |
На них зашифрованы слова. Ваша задача их разгадать, тогда мы узнаем, о чем пойдет речь на нашем уроке.
Попробуйте определить тему урока.
Карточка №1
Тема урока: Формы земной поверхности( вывешиваю карточку на доску) (Слайд3 )
Кто знает, что такое формы земной поверхности?
-Какие учебные задачи мы поставим перед собой?
Прочитайте, какие задачи предлагает нам Муравьишка (с.78 вверху)
Как вы думаете, везде ли форма земной поверхности одинакова?
Поверхность Земли очень разнообразна. В каких-то местах на ровная, в каких-то нет.
Обратите внимание, какая ровная-ровная поверхность . (слайд4)
Как бы вы назвали такую поверхность?( Равнина)
Попробуйте сформулировать определение, что такое равнина.
Найдите определение в уч. На стр. 78 опр. (читают вслух, записывают в раб . тетр.)
Равнины очень часто встречаются на планете.
Посмотри, какая даль
Без конца и края,
Речка тихая журчит
В камышах вздыхая.
Ширь полей, размах степей –
Знакомая картина.
Только нет тебя милей
Плоская… равнина. (Слайд4 )сообщение
С давних времён люди селились на равнинах. На равнинах строят города, прокладывают дороги, пасут скот, сеют хлеб, выращивают овощи. Огромные пространства равнин заняты пустынями и лесами.
А как вы думаете все равнины одинаковые?
Равнины бывают разные. Плоские и холмистые. (Слайд5 )
Вешаю на доску карт. - плоские и холмистые
Как вы думаете, почему равнины получили такое название? (плоская равнина имеет плоскую ровную поверхность, а на холмистой равнине есть возвышения, которые называются холмы).
У любого холма можно выделить отдельные части. Вершина - самая высокая точка
Подошва - начало возвышения
Склон - расстояние между подошвой и вершиной. Склоны бывают крутые и пологие Высота холма небольшая - 200м, вершина имеет округлую форму, холмы полностью покрыты растительностью: луговыми травами, мелкими кустарниками и т.д)
Работа в раб тет. Попробуйте сами определить и показать их.(раб. Т8етр. С 49зад.2)
Поменяйтесь тетрадями и проверьте.
На равнинах можно увидеть резкие ветвистые углубления с крутыми склонами и узким дном.
Это овраги. (Слайд 6 )
Сценка Прямо посреди поля, между двумя холмами с пологими склонами, образовалась большая рытвина — ее дожди и талые воды размыли. Конечно, она не сразу образовалась. Вначале чуть заметной канавкой была, но через несколько лет стала глубже, шире, заметнее.
Рытвина: Спасибо вам, холмы, что воду в меня льете. Я с каждым годом все больше делаюсь.
Первый холм: Мы не нарочно в тебя воду льем, она сама с нас стекает. Так что благодарить нас не за что.
Второй холм: Ты нам совсем не нравишься — ты наши подошвы размываешь. Мы вовсе не хотим, чтобы ты росла.
Рытвина: Хотите вы или не хотите, а я все равно расти буду.
Прошли годы. Все это время со склонов холмов в рытвину регулярно попадало много воды, которая размывала землю. И вот рытвина превратилась в овраг.
Овраг: Вот я какой большой — десять метров в глубину, десять метров в ширину, полкилометра в длину! Ни один трактор через меня не переедет.
Первый холм: Вот беда-беда, сейчас у него «ветви» появляться начнут, и тоже от нашей воды.
Второй холм: А когда он еще глубже станет, до подземных вод дойдет, тогда по его дну речка потечет. Она еще сильнее землю размывать будет.
Тут вдали появилась колонна грузовиков. Машины подъехали к оврагу, и люди начали выгружать на землю саженцы кустов и деревьев.
Проблемная ситуация
Для чего грузовики привезли саженцы?
Ребята, пользу или вред приносят овраги?
Овраги разрушают плодородные земли. Поэтому люди ведут борьбу с ними. По краям оврагов высаживают деревья и кустарники. Землю около оврагов пашут только поперёк склонов, чтобы вода по бороздам не стекала в овраг, размывая его склоны. Во время таяния снега или при сильных дождях ручейки сливаются вместе и образуют бурные потоки. Вода размывает землю, образуя рытвину; постепенно она углубляется, расширяется и превращается в овраг. От большого оврага ответвляются мелкие.
Продолжение работы над темой урока.
А мы с вами отправляемся дальше. Угадайте, куда?
Ну, конечно, чудо это! –
Вот уже который век,
Даже самым жарким летом -
На её вершине снег! гора(Слайд 7 )
Правильно, мы оказались в горах.
Что можете рассказать о горах? Кто сможет дать определение гор?
Парная раб.( Найдите определение в уч. На стр. 78 опр. (читают вслух, записывают в раб . тетр.)
Горы – это очень неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью.
Одиночную гору встретишь редко см. по учебнику ), чаще всего горы расположены рядами – горными хребтами.
В отличие от холмов горы поднимаются на сотни и тысячи метров. - Высота гор бывает разной. От 200 метров, до несколько километров. Вершины высоких гор вечно покрыты льдом и снегом, у них крутые склоны и глубокие ущелья. Как выдумаете, какие части есть у горы?
Физкультминутка.
Мы немножко отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.
До горы сейчас дойдём.
Вот - подошва, вот – вершина,
Левый склон и правый склон.
Мы взберёмся на вершину
И осмотрим всё кругом!
- Представьте, что вы – гора.
- Покажите вершину, подошву, склоны.
работа в парах (Нарис. р.т. гору, подп. части) или по 1 выйти к доске и прикрепить к рис. табл.
С какими возвышениями мы встретились в путешествии? (гора и холм) если холм и гора возвышаются над поверхностью земли, можно ли сделать вывод, что это одно и тоже?
А теперь давайте рассмотрим холм и гору.(работа в парах)
Используется прием "Сводная таблица".
Детям предлагается изображение горы и холма .
Задание. Рассмотрите горы и холмы и сравните их между собой. Результаты сравнения занесите в таблицу. (Обучающиеся самостоятельно выполняют задание в тетради).
Холм | Линии сравнения | Гора |
+ | 1. Подошва | + |
+ | 2. Склоны | + |
+ | 3. Вершина | + |
до 200 м. | 4. Высота | свыше 200 м. |
Учитель: Сделайте вывод: В чем сходство и чем отличаются холм и гора? Выступление по вариантам
Сходство 1в: возвышаются над земной поверхностью, имеют одинаковые части: подошву, склоны, вершину.
Отличие:2в холм и гора различаются по высоте, горы выше 200 м., холм до 200 м.)
Прием «Фишбоун» (рыбий скелет)
Работа в группах самостоятельная. (проговорить правила работы в группе
Что мы сегодня с вами изучаем?( основные формы земной поверхности).
Я предлагаю выполнить вам задание.
-Ответим на вопрос, поставленный в начале урока. Какие бывают формы земной поверхности?
- На какие группы мы их разделили ? В верхней части вы прикрепляете карточку с понятием, определением, в нижней части даете расшифровку этому понятию.
Записываете вывод в хвосте рыбы. Презентуете работу.
VIII. Рефлексия учебной деятельности
Наше путешествие подходит к концу. А начали мы его с пословицы
«Кто путешествует, тот много узнает»
- Какую цель ставили в начале урока?
- Вы достигли поставленной цели?
- Какое открытие сделали на уроке?
Подумайте и определите качество своей работы на уроке.
В разных местах класса висят иллюстрации «Равнина», «Холм», «Гора»,
- Те ребята, кто согласен с высказыванием:
-«На уроке мне было неинтересно, я слушал невнимательно, материал урока не понял», прикрепите флажок к «Равнине».
Те ученики, кто считают:
-«Я внимательно слушал, но понял не всё; знания, полученные на уроке не смогу использовать в жизни», прикрепите флажок к «Холму».
Те ученики, кто уверен, что «- Я внимательно слушал. Я всё понял. Я могу воспользоваться полученными на уроке знаниями», прикрепите флажок к «Горе».
- Почти все флажки оказались на горе, значит, вы отлично поработали, и теперь вам любые горы по плечу.
Холм | Линии сравнения | Гора |
| 1. Подошва | |
| 2. Склоны | |
| 3. Вершина | |
| 4. Высота | |
Холм | Линии сравнения | Гора |
| 1. Подошва | |
| 2. Склоны | |
| 3. Вершина | |
| 4. Высота | |
Холм | Линии сравнения | Гора |
| 1. Подошва | |
| 2. Склоны | |
| 3. Вершина | |
| 4. Высота | |