1.Организационный момент. 1мин. |
Цель | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
Психологический настрой на урок Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. | -Ребята,сегодня на уроке присутствуют гости. Поприветствуйте. Прием «Поздоровайтесь глазами» - Ребята! Посмотрите друг на друга. Поздоровайтесь глазами. Давайте улыбнемся, как улыбается солнце, оглянемся вокруг и подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Нужно помнить – улыбаясь, мы улучшаем свое здоровье и делаем прекраснее окружающий нас мир. | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие. Мотивирует учащихся на работу. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание. Регулятивные: Нацеливание на успешную деятельность |
2.Актуализация знаний. 3мин. |
1. Повторение изученного ранее материала. | 1- А сейчас скажите, какой раздел по окружающему миру мы изучаем? ( “Твоё здоровье»). -О чем уже вы узнали в этом разделе? (О правилах здоровой жизни…) -Что значит здоровье? (Самое ценное богатство человека.) -Назовите правила здорового образа жизни. Какое у вас было домашнее задание? Задание всем группам: придумать и нарисовать плакат «О вреде курения». Лучшие плакаты будут выставлены на школьный конкурс. -Какой же вред наносит табак нашему организму? - Какие методы борьбы с курением можете предложить вы? | Организует проверку домашнего задания, проводит параллель с ранее изученным материалом. Оценивает ответы учащихся. | Отвечают на вопросы, выступают с сообщениями о вредных привычках | Регулятивные: Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. |
2. Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала. Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение. | - Ребята, сегодня мы познакомимся с новой темой этого же раздела, а как она называется, я надеюсь, вы догадаетесь сами. – Прочитайте и объясните пословицы. (Ответы детей.) (Слайд1) Всякий дом хозяином держится. Горе тому, у кого непорядки в дому. -Какая общая тема объединяет эти пословицы? - Вы догадались, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? - Хотите узнать, какое горе может случиться с тем, у кого непорядки в дому? | | | Познавательные: Развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку) Коммуникативные: Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её. |
| |
Физминутка «Мозговая гимнастика» (1мин.) (комплекс упражнений, направленный на улучшение мозговой деятельности). «Качания головой». Упражнение стимулирует мыслительные процессы. У. - Встали, поставили ноги на ширину плеч. Расправим плечи. Дышим глубоко. Вдох-выдох. Голову уроните вперед, позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. «Ленивые восьмёрки». Упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания. У. - Вытянутой правой рукой нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости восьмерки (три раза). Затем левой рукой, а потом обеими руками вместе (руки в замке). «Шапка для размышлений». Улучшает внимание, ясность восприятия и речь. У.- «Наденьте шапку», т.е. мягко заверните уши от верхней точки до мочки (три раза). |
3.Знакомство с темой урока. Постановка проблемного вопроса урока. 10мин. |
1. Организовать постановку познавательной цели урока учащимися. Согласовать цель и тему урока. | - По содержанию учебника прочитайте тему урока на странице 76. (Слайд2) - Ребята, как вы думаете, какую проблему надо сегодня решить на уроке? - Как вы думаете, что нам нужно сделать для того, чтобы решить эту проблему? - Опираясь на тему урока и ваши рассуждения, поставьте цель урока. Цель: узнать о пользе огня и об опасностях, которые могут возникнуть при неправильном обращении с огнём. Выучить правила пожарной безопасности. Составление плана урока: У.: - Что поможет в достижении цели? Д.: - План работы. - Давайте составим план работы в соответствии с заданиями учебника. (слайд3) 1 . Огонь - друг и враг. 2 .Как уберечься от ожогов. 3 . Как пользоваться газовой плитой. 4 . Острые предметы - это опасно! 5 . Работаем на компьютере (Слайд4) Эпиграф нашего урока: Я умею думать, я умею рассуждать, Ведь знают все - огонь наш друг! Но стать врагом он может вдруг. -Ребята!На лесенке успеха покажите ,какие знания у вас по этой теме. | Организовывает коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется тема урока и его цель. Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока. | Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебные задачи (записи вопросов появляются на доске). Формулируют главный вопрос урока " Когда дом становится опасным?" | Личностные: возникает положительная мотивация к дальнейшей учебной деятельности Регулятивные: Уметь формулировать цель и учебную задачу урока. |
2. Организация действий, направленных на решение проблемы Установить межпредметные связи. | Ребята , послушайте стихотворение «Пожар» С.Маршака (читает наизусть ученик) Почему произошла эта история? Каковы причины возникновения пожара? (Слайд5) Причины пожара: Не играй со спичками и зажигалками. Уходя из дома, не забывай выключать электроприборы. Не суши белье над плитой. Ни в коем случае не зажигай фейерверки, бенгальские огни дома. Не играй с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями. Не разводи костер в лесу. Будь осторожен с газом. -Почему огонь может стать врагом? (Сообщения детей) (Слайд6) Огонь – друг человека. Огонь – давний друг человека. С его помощью совершается много полезных дел. Он нужен повсюду: и в домах, и в школах, на заводах и фабриках, в городах и сёлах. Значит, огонь – друг человека. Он: отапливает дома в холодное время года; помогает приготовить пищу; используется в производстве: при плавке металлов, изготовлении стекла и стройматериалов, обжиге керамических изделий, в теплоэлектростанциях, при запуске ракет и многое другое. Огонь стал надёжным помощником людей. (Слайд7) Огонь – враг человека Сила у огня большая – пребольшая. Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать коварным врагом. Он уносит миллионы человеческих жизней, стирает с лица Земли большие города, маленькие деревни, леса и всё живое. Сегодня на нашей планете возникает около пяти с половиной миллионов пожаров в год. Каждый час в огне погибает 1 человек, каждый третий погибший – ребёнок. - Ребята, вспомните произведение о лесном пожаре.(К.Паустовский «Заячьи лапы») -.Ребята, соблюдение правил пожарной безопасности поможет государству сберечь сотни тысяч рублей, а также сберечь здоровье и жизнь людей. Распределение работы в группах. Повторение правил работы в группе 1 гр. - Огонь - друг и враг. 2 гр. - Как уберечься от ожогов. 3 гр. - Как пользоваться газовой плитой. 4 гр. - Острые предметы - это опасно! 5 гр. – Работаем на компьютере По какому плану мы обычно рассматриваем опасные ситуации? 1. Причины опасностей. 2. Как вести себя? В зависимости от материала вы вправе предложить свой план. | Выдвигает проблему. Организует групповую работу учащихся с текстом учебника (стр. 76-83). Уточняет понимание учащимися поставленной задачи при работе в группах. Организует работу учащихся с представленными материалами. Помогает спланировать дальнейшую познавательную деятельность учащихся и сформулировать выводы. На работу групп отводится 15 минут. Если потребуется, вы можете обратиться ко мне за помощью. (Учащиеся работают в группах самостоятельно, распределяя функции. Учитель осуществляет частичный контроль и направляет работу групп). | Планируют свою дальнейшую познавательную деятельность с целью получения необходимых знаний. Формулируют и представляют выводы и задачи на урок: - мы узнаем, какие опасности подстерегают нас дома; - мы научимся предупреждать эти опасности и избегать их. Вспоминают правила работы в группе. Работают с текстом учебника (стр. 76-83), анализируют содержание, делают соответствующие пометки в тексте. Обмениваются информацией, дополняют ответы других. Оценивают свою работу. | Познавательные: формирование умения работать с информацией; уметь проводить сравнение по заданным критериям; выявляют эффективные способы решения учебной задачи Коммуникативные: Развитие умений работать в статичных группах, делегировать полномочия, распределять роли; уметь оформлять мысли в устной форме. Регулятивные: выполняют учебное задание в соответствии с целью; планируют свою дальнейшую познавательную деятельность Устанавливать межпредметные связи. Предметные: получение новых знаний по теме урока; умение работать с учебником. |
4. Первичное усвоение новых знаний 8минут |
1.Актуализировать уже имеющиеся у детей знания по теме урока. 2.Создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. | 1 Обмен полученной информации. Активизация внимания. - Вы сейчас будете делиться информацией, вы вправе дополнять, но затем вам необходимо будет выполнить тест по новому материалу. Поэтому будьте внимательны! 1. Огонь друг и враг. Дети зачитывают план и знакомят с содержанием класс. 1) Когда огонь является другом, а когда огонь – враг. 2) Причины возникновения пожара. 3) Как вести себя во время пожара. 1) Чем опасен дым во время пожара? 2) Как вести себя, если увидел дым. И еще хотелось бы добавить одно правило: не поддавайтесь панике и не теряйте самообладание. (Это правило положительно работает и в любой другой ситуации) 2. Как уберечь себя от ожогов. Приблизительный план. 1) Причина возникновения ожогов. 2) Как вести себя, чтобы не получить ожоги. Дополнительная информация. - Если получил ожог, подержи обожженное место под холодной водой. Если на месте ожога оказался пузырь, почему его нельзя прокалывать? (Чтобы не занести инфекцию) 3. Как пользоваться газовой плитой. - В домах есть электрические газовые плиты. Как пользоваться газовой плитой? Приблизительный план. - Зачем детям нужно уметь пользоваться газовой плитой? - Какие правила нужно соблюдать, чтобы избежать неприятностей? 4. Острые предметы - это опасно. Приблизительный план. - Чем опасны острые предметы? - Что нужно делать, если порезан палец или поцарапана рука? 5.Работаем на компьютере Что можно делать с помощью компьютера? Правила работы с компьютером | Организует беседу, помогает сделать вывод. Организует групповую работу учащихся. Помогает спланировать дальнейшую познавательную деятельность учащихся. | Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Работают в группах. Обсуждают работу каждого в группе. Командир оценивает, аргументируя свою оценку | Регулятивные: Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи. Познавательные: Умение соотносить материальные и информационные ресурсы образовательной среды с предметным содержанием; Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации (индуктивное умозаключение) Коммуникативные: Развитие умений работать в статичных группах, делегировать полномочия, распределять роли. Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации |
(Слайд8,9) Физминутка 1мин Игра “Я - НЕ Я”. Читаю стихотворение, а вы отвечайте «или я, или не я». Если говорите «не я» - одно приседание. - Дым столбом поднялся вдруг, Кто не выключил утюг? ...... не я - Красный отблеск пробежал, Кто со спичками играл?..... не я - Стол и шкаф сгорели разом, Kто сушил белье над газом?...... не я - Побежал пожар во двор, Это кто там жег костер? ...... не я - Столб огня чердак объял, Кто там спички зажигал? ...... не я - Пламя прыгнуло в листву, Кто у дома жег траву? ....... не я - Кто бросал в огонь при этом Незнакомые предметы? ....... не я |
5. Первичное закрепление изученного материала. Обобщение и систематизация материала в ходе активного взаимодействия учителя с учащимися. 13 минут |
1.Оценить, как изменились знания по теме 2.Осознать свои действия, выполняемые для достижения целей урока 3.Оценить собственную учебную деятельность | Гупповой проект по теме: «Огонь друг и враг».Правила безопасного поведения (Слайд 10) (Группы получают конверты с картинками и правилами) (Слайд11)1.Знакомство со статистикой пожаров за 2018-2019год (Слайд12 ) 2.Листовка.Критерии.. 1.Содержание соответствует теме. 2.Информация должна быть понятна для маленьких детей. 3.Листовка оформлена аккуратно. 4.Оригинальность выполнения задания 5. Представление результата эмоционально и убедительно (Слайд13) 3.Темы: Если начался пожар, а взрослых нет дома. Как не допустить пожар. Правила поведения на новогодних праздниках. Как нужно дышать,если кругом дым? Правила поведения на кухне. (Слайд14) 4.Как работать над проектом 1. Обсудите в группе содержание проекта (листовки) по предложенной теме и форму представления результата. 2. Распределите обязанности. 3. Выполняйте проект по плану. 4. Оцените свою работу в группе по листку самооценки. (Слайд15) 5. Представьте проект. Презентация листовки -состав группы -работали над темой -листовка предназначена для… -отобрали и поместили на листовку… -наша листовка поможет… -мы работали… Отчет групп. - А теперь вспомните, какую цель мы ставили в начале урока? -Как вы считаете, мы достигли цели? -Давайте проверим, как вы можете использовать свои знания, полученные на уроке. Работа над тестом. (в парах) 1.)Обведи буквы правильных ответов. 1.Если в доме возник пожар: в) останься дома и попытайся потушить пожар; с) не прячься в горящем доме и не пытайся тушить пожар. Срочно покинь дом. 2.При пожаре звони: не) 04; же) 03; ол) 02; ог) 01. 3.Увидев дым: ром) открой окна и проветри помещение; нём) немедленно покинь помещение. 4.Дыши через: ре) сухую тряпку. не) мокрую тряпку; 5.Чтобы уберечь себя от ожогов, открывай кран с водой : шу) холодной, а затем добавляй горячую воду; му) горячей, а затем добавляй холодную воду. 6. Как пользоваться газовой плитой? Сначала: ти) зажги спичку, а потом открой газовую горелку. ба) открой газовую горелку, а затем зажги спичку. 2.)Запиши буквы ответов в таблицу. Прочитай. 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | С | ог | нём | не | шу | ти! | (Слайд16) 3). Самопроверка тестов. Самооценка | Организует групповую работу учащихся В течение этапа работы групп выступает наблюдателем, помощником, координатором действий. Выслушивает ответы учащихся, корректирует их ответы. | Обмениваются информацией, дополняют ответы других. Оценивают свою работу. | Личностные: формирование уважения к иному мнению Познавательные : владение поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем; систематизируют и анализируют информацию; строят монологическое высказывание с опорой на ключевые слова Коммуникативные: умение ясно и четко излагать свою точку зрения, доказывать ее. Регулятивные : Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения. |
6. Итог урока. Домашняя работа. 3мин |
Дать качественную оценку работы на уроке. | (Слайд17)1. Давайте подведем итог нашей работы. Продолжите фразу: -Мне понравилось… -Я научился… -Я смогу применить свои знания … 2. Выставление оценок в группах по Оценочному листу Лист самооценки № п/п | «Огонь – друг и враг» | Оцени себя | | Знаю причины возникновения пожара. | | | Понял, почему говорят: «Огонь - друг и враг». | | | Запомнил правила поведения при пожаре. | | | Активно работал в группе. | | | Работа над тестом | | | Итого за урок | | 3. Назовите главное слово нашего урока (синквейн) (Слайд18) Огонь Яркий , завараживающий Греет , горит , обжигает Помогает человеку выживать Жизнь (Слайд19) 4. Д\з уч. с. 76-83читать. Творческое(по выбору) : мини - сочинений «Осторожно – огонь!», сочинить стихотворение (домашняя безопасность) | Учитель подводит итоги работы на уроке, помогает учащимся сделать вывод . | Высказывают свои суждения, доказывают точку зрения. Чтение синквейна. | Коммуникативные : умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации; умение формулировать точку зрения; умение аргументировать свою точку зрения. Познавательные: умение обобщать информацию Регулятивные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
7. Рефлексия. |
Дать эмоциональную оценку работы на уроке. | (Слайд 20)-Какие у вас личные впечатления от работы на уроке? - Какие трудности вы испытали? -Что для вас было самым интересным? -На какой лесенке успеха вы оказались в конце урока. Было бы лучше, если огонь всегда был нашим другом и никогда не стал врагом! Берегите от огня свою жизнь, жизнь других людей, дом, в котором вы живёте. Предотвратим беду вместе! Легче предупредить пожар, чем его тушить! С огнем шутить опасно. Если каждый из нас будет соблюдать правила пожарной безопасности, то пожаров будет меньше.(ученик читает стихотворение) (Слайд21)Берегите эти земли, эти воды Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя! | Организует диалог с учащимися. Помогает учащимся найти подходящие суждения и оценить свою работу так, чтобы стало понятно, вы достигли цели поставленной в начале урока или нет. | Оценка эмоционального состояния на занятии. Участвуют в диалоге с учителем (организованной дискуссии). Анализируют и осмысливают, проговаривают (фиксируют) свои достижения. | Личностные: Самооценка на основе успешности Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности Коммуникативные: Умение выражать свои мысли Познавательные: Контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
1.)Обведи буквы правильных ответов.
2.)Запиши буквы ответов в таблицу. Прочитай.