СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира для 3 класса по теме "Органы пищеварения".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия новых знаний по ОС "Гармония" из раздела "Организм человека".

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира для 3 класса по теме "Органы пищеварения".»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»

ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ








Урок окружающего мира в 3 классе.

ОС «Гармония»

Тема: Питание и органы пищеварения.





СОСТАВИЛА УРОК

ТЕРЕНТЬЕВА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ








Г. ЭНГЕЛЬС



Урок окружающего мира в 3 классе.

ОС «Гармония»

Тема: Питание и органы пищеварения

Цели урока: формирование первоначального представления о питании и пищеварительной системе человека. 

Задачи урока:

  • формировать знания о составе пищеварительной системы, о механизме обработки пищи, о возможных заболеваниях органов пищеварения;

  • формировать представление о компонентах пищи и их значении для человека;

  • развивать воображение, наблюдательность; учить детей рассуждать, делать выводы, оценивать свою деятельность на уроке и деятельность одноклассников.

  • воспитывать разумное отношение к правильному питанию, чистоплотность, прививать гигиенические навыки по уходу за органами пищеварения.

Тип урока: урок формирования новых знаний и умений.

 Формируемые УУД.

1.Личностные УУД

  • включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне,

  • осознание ответственности ученика за общее благополучие класса

2.Регулятивные УУД

Ученик развивает навыки:

  • принимать и сохранять заданную учебную цель,

  • учитывать, выделенные учителем, ориентиры действия в учебном материале,

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату,

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,

  • адекватно понимать оценку взрослого,

  • взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

3.Познавательные УУД

Школьник учится:

  • осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе,

  • обобщать полученные знания,

  • осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

4.Коммуникативные УУД

Школьник учиться:

  • слушать собеседника,

  • задавать вопросы,

  • контролировать действия партнёра,

  • эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества

Формы работы учащихся: фронтальная работа, индивидуальная работа; работа в парах.

Методы работы:

  • объяснительно-иллюстративный;

  • репродуктивный;

  • словесный;

  • метод самостоятельной работы.

Оборудование: учебник для 3 класса «Мир вокруг нас» О.Т. Поглазова (2 часть); рабочая тетрадь на печатной основе (часть № 2);

компьютер, сигнальные карточки для учащихся, презентация «Органы пищеварительной системы»; карточки с названиями продуктов питания,  карточки с заданиями.


Сценирование урока.


Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность обучающихся.

I.Создание

эмоционального

фона урока

(организационный момент).

Ребята, давайте улыбнемся друг другу, гостям. Я рада, что у вас хорошее настроение, ведь улыбка, несомненно, залог успеха в любой работе и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут ваши сообразительность и те знания, которые вы уже приобрели.



II. Проверка домашнего задания. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.


1) Работа по карточкам (индивидуальная).

2) Фронтальный опрос.

  • Какие органы составляют систему дыхания?

  • Что правильнее? - дыхание через нос или через рот? Почему?

  • Чем отличается состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха?

  • Что происходит в легочных пузырьках?

  • Что опасно для органов дыхания?

  • Чем курение вредно для здоровья?


Карточка

Фамилия, имя __________________

Карточка по теме: «Органы дыхания».

Задание: вставьте пропущенные слова, подходящие по смыслу.

Главный орган дыхательной системы _________________

В систему органов дыхания входят: носоглотка, гортань,

________________, легкое, ________________.

Правильное дыхание осуществляется через ___________.

Бронхи ветвятся на тонкие трубочки, на концах которых находятся

_________________ __________________.

Опасны для здоровья органов дыхания:______________


III. Сообщение темы и цели урока.

1) вводная беседа
















2) целеполагание и мотивация


- Давайте подумаем, для чего человеку необходимо питаться?

- Как вы думаете, долго ли может прожить человек без пищи?


- Любое движение нуждается в топливе. Автомобилям нужен бензин. Растениям нужны почва и солнечный свет. Для нас топливом является еда. Двигаться в нашем случае - означает быть живым человеком. Мы нуждаемся в постоянном питании, так как все время расходуем нашу энергию.

- Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт разговор?


- Тема нашего урока - «Органы пищеварения», и нам сегодня предстоит совершить экскурсию по всей пищеварительной системе человека.



- Все живые существа питаются.

- Чем питаются растения?



- Чем питаются животные?


- Чем питается человек? Что значит правильное питание?

- Какая цель стоит перед нами?


- Мы немного знаем о правильном питании из материалов кружка «Разговор о правильном питании».

- Давайте попробуем применить наши знания.

Послушайте сказку:

У одного короля была дочка, которую он обожал больше всего на свете. На завтрак, обед, ужин ей приносили самые изысканные лакомства. Птичье молоко, шоколадный пудинг, запеканка с изюмом, ананасовый крем, клубничное желе – вот такое меню было у принцессы. Но почему-то принцесса не была ни веселой, ни румяной. Наоборот, она чахла на глазах. Все эти лакомства она даже видеть не хотела. И тогда король объявил: кто вылечит его дочку, тому он отдаст полкоролевства. Отовсюду сбежались лекари, стали выписывать рецепты, но принцессе ничего не помогало. Она продолжала слабеть и чахнуть.


- Ребята, как вы думаете, почему принцесса заболела?

- Что вы можете ей посоветовать?


Давайте составим правильное меню для принцессы:

  • Завтрак

  • Обед

  • Ужин

На доске перечень продуктов: гречневая каша, торт, суп, яблоко, кефир, хлеб, котлета, омлет, чай, компот, картофельное пюре, творог, шоколад.


- Какой вывод мы сделаем для себя?

- Может ли человек питаться однообразной пищей?

- Разнообразное питание называется сбалансированным.


для роста, для движения, работы


человек - около 15 дней









Об органах пищеварения







Корнями всасывают из почвы воду с растворенными солями, в листьях образуются сахар и крахмал (из частиц воды и углекислого газа).


растениями и другими животными


Ответы детей































Питание должно быть разнообразным.

IV. Введение новых знаний.






















Физкультминутка







































1. Продукты питания.

Работа по учебнику (с.25-26): чтение статьи уч-ся.

Беседа по вопросам:

- Для чего человеку необходима пища?

- Какие же это вещества? Для чего они нужны?


- В продукте питания обычно преобладает одно какое-либо вещество: жиры, белки или углеводы. По количеству содержания этих веществ можно разделить на группы все продукты. Проделаем это коллективно (с опорой на иллюстрацию в учебнике с. 25)

Жиры

Белки

углеводы

растительное масло

молоко

хлеб

сливочное масло

мясо

картофель

орехи

яйцо

гречка

сметана

рыба

яблоко

Вывод:….



- Каждой клеточке организма необходимы ВИТАМИНЫ.

- Для чего нужны витамины?

- В каких продуктах наиболее высокое содержание витаминов?


Величиной они с просяное зернышко, а значение их огромно.

- Ребята нашего класса подготовили для вас интересный материал « Зачем нам нужны витамины?»


- Посмотрите на экран.

(Презентация)


- Ребята, сейчас я вам буду называть правила питания и вредные советы, а вы, если услышите правило - хлопните в ладоши, если услышите вредный совет - топните. Приготовились!

1. Нужно стараться есть разнообразную пищу.

2. Если хочешь - ешь пельмени, хоть целый месяц.

3. В твоем рационе должно быть как можно больше булочек и сладостей.

4. Сладкого и жирного надо есть поменьше.

5. Не надо есть много жареного, копченого, соленого и острого.

6. Нужно стараться кушать в одно и тоже время.

7. Жареная, копченая и соленая пища очень вкусная, ешь ее больше.

8. утром перед школой надо обязательно завтракать.

9. перед школой утром лучше поспи подольше. Ничего, что позавтракать не успел, зато выспался.

10. Перед снов надо плотно покушать.


Микроитог: Молодцы! Давайте сделаем вывод, что нужно нам знать и помнить, чтобы правильно питаться?


- Но куда же делась пища, которую вы съели? Что с ней произошло?
- На самом деле она лежит в животике, как в сундучке. С нею происходят чудесные превращения. Давайте отправимся открывать тайну исчезновения пищи или тайну пищеварения.


2. Как организм переваривает пищу.

- Но куда же делась пища, которую вы съели? Что с ней произошло?
- На самом деле она лежит в животике, как в сундучке. С нею происходят чудесные превращения. Давайте отправимся открывать тайну исчезновения пищи или тайну пищеварения.

(см. учебник с. 26-27).

Твоё тело получает пищу и преобразует её в энергию при помощи пищеварения. В процессе пищеварения еда расщепляется до молекул, которые наше тело может усвоить, - это питательные вещества. Клетки потребляют питательные вещества и избавляются от ненужных.

  • Итак, где начинается процесс пищеварения?

  • Куда продвигается пища?

- Процесс пищеварения начинается в ротовой полости.

- Что у нас есть во рту?

- Зубы работают как жернова: откусывают перемалывают и пережевывают пищу. Это очень важная работа.

- Язык перемешивает пищу и продвигает
её в глотку.

- Вы заметили, что во рту постоянно мокро, почему?

- Слюна постоянно выделяется в небольшом количестве и смачивает пищу.
Попробуй, проглоти черствый хлеб. Все горло обдерешь. А если хлеб долго жевать, он хорошо смочится слюной и проглотить его будет нетрудно.

Когда зубы и слюна делают пищу мягкой, язык проталкивает её к глотке.

- Язык также помогает различать вкус. Вкусовые сосочки на поверхности языка передают сигналы в мозг: сладкое, кислое солёное, горькое.

- Далее размельчённая пища по пищеводу поступает в желудок.

Пищевод – это мышечная трубка, выстланная слизистой оболочкой.

- Желудок похож на мешок. Этот мешок у каждого человека расположен под ребрами. Когда ребенок рождается размер его желудка 5 см, а взрослых любителей поесть желудок размером с футбольный мяч, а тех, кто мало кушает с кулачек.

Когда пища достигает желудка, мышцы желудка её сдавливают, встряхивают, перемешивают, доводя до кашицеобразного состояния. Здесь пища разлагается под действием соляной кислоты и желудочного сока. Желудок как бы «варит» пищу. Отсюда и название процесса – ПИЩЕВАРЕНИЕ.

- Печень вырабатывает желчь, которая расщепляет пищу и способствует её перевариванию. А так же обезвреживает некоторые вредные вещества, попадающие в организм.

- Желчный пузырь – это «мешок», в котором хранится желчь, образованная в печени.

- Процесс пищеварения продолжается в тонкой кишке. Здесь происходит основное пищеварение. Все полезные для организма вещества сквозь стенку тонкой кишки поступают в кровь. Кровоток разносит их ко всем органам тела.

- В толстом кишечнике извлекаются минеральные вещества и влага. В кишке остаются лишь плотные отходы. Они перемещаются вниз по прямой кишке. Отходы выделяются в виде фекалий, или кала, через анальное отверстие.

- Длина твоего пищеварительного тракта от начала до конца составляет свыше 9 метров!

- В кишечнике одного человека полезных бактерий больше, чем людей на Земле. Миллиарды бактерий помогают переваривать пищу.

- Весь процесс пищеварения занимает около 5 часов.

Вывод: вот таким сложным способом извлекает организм питательные вещества из продуктов.


Самостоятельная работа.

Работа в тетради № 2 задание 20

- Подпиши на рисунке органы пищеварения.

Взаимопроверка в парах.


3. Зубы.

- В народе говорят: Кто хорошо жует, тот долго живет. - - Почему плохо пережеванная пища медленно переваривается и вызывает заболевания органов пищеварения?

- У двухлетнего малыша 20 зубов, а у взрослого человека-32 зуба.

- На сколько взрослый человек «зубастее» чем ребенок?


- Возьмите в руки зеркальца, откройте рот и рассмотрите полость рта. Что вы увидели во рту?

- Одинаковы ли у вас зубы?

- Посмотрите на слайд, действительно зубы у человека разные по форме.

- Почему?

- Верно. Они выполняют разные функции.

- Давайте попробуем определить их роль: (соединить таблички-заготовки)

Резцы - отрезают, откусывают.

Клыки - отрывают.

Коренные зубы - дробят и перетирают.


- Несмотря на то, что зубы такие разные, они имеют много общего в строении. Каждый зуб состоит из трех основных частей.

(слайд № )

Коронка - часть зуба, которая видна в полости рта.

Корень - часть зуба, которая располагается в челюсти.

Шейка - часть зуба, которая располагается между коронкой и корнем. Она прикрыта десной.

Коронка сверху покрыта эмалью - это самая твердая ткань организма. Коронка предохраняет зубы от повреждений и заболеваний. Разрушение эмали врачи называют кариесом зуба.

- Давайте с вами составим правила, которые помогут сохранить зубы здоровыми.

1. Посещай зубного врача - стоматолога не реже 2 раз в год.

2. Надо поменьше есть сладкого.

3. Чистить зубы надо утром и вечером.

- Что еще можете добавить устно.


А теперь давайте прочитаем полезные советы «Как беречь пищеварительную систему» (с. 158).





С пищей человек получает необходимые организму питательные вещества













Вывод: все продукты по питательному веществу, которое составляет его основу. Можно разделить на три основные группы: белки, жиры, углеводы.





Ответы детей

В овощах и фруктах





Выступление учащихся









Ответы детей

В овощах и фруктах

























Знать содержание питательных веществ в продуктах.

Помнить правила правильного питания.




























Зубы, язык





там есть слюна







































Учащиеся самостоятельно выполняют работу и взаимопроверку





ответы детей





на 12 зубов


зубы, десны


нет



Они выполняют разную работу.





















ТПО, задание № 19

V. Итог урока:

- Для чего человеку необходимо питаться?

- Какие питательные вещества нужны организму для роста и развития?

- Какие органы входят в систему пищеварения?



VI. Рефлексия.


Благодарю Вас за урок.




VII. Дом. Задание.

Учебник с. 25-31, рабочая тетрадь №, задания 17,18.