1.Организацион ный момент. Психологический настрой на урок. 2.Определение темы урока. 3.Актуализация опорных знаний. | 1мин. 2 мин. 8 мин. | Звучит «Патриотическая песня» М. Глинки, на фоне музыки стихи Г.Ладонщикова читает учитель. И красива и богата наша Родина, ребята, Долго ехать от границы до любой ее границы. Все вокруг свое, родное: горы, степи и леса, Рек сверканье голубое, голубые небеса. Ребята, я хочу пригласить вас на необычный урок, на экскурсию. Это будет виртуальное путешествие. А куда мы отправимся вы поймёте, когда разгадаете ребус, изображённый на ваших билетах. Верно, мы отправимся в столицу нашей Родины. Мы все сегодня попробуем себя в роли экскурсоводов. Итак, первая группа экскурсоводов приглашает нас в город … Москву. Москва… Как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось! А.С.Пушкин | Организация внимания всех учащихся, настрой на работу при помощи музыкальных и поэтических, а также занимательных средств (ребуса). | Фронтальная работа, работа в группах. | Учитель проводит психологическую установку учащихся. Подготавливает детей к формулированию темы урока через постановку проблемной ситуации. | Дети психологически настраиваются на урок. Решают проблемную ситуацию, высказыва ют свои мнения, определяют тему урока. | Личностные УУД: приобщение нового поколения детей к ведущим ценностям отечественной истории. Познавательные УУД: понимание информации, представленной в изобразительно-схематичной форме. |
| | Что вы знаете о Москве? 1 группа экскурсоводов приглашает всех в Москву. Город Москва - столица нашей Родины. Город был основан более 850 лет назад на берегах Москва-реки. Основал город Юрий Долгорукий, которому теперь в центре города установлен памятник. А затем, когда построились, послал князь приглашение своему родственнику – князю Святославу: «Приходи ко мне, брате, в Москву», а случилось это 4 апреля 1147 года. Так впервые на страницах летописи появилось первое название – Москва. Москва – огромный город В нём около 4 тыс. улиц и площадей. Приглашаем вас познакомиться с достопримечательностями Москвы. Отправившись путешествовать в столицу нельзя не побывать в Кремле, не посетить Храм Христа Спасителя. (Рассказ сопровождается демонстрацией презентации и оформлением стенда) Прогуляйтесь по старейшей улице Арбат, посетите Большой театр, можно заглянуть в театр зверей им. В. Дурова и в цирк на Цветном бульваре. Полюбоваться экспонатами Третьяковской галереи. Нельзя не посетить и главную площадь страны – Красную. Уч-ль: почему же Красная площадь имеет такое название? (ответы детей сопровождаются объяснением) | Рассказ-сообщение экскурсоводами одной группы. демонстрация презентации, оформление стенда. | Работа в группах. | Помогает рассказчи кам 1 группы, демонстрирует презен тацию, задаёт вопросы по теме. | 1 группа детей проводит виртуальную экскурсию, остальные принимают информацию и систематизируют её, отвечают на вопросы учителя | Коммуникативные УУД: осознанно строить речевое высказывание в устной форме. Познавательные УУД: слушать, извлекая нужную информацию. Личностные УУД: формирование основ гражданской идентичности личности. |
4.Обобщение и проверка полученных знаний 5.Актуализация и проверка опорных знаний | 2-3 мин. 8 мин. | С одной стороны Красную площадь обрамляют стены Московского Кремля, в который можно войти через Спасскую башню. С другой стороны возвышается Покровский собор (или Храм Василия Блаженного) Напротив собора находится Исторический музей. Уч-ль: справедливы ли, по вашему мнению, слова, которые ребята выбрали заголовком к своему стенду? (Кто в Москве не бывал, красоты не видал!) Почему? Запомнились вам красивейшие места нашей столицы? Тогда проверим это с помощью онлайн-теста (lukyanova544.ukoz.ru) А сейчас экскурсоводами становятся учащиеся следующей группы, куда же они нас приглашают? (В Кремль) | Проверочный онлайн-тест | Индивидуальная работа | Помогает и Контролиру ет проведение теста предста вителем 1 группы. | 1 человек проводит онлайн-тест, несколько человек проходят тестирова ние, фиксируют свои результаты. Остальные контролируют правиль ность выполнения задания. | Регулятив ные УУД: контроли ровать про цесс и резуль таты деятель ности |
Игра | 1 м и н. | «Москва» и «Кремль» - эти два слова всегда рядом, потому что Кремль – сердце Москвы. Московский Кремль – символ нашей Родины. Здесь находятся уникальные памятники истории и культуры, которыми гордится Россия. Москва, Москва! Люблю тебя как сын, Как русский – сильно, пламенно и нежно! Люблю священный блеск твоих седин, И этот Кремль зубчатый, безмятежный. Прежде, чем отправиться в современный Кремль, предлагаю вам вспомнить историю возникновения Московского Кремля. В этом вам помогут опорные карточки со словами, которые при верном сложении выстроятся в этапы возникновения Московского Кремля. Эту работу вы будете выполнять в группах. Напомню, что работать в группах нужно дружно и быстро. Когда закончите выполнять задание, дайте мне знать, взявшись за руки. На эту работу я вам даю 1 минуту. Приступайте к выполнению задания. Карточки в конвертах должны быть следующими: Юрий Долгорукий,Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван III,деревянный Кремль, белокаменный Кремль, Кремль из красного кирпича. Проверяется правильность выполнения задания. После каждого объяснения исторического этапа возникновения Кремля происходит демонстрация компьютерной презентации каждого этапа с видом деревянного, затем белокаменного, а после кирпичного Кремля с портретами их основателей. | Рассказ-сообщение экскурсоводами одной группы. демонстрация презентации, оформление стенда, проведение задания в группах. | Работа в группах | Помогает рассказчи кам 2 группы, демонстрирует презента цию, задаёт вопросы по теме. | 2 группа детей проводит виртуальную экскурсию, проверяет имеющиеся у детей знания об истории Кремля, проводит игру; остальные принимают информацию и систематизируют её, выполняют задания 2 группы, отвечают на вопросы учителя | Коммуникативные УУД: осознанно строить речевое высказывание в устной форме, умение высказывать свою точку зрения Познавательные УУД: слушать, извлекая нужную информацию, личностные УУД: формирование основ гражданской идентичности личности. |
Проверка имеющихся знаний 6.Актуализация опорных знаний Проведение теста. Самопроверка. 7.Работа в группах 8. Рефлексия. | 1 м и н. 6 м и н. 3 м и н. 5 м и н. 2 м и н. | Давным-давно, более 850 лет назад, из богатого и славного города Суздаля прискакал с дружиной князь Юрий Долгорукий, чтобы выбрать место для заставы-крепости. Полюбился князю удобный для обороны холм в том месте, где узенькая лесная речка Неглинная сливалась с Москвой-рекой. Пусть, думалось Юрию Долгорукому, небольшая крепость в лесу сторожит дальние окраины земли Суздальской. Вот он, первый Кремль сосновый, За бревенчатой стеной. Так родился город новый, И назвался он Москвой. Иван Данилович Калита был человеком умным и хитрым. Сумел договориться даже с Золотой Ордой. И ордынцы не беспокоили москвичей воинами сорок лет. Во времена его правления земли вокруг Москвы расширялись.В конце своего правления Иван Калита приказал построить взамен старых новые крепостные стены «во едином дубу», что значит из прочного дуба. Шли годы. Всё чаще и чаще стали появляться в Кремле каменные строения. При князе Дмитрии Донском поднялись стены и башни из белого камня. И прозвали люди Москву белокаменной. Когда все признали Москву столицей, московским князем уже был ИванIII. Он стал называть себя «государем всея Руси». На Москве-реке приказал выстроить мощную крепость из красного кирпича. Для этого пригласил в Москву итальянских мастеров. Эта крепость ни разу не была взята приступом. Она стоит до сих пор – это нынешний Кремль. Итак . . . - Добро пожаловать! Работа с наглядным пособием - картой Кремля. - Как вы думаете, для чего возводили Кремль? Рассмотрите карту Московского Кремля. Какую геометрическую фигуру напоминает вам Кремль? - Может быть, кто-нибудь из вас знает, какова протяженность стен Кремля? Кто знает, сколько башен у Московского Кремля? ( 20) -Для чего они возводились? Когда –то на территории Кремля находилось простое поселение, но много позже жить в Кремле могли себе позволить только очень богатые и знатные люди. Далее следуют рассказы о достопримечательностях Соборной площади, Царь-колоколе, Царь- пушке. Мы с вами много узнали. Сыграем в игру. На экране будут появляться иллюстрации памятников Кремля. За время вам нужно будет узнать и назвать их. Появляются иллюстрации: Успенский собор, . колокольня Иван Великий, Спасская башня, Царь-колокол, Царь-пушка, и др. Знаете ли вы, что Москва не всегда оставалась столицей нашей Родины? Какой ещё город по праву называют второй столицей России? Какие ещё названия этого города вам знакомы? Экскурсоводы из третьей группы помогут нам лучше узнать о достопримечательностях города на Неве. Санкт-Петербург – один из самых красивых городов мира. Он стоит на реке Неве. Санкт-Петербург основал Пётр Первый. 16 мая 1703 года в устье реки Невы был заложен град Петров. Далее следует рассказ ученицы, побывавшей в Санкт-Петербурге. Она делится своими впечатлениями и демонстрирует фотографии. А также рассказывает об уникальных белых ночах города. Ребята, мы знаем, что история Москвы насчитывает более 850 лет, а каков возраст второй столицы? Рассказ об основании города в 1703 году на Заячьем острове, а также о самых ярких достопримечательностях Санкт – Петербурга. Рассказ детей сопровождается демонстрацией презентации и оформлением стенда. Как вы думаете, по праву ли носит город Санкт-Петербург звание второй столицы? Почему? Какие места города вызвали наибольший интерес? Дети проводят тест о достопримечательностях города. - Ребята, вы были отличными экскурсоводами, познакомили друг друга с самыми знаменитыми местами двух наших столиц. Было бы обидно утерять эти знания. Как вы думаете, где и в какой ситуации могут пригодиться эти сведения? Я предлагаю каждой группе оформить буклет-путеводитель по главным городам России, а также путеводитель по Кремлю. А заодно проверим, насколько вас заинтересовала эта тема. Каждая группа получает шаблон буклета, который ей предстоит оформить. Необходимо дополнить его иллюстрациями, стихами и соответствующими надписями. Оформленные стенды – ваши помощники. Помним о правилах работы в группе. Успешной работа будет лишь при дружном и деловом настрое. По окончании работы соедините руки. Демонстрация работ. Ребята, предлагаю вам поделиться впечатлениями о нашем путешествии: - если путешествие вам понравилось, и вы довольны своей работой, поднимите солнышко; - если тема урока вас заинтересовала, и вы хотите продолжить её изучение, покажите мудрую сову; - если на уроке вам было скучно, то покажите хмурого человечка. Молодцы! Спасибо за урок! | Проведе ние вирту альной экскур сии 3 группой, оформле ние стен да, гра фичес кий тест Изго товле ние букле та Работа с иллю страци ями. | Рабо та в груп пах Рабо та в груп пах Инд. рабо та | Помогает рассказчикам 3 группы, демонстриру ет презентацию, задаёт вопросы по теме. Подводит итог проделанной работы, предлагает систематизировать имеющиеся знания и оформить буклеты. Инструктирует детей по изготовлению буклетов Предлагает детям поделиться своими впечатлении ями об уроке. | 3группа детей проводит виртуальную экскурсию, проводит тест; остальные принимают информацию и систематизируют её, отвечают на вопросы теста, предложенного 3 группой, осуществляют самопровер ку и самооценку. Выполняют практическую работу в группах. Делятся своими впечатлениями об уроке. | Коммуникативные УУД: осознанно строить речевое высказывание в устной форме, умение высказывать свою точку зрения Познавательные УУД: слушать, извлекая нужную информацию, личностные УУД: формирование основ гражданской идентичности личности. Регулятивные УУД: адекватное оценивание своих достижений. Личностные УУД: участие в творческом созидательном процессе; осознание себя, как индивидуальности и одновременно, как члена группы. Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог с членами группы, соблюдая правила речевого поведения, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Личностные УУД: смыслообразова ние . |