СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира "Природные зоны холодного пояса."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия новых знаний. Полностью соответствует требованиям ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира "Природные зоны холодного пояса."»

Урок окружающего мира,

образовательная система «Школа 2100», 2 класс.

Автор - учитель начальных классов Насирова Наталья Владимировна


Тема: Природные зоны холодного пояса.


Цель: познакомить учащихся с особенностями климата, растительного и животного мира ледяных пустынь и тундры.


Задачи:

1) расширить, обобщить и систематизировать представления учащихся о

природных зонах холодного пояса;

2) развивать умения работать с информацией (обрабатывать её различными способами, критически относится к информации), развивать речь, память, логическое мышление учащихся, умения аргументировать свои ответы;

3) воспитывать любознательность, интерес к предмету, расширять кругозор учащихся, развивать желание познавать новое;

4) формировать навыки самоконтроля и самооценки; умение работать в паре.


Предметные:

расширить, обобщить и систематизировать представления учащихся о

  • природных зонах холодного пояса;

Метапредметные:

  • познавательные УУД - формировать умение сравнивать, обобщать, группировать предметы и понятия; использовать в работе знаково-символические средства, строить свои рассуждения;

  • регулятивные УУД - формировать умение определять цель выполнения задания; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять самоконтроль по результату действий; оценивать правильность выполнения действий;

  • коммуникативные - формировать умение работать в паре, группе; формулировать собственное мнение; участвовать в жизненных ситуациях;

Личностные:

  • Формирование положительной мотивации к обучению; умения оценивать жизненную ситуацию.


Оборудование: у учителя – компьютер, мультимедийный проектор, презентация для урока, карта «Природные зоны России», текст «Обитатели тундры»

у учащихся на партах – учебник «Наша планета Земля», 2 класс, 2 часть, авт. А. А. Вахрушев, О.В.Бурский, А. С. Раутиан - М.: Баласс, 2012 г.

- «Дневники исследований», лесенки знаний;

- тексты «Зона арктических пустынь», «Тундра»;

- предметные картинки (названия) «Животные и растения Тундры».


Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.




План урока.


  1. Организационный момент - 1мин.

Проверка готовности к уроку и эмоциональный настрой.

  1. Проверка домашнего задания - 5 мин.

Фронтальная работа.

  1. Актуализация знаний и постановка проблемы - 11 мин.

  1. Определение темы урока - 1 мин.

  2. Целеполагание - 3 мин.

  3. Знакомство с природными зонами холодного пояса - 7мин.

4. Изучение нового материала - 22 мин.


а) Изучение особенностей Зоны арктических пустынь - 10 мин.

б) Изучение особенностей Зоны тундры - 10 мин.

в) Работа в парах - 2 мин.


5.Подведение итогов - 3 мин.


6. Рефлексия - 2 мин.


7. Домашнее задание - 1 мин.


Ход урока.


Ход урока.

УУД

  1. Оргмомент. ( 1мин)

Долгожданный дан звонок -

Начинается урок.

Всё ль на месте? Всё ль в порядке?

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно стоят?

Все ль внимательно глядят?


2.Проверка домашнего задания. (5 мин.)


Фронтальная работа.

Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке. (Природные зоны)

(Слайд № 2) Рассмотрите рисунок и скажите, какие ошибки допустил художник?

- Почему перечисленные вами животные не могут обитать в пустыне? (Выслушиваются ответы учащихся)

- Что же называют природными зонами? (Участки со сходными природными условиями, растительным и животным миром называются природными зонами)

- Почему на нашей планете несколько природных зон? От чего это зависит?

( Работа по слайду № 3).

- Вспомните, сколько на Земле тепловых поясов? Назовите их.

( Всего за Земле пять тепловых поясов: холодный пояс северного полушария, умеренный пояс северного полушария, жаркий пояс, умеренный пояс южного полушария, холодный пояс южного полушария).


3. Актуализация знаний и постановка проблемы. (13 мин.)


  1. Определение темы урока. (1 мин.)

- Совершенно верно. Сегодня наш урок будет не совсем обычным. Нам предстоит нелегкая работа. Дело в том, что сегодня нам предстоит стать путешественниками и исследователями. Мы начнём путешествие по природным зонам планеты. А в каком тепловом поясе мы побываем сегодня, вы узнаете из его описания:

"Солнечные лучи здесь не нагревают землю, так как падают под наклоном, скользя по поверхности. Ночь длится по полгода. Здесь всегда холодно." Верно, побываем мы в полярном поясе. Начнём с северного полушария.

Сформулируйте тему нашего урока. (Природные зоны холодного (полярного) пояса).


  1. Целеполагание (3 мин.).

Как вы считаете, на какие из этих вопросов мы должны найти ответ на уроке:

1) Какие природные зоны расположены в полярном поясе?

2) Что такое карта?

3) В чём особенности климата этих зон?

4) Какие растения и животные обитают в этих зонах?

5) От чего зависит смена дня и ночи?


Верно, исследовать нам придётся природные зоны, находящиеся в этом поясе, их климат, особенности животного и растительного мира.

- С помощью чего мы сможем дать ответы на интересующие нас вопросы? (С помощью учебника, карты, дополнительной информации, исследований).

- Обратимся за помощью к карте. Как узнать по карте, какие природные зоны находятся в полярном поясе? (С помощью цвета)

- Прочитайте, что обозначают цвета, которые расположены в зоне полярного пояса (арктические пустыни и тундра). Здесь расположены 2 природные зоны.

- Так какие зоны нам предстоит исследовать? (зону Арктических пустынь и Тундру)

Возьмите лесенку знаний. Где вы поставите себя в начале урока?

( Работа по слайду № 4)

На этом уроке мы начнём заполнять дневники наблюдений, куда будем записывать данные о каждой природной зоне планеты. Это будет нашим большим исследованием.


  1. Знакомство с природными зонами холодного пояса.

(7 мин.)

Начнём с Севера. Здесь находится природная зона, которая называется.... зона Арктических пустынь. (Слайд № 5)


- Так как вы очень любите читать книги о природе, может быть, вы уже что-то знаете об этой природной зоне. Сейчас вам предстоит поработать в группах. Сначала давайте вспомним правила поведения в группе:

- Понять задание и подумать о решении самостоятельно

- Выслушать мнение каждого

- Найти общее решение

- Выбрать выступающего

Перед вами на партах лежат «Дневники исследования», в которых вам необходимо заполнить первую колонку, отвечая на вопрос: «Каковы особенности климата, растительного и животного мира этих природных зон?» (вывесить на доске план исследования:

1) климат, 2) растительность, 3) животные).

Запишите свои ответы в ваших «Дневниках исследований» пока только в первой колонке.

(Учащиеся записывают те, факты которые им «уже известны» в таблицу)

Дневник исследования по теме:

«Природные зоны полярного (холодного) пояса»

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал?

Арктические (ледяные) пустыни

1. Особенности климата:

1. Особенности климата:





2. Растительность:

2. Растительность:





3. Животные:

3. Животные:






Итак, что же вы записали в своих табличках - дневниках? (учащиеся заполняют первую колонку в таблице, зачитывают и обсуждают ответы)

- Давайте ещё раз покажем на карте, где находится эта природная зона (1-2 ученика).


4. Изучение нового материала. (22 мин.)


а) Изучение особенностей Зоны арктических пустынь. (10 мин.)

- В ходе нашего урока мы проверим, правильны ли были ваши предположения. У вас на партах есть листочки с текстом «Зона арктических пустынь». Сейчас вам предстоит прочитать этот текст и заполнить правую часть таблицы теми фактами, которые вы узнаете из текста. Работать также будете группами.


Зона Арктических пустынь.

Вокруг полюсов суша и море круглый год покрыты льдом.

Это – зона ледяных пустынь .

Холодные порывистые ветры гуляют по безмолвным снежным просторам. Основная особенность климата - малое количество тепла.

Температура воздуха зимой -40 С, а летом воздух прогревается до 0 С. Полгода в этих краях солнце не появляется на небе: наступает полярная ночь.

Другие полгода оно не заходит за горизонт - это полярный день, однако его лучи слабы и почти не греют, отражаясь от снега. Весна и осень очень короткие.

Из-за природных условий растительный мир очень скудный, лишь кое-где встречаются мхи и лишайники. Да и животный мир не отличается большим разнообразием. Животные этой природной зоны хорошо приспособились к климату арктических пустынь:

- густой мех и перья, подкожный жир спасают их от холода;

- белая окраска меха и оперенья маскирует животных от хищников.


- Теперь пришло время проверить ваши исследования. (Рассказ групп об особенностях климата, растительности, животного мира. Дополнение другими группами.) (Слайды № 6-8)

Какой информации в тексте было не достаточно? (О животных)

Эту информацию вы найдёте на доске. (Слайд № 9)

Запишите названия знакомых животных. Что вы о них знаете? (Кратко)

Посмотрите внимательно в ваши «Дневники исследователей», обратите внимание на то, какая колонка у вас заполнена больше. Как вы думаете. Почему?


Теперь вам предстоит составить пищевые цепочки из данных объектов, назовите их: планктон, птица, рыба. Поработайте в парах. Проверьте себя по рисунку на доске. Поднимите руки, у кого получилось также. (Слайд № 10)


Физкультминутка

б) Изучение особенностей Зоны тундры. (10 мин.)

- Следующая природная зона, куда мы отправимся, - зона Тундры. Давайте ещё раз покажем зону Тундры на карте природных зон (1-2 ученика).

- Как вы думаете, отличается ли климат тундры от климата ледяных пустынь? (Предположения детей)

- С чем это связано? (Климат тундры менее суровый, так как при перемещении от полюсов к экватору природные условия изменяются, становится теплее.)

- Наши исследования продолжаются. Сейчас мы продолжим работу над текстом. Но в этот раз разные группы получат разные задания. Группы 1-го ряда изучат климат тундры, группы 2-го ряда - растительность, а группы 3-го ряда - животный мир. Каждая группа делает записи в Дневниках наблюдений Зоны тундры, а потом нам расскажет свои выводы.

Дневник исследования по теме:

«Природные зоны полярного (холодного) пояса»

Что нового я узнал?

Тундра.

1. Особенности климата:



2. Растительность:



3. Животные:





Тундра (Климат).

Климат тундры более благоприятные для существования живых организмов, чем в зоне арктических пустынь. Но все же достаточно суровы. Погода неустойчивая, характерны резкие ветры. Снег сдувается ветром с одних участков и скапливается с других. Осадков в тундре выпадает мало. Однако в условиях холодного климата и этого количества более чем достаточно.

Почти по всей территории тундры распространена вечная мерзлота. Иногда её толщина достигает 500 м. Летом почва оттаивает на небольшую глубину. Мерзлый грунт не пропускает воду, и она застаивается на поверхности. Поэтому в тундре много болот.


Тундра (Растительность).

Нелегка жизнь растений в таких условиях. Сильные ветры, вечная мерзлота, низкие температуры заставили растения приспособиться к этим условиям. Здесь растут мхи и лишайники, карликовые берёзы и ивы, другие стелющиеся растения. Тундровые растения имеют короткие корни, расположенные близко к поверхности, они используют более тёплую почвенную влагу.

Летом тундра расцветает яркими красками. Мхи и лишайники имеют достаточно разнообразную окраску. Людям больше всего известен «ягель» (олений «мох») - основная пища оленей, исконных обитателей тундры, клюква, морошка.


Тундра (Животный мир).

Самым крупным обитателем тундры является северный олень. Он питается ягелем . Самые маленькие зверьки - лемминги, полёвки. Питаются травами, мхами. В некоторые годы их разводится так много, что они вынуждены в поисках пищи уходить из родных мест на большие расстояния.

Обитают в тундре и хищники: полярные волки и песцы. У песцов пушистый красивый мех. Питаются хищники мелкими грызунами (леммингами, полёвками), зайцами, а также птицами. Среди представителей пернатых здесь можно встретить куропаток, гусей, полярных сов и чаек-поморников.

Животные этой природной зоны хорошо приспособились к климату тундры:

- густой мех и перья, подкожный жир спасают их от холода;

- белая окраска меха и оперенья маскирует животных от хищников;

-некоторые животные впадают в спячку и анабиоз (состояние неактивной жизни) позволяет животных перезимовать в суровых условиях тундры.


Выступления групп. (Слайды № 11-14)

- Молодцы, ребята, отлично поработали!


в) Работа в парах. (Слайд № 15) (2 мин.)

- Следующее задание вы будете выполнять в парах: нужно установить пищевые связи между обитателями тундры. Посмотрите на рисунок. Назовите растения, которые вы узнали. А теперь - животных. Здесь возможны 3 цепочки, постарайтесь все составить. Приступайте к работе.

- Проверим цепи питания по слайду. Поднимите руки, у кого получилось так же. Молодцы!

- Теперь, пользуясь полученными знаниями, сравните эти природные зоны по плану: 1) климат, 2) растительность, 3) животные.


5. Подведение итогов. (3 мин.)

- Скажите, сколько природных зон расположено в полярном поясе? Назовите их.

- В чём особенности климата этих зон? Как приспособились растения к жизни в таких суровых условиях? А животные?


6. Рефлексия. (2 мин.)

Понравилось ли вам быть исследователями?

В чём были затруднения?

Кто из ребят больше всех помог в открытии новых знаний?

Посмотрите на лесенку знаний. Где вы поставите себя в конце урока?

Где вы можете использовать полученные знания?


7. Домашнее задание. (1 мин.)

Подготовить сообщение об одном из животных полярного пояса.

Рабочая тетрадь, с. 45 задания №№1-3.

Спасибо за урок!



Формирование положительной мотивации к обучению - личностные УУД















Оценивание правильности выполнения действий - регулятивные УУД.







Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его свойствах, связях - ПУУД.






Определение цели выполнения задания -

Р УУД.








Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий - ПУУД.

















Принятие и сохранение учебной задачи - Р УУД.








Фиксация выборочной информации об окружающем мире - ПУУД.



















Самоконтроль по результату -

Р УУД.










Работа в группе -

К УУД.



Смысловое восприятие научного текста - П УУД.
















Построение сообщения в устной форме -

Р УУД









Работа в паре -

К УУД.






Построение рассуждений -

П УУД, формулировка собственного мнения -

К УУД.



Работа в группе -

К УУД.




























Смысловое восприятие научного текста - П УУД.



































Выделение существенной информации из сообщений разных видов - ПУУД.


Построение сообщения в устной форме -

Р УУД.



Работа в паре -

К УУД.



Самоконтроль по результату -

Р УУД.

Сравнение предметов - познавательные УУД.





Оценка правильности выполнения действий -

Р УУД

Развитие способностей к самооценке - ЛУУД.



Список использованной литературы.


1. Вахрушев А. А., Бурский О.В., Раутиан А. С. , Учебник «Наша планета Земля», 2 класс, 2 часть, - М.: Баласс, 2012 г.


2. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. "Наша планета Земля", 2 класс. Методические рекомендации для учителя по курсу окружающего мира.- Москва: Баласс, - 2010 г.


3. Ковалевская Л.И. Изучение разнообразия природы России на уроках природоведения в начальной школе: Дидактический материал для учителей. – Саратов: Лицей, 2003 г.


4. Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Планета Земля. Учебно-методическое пособие для учителей начальной школы.- Ростов: Учитель, 2003 г.






Приложение.


1. Карточка с названиями животных и растений для работы в парах.

Задание №1:

ПТИЦА, ПЛАНКТОН, РЫБА.


Задание №2:

КАРЛИКОВАЯ БЕРЁЗА, ЯГОДЫ, МХИ, ПЕСЕЦ, ВОЛК, ПОЛЯРНАЯ СОВА, СЕВЕРНЫЙ ОЛЕНЬ, ЛЕММИНГ, КУРОПАТКА, МЫШЬ-ПОЛЁВКА, ЗАЯЦ.


2. Дневники исследования для работы в группах.

Задание №1:


Дневник исследования по теме:

«Природные зоны полярного (холодного) пояса»

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал?

Арктические (ледяные) пустыни

1. Особенности климата:

1. Особенности климата:





2. Растительность:

2. Растительность:





3. Животные:

3. Животные:






Задание №2:

Дневник исследования по теме:

«Природные зоны полярного (холодного) пояса»

Что нового я узнал?

Тундра.

1. Особенности климата:



2. Растительность:



3. Животные:





3. Тексты для чтения.

№1.

Зона Арктических пустынь.

Вокруг полюсов суша и море круглый год покрыты льдом.

Это – зона ледяных пустынь .

Холодные порывистые ветры гуляют по безмолвным снежным просторам. Основная особенность климата - малое количество тепла.

Температура воздуха зимой -40 С, а летом воздух прогревается до 0 С. Полгода в этих краях солнце не появляется на небе: наступает полярная ночь.

Другие полгода оно не заходит за горизонт - это полярный день, однако его лучи слабы и почти не греют, отражаясь от снега. Весна и осень очень короткие.

Из-за природных условий растительный мир очень скудный, лишь кое-где встречаются мхи и лишайники. Да и животный мир не отличается большим разнообразием. Животные этой природной зоны хорошо приспособились к климату арктических пустынь:

- густой мех и перья, подкожный жир спасают их от холода;

- белая окраска меха и оперенья маскирует животных от хищников.


№2.

Тундра (Климат).

Климат тундры более благоприятные для существования живых организмов, чем в зоне арктических пустынь. Но все же достаточно суровы. Погода неустойчивая, характерны резкие ветры. Снег сдувается ветром с одних участков и скапливается с других. Осадков в тундре выпадает мало. Однако в условиях холодного климата и этого количества более чем достаточно.

Почти по всей территории тундры распространена вечная мерзлота. Иногда её толщина достигает 500 м. Летом почва оттаивает на небольшую глубину. Мерзлый грунт не пропускает воду, и она застаивается на поверхности. Поэтому в тундре много болот.


Тундра (Растительность).

Нелегка жизнь растений в таких условиях. Сильные ветры, вечная мерзлота, низкие температуры заставили растения приспособиться к этим условиям. Здесь растут мхи и лишайники, карликовые берёзы и ивы, другие стелющиеся растения. Тундровые растения имеют короткие корни, расположенные близко к поверхности, они используют более тёплую почвенную влагу.

Летом тундра расцветает яркими красками. Мхи и лишайники имеют достаточно разнообразную окраску. Людям больше всего известен «ягель» (олений «мох») - основная пища оленей, исконных обитателей тундры, клюква, морошка.


Тундра (Животный мир).

Самым крупным обитателем тундры является северный олень. Он питается ягелем . Самые маленькие зверьки - лемминги, полёвки. Питаются травами, мхами. В некоторые годы их разводится так много, что они вынуждены в поисках пищи уходить из родных мест на большие расстояния.

Обитают в тундре и хищники: полярные волки и песцы. У песцов пушистый красивый мех. Питаются хищники мелкими грызунами (леммингами, полёвками), зайцами, а также птицами. Среди представителей пернатых здесь можно встретить куропаток, гусей, полярных сов и чаек-поморников.

Животные этой природной зоны хорошо приспособились к климату тундры:

- густой мех и перья, подкожный жир спасают их от холода;

- белая окраска меха и оперенья маскирует животных от хищников;

-некоторые животные впадают в спячку и анабиоз (состояние неактивной жизни) позволяет животных перезимовать в суровых условиях тундры.


4. Рисунки лесенки знаний для самооценки работы.



5. Иллюстрация для проверки домашнего задания.