Оргмомент. ( 1мин) Долгожданный дан звонок - Начинается урок. Всё ль на месте? Всё ль в порядке? Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно стоят? Все ль внимательно глядят? 2.Проверка домашнего задания. (5 мин.) Фронтальная работа. Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке. (Природные зоны) (Слайд № 2) Рассмотрите рисунок и скажите, какие ошибки допустил художник? - Почему перечисленные вами животные не могут обитать в пустыне? (Выслушиваются ответы учащихся) - Что же называют природными зонами? (Участки со сходными природными условиями, растительным и животным миром называются природными зонами) - Почему на нашей планете несколько природных зон? От чего это зависит? ( Работа по слайду № 3). - Вспомните, сколько на Земле тепловых поясов? Назовите их. ( Всего за Земле пять тепловых поясов: холодный пояс северного полушария, умеренный пояс северного полушария, жаркий пояс, умеренный пояс южного полушария, холодный пояс южного полушария). 3. Актуализация знаний и постановка проблемы. (13 мин.) Определение темы урока. (1 мин.) - Совершенно верно. Сегодня наш урок будет не совсем обычным. Нам предстоит нелегкая работа. Дело в том, что сегодня нам предстоит стать путешественниками и исследователями. Мы начнём путешествие по природным зонам планеты. А в каком тепловом поясе мы побываем сегодня, вы узнаете из его описания: "Солнечные лучи здесь не нагревают землю, так как падают под наклоном, скользя по поверхности. Ночь длится по полгода. Здесь всегда холодно." Верно, побываем мы в полярном поясе. Начнём с северного полушария. Сформулируйте тему нашего урока. (Природные зоны холодного (полярного) пояса). Целеполагание (3 мин.). Как вы считаете, на какие из этих вопросов мы должны найти ответ на уроке: 1) Какие природные зоны расположены в полярном поясе? 2) Что такое карта? 3) В чём особенности климата этих зон? 4) Какие растения и животные обитают в этих зонах? 5) От чего зависит смена дня и ночи? Верно, исследовать нам придётся природные зоны, находящиеся в этом поясе, их климат, особенности животного и растительного мира. - С помощью чего мы сможем дать ответы на интересующие нас вопросы? (С помощью учебника, карты, дополнительной информации, исследований). - Обратимся за помощью к карте. Как узнать по карте, какие природные зоны находятся в полярном поясе? (С помощью цвета) - Прочитайте, что обозначают цвета, которые расположены в зоне полярного пояса (арктические пустыни и тундра). Здесь расположены 2 природные зоны. - Так какие зоны нам предстоит исследовать? (зону Арктических пустынь и Тундру) Возьмите лесенку знаний. Где вы поставите себя в начале урока? ( Работа по слайду № 4) На этом уроке мы начнём заполнять дневники наблюдений, куда будем записывать данные о каждой природной зоне планеты. Это будет нашим большим исследованием. Знакомство с природными зонами холодного пояса. (7 мин.) Начнём с Севера. Здесь находится природная зона, которая называется.... зона Арктических пустынь. (Слайд № 5) - Так как вы очень любите читать книги о природе, может быть, вы уже что-то знаете об этой природной зоне. Сейчас вам предстоит поработать в группах. Сначала давайте вспомним правила поведения в группе: - Понять задание и подумать о решении самостоятельно - Выслушать мнение каждого - Найти общее решение - Выбрать выступающего Перед вами на партах лежат «Дневники исследования», в которых вам необходимо заполнить первую колонку, отвечая на вопрос: «Каковы особенности климата, растительного и животного мира этих природных зон?» (вывесить на доске план исследования: 1) климат, 2) растительность, 3) животные). Запишите свои ответы в ваших «Дневниках исследований» пока только в первой колонке. (Учащиеся записывают те, факты которые им «уже известны» в таблицу) Дневник исследования по теме: «Природные зоны полярного (холодного) пояса» Что мне известно по данной теме? | Что нового я узнал? | Арктические (ледяные) пустыни | 1. Особенности климата: | 1. Особенности климата: | | | | | 2. Растительность: | 2. Растительность: | | | | | 3. Животные: | 3. Животные: | | | | | Итак, что же вы записали в своих табличках - дневниках? (учащиеся заполняют первую колонку в таблице, зачитывают и обсуждают ответы) - Давайте ещё раз покажем на карте, где находится эта природная зона (1-2 ученика). 4. Изучение нового материала. (22 мин.) а) Изучение особенностей Зоны арктических пустынь. (10 мин.) - В ходе нашего урока мы проверим, правильны ли были ваши предположения. У вас на партах есть листочки с текстом «Зона арктических пустынь». Сейчас вам предстоит прочитать этот текст и заполнить правую часть таблицы теми фактами, которые вы узнаете из текста. Работать также будете группами. Зона Арктических пустынь. Вокруг полюсов суша и море круглый год покрыты льдом. Это – зона ледяных пустынь . Холодные порывистые ветры гуляют по безмолвным снежным просторам. Основная особенность климата - малое количество тепла. Температура воздуха зимой -40 С, а летом воздух прогревается до 0 С. Полгода в этих краях солнце не появляется на небе: наступает полярная ночь. Другие полгода оно не заходит за горизонт - это полярный день, однако его лучи слабы и почти не греют, отражаясь от снега. Весна и осень очень короткие. Из-за природных условий растительный мир очень скудный, лишь кое-где встречаются мхи и лишайники. Да и животный мир не отличается большим разнообразием. Животные этой природной зоны хорошо приспособились к климату арктических пустынь: - густой мех и перья, подкожный жир спасают их от холода; - белая окраска меха и оперенья маскирует животных от хищников. - Теперь пришло время проверить ваши исследования. (Рассказ групп об особенностях климата, растительности, животного мира. Дополнение другими группами.) (Слайды № 6-8) Какой информации в тексте было не достаточно? (О животных) Эту информацию вы найдёте на доске. (Слайд № 9) Запишите названия знакомых животных. Что вы о них знаете? (Кратко) Посмотрите внимательно в ваши «Дневники исследователей», обратите внимание на то, какая колонка у вас заполнена больше. Как вы думаете. Почему? Теперь вам предстоит составить пищевые цепочки из данных объектов, назовите их: планктон, птица, рыба. Поработайте в парах. Проверьте себя по рисунку на доске. Поднимите руки, у кого получилось также. (Слайд № 10) Физкультминутка б) Изучение особенностей Зоны тундры. (10 мин.) - Следующая природная зона, куда мы отправимся, - зона Тундры. Давайте ещё раз покажем зону Тундры на карте природных зон (1-2 ученика). - Как вы думаете, отличается ли климат тундры от климата ледяных пустынь? (Предположения детей) - С чем это связано? (Климат тундры менее суровый, так как при перемещении от полюсов к экватору природные условия изменяются, становится теплее.) - Наши исследования продолжаются. Сейчас мы продолжим работу над текстом. Но в этот раз разные группы получат разные задания. Группы 1-го ряда изучат климат тундры, группы 2-го ряда - растительность, а группы 3-го ряда - животный мир. Каждая группа делает записи в Дневниках наблюдений Зоны тундры, а потом нам расскажет свои выводы. Дневник исследования по теме: «Природные зоны полярного (холодного) пояса» Что нового я узнал? | Тундра. | 1. Особенности климата: | | | 2. Растительность: | | | 3. Животные: | | | Тундра (Климат). Климат тундры более благоприятные для существования живых организмов, чем в зоне арктических пустынь. Но все же достаточно суровы. Погода неустойчивая, характерны резкие ветры. Снег сдувается ветром с одних участков и скапливается с других. Осадков в тундре выпадает мало. Однако в условиях холодного климата и этого количества более чем достаточно. Почти по всей территории тундры распространена вечная мерзлота. Иногда её толщина достигает 500 м. Летом почва оттаивает на небольшую глубину. Мерзлый грунт не пропускает воду, и она застаивается на поверхности. Поэтому в тундре много болот. | Тундра (Растительность). Нелегка жизнь растений в таких условиях. Сильные ветры, вечная мерзлота, низкие температуры заставили растения приспособиться к этим условиям. Здесь растут мхи и лишайники, карликовые берёзы и ивы, другие стелющиеся растения. Тундровые растения имеют короткие корни, расположенные близко к поверхности, они используют более тёплую почвенную влагу. Летом тундра расцветает яркими красками. Мхи и лишайники имеют достаточно разнообразную окраску. Людям больше всего известен «ягель» (олений «мох») - основная пища оленей, исконных обитателей тундры, клюква, морошка. | Тундра (Животный мир). Самым крупным обитателем тундры является северный олень. Он питается ягелем . Самые маленькие зверьки - лемминги, полёвки. Питаются травами, мхами. В некоторые годы их разводится так много, что они вынуждены в поисках пищи уходить из родных мест на большие расстояния. Обитают в тундре и хищники: полярные волки и песцы. У песцов пушистый красивый мех. Питаются хищники мелкими грызунами (леммингами, полёвками), зайцами, а также птицами. Среди представителей пернатых здесь можно встретить куропаток, гусей, полярных сов и чаек-поморников. Животные этой природной зоны хорошо приспособились к климату тундры: - густой мех и перья, подкожный жир спасают их от холода; - белая окраска меха и оперенья маскирует животных от хищников; -некоторые животные впадают в спячку и анабиоз (состояние неактивной жизни) позволяет животных перезимовать в суровых условиях тундры. | Выступления групп. (Слайды № 11-14) - Молодцы, ребята, отлично поработали! в) Работа в парах. (Слайд № 15) (2 мин.) - Следующее задание вы будете выполнять в парах: нужно установить пищевые связи между обитателями тундры. Посмотрите на рисунок. Назовите растения, которые вы узнали. А теперь - животных. Здесь возможны 3 цепочки, постарайтесь все составить. Приступайте к работе. - Проверим цепи питания по слайду. Поднимите руки, у кого получилось так же. Молодцы! - Теперь, пользуясь полученными знаниями, сравните эти природные зоны по плану: 1) климат, 2) растительность, 3) животные. 5. Подведение итогов. (3 мин.) - Скажите, сколько природных зон расположено в полярном поясе? Назовите их. - В чём особенности климата этих зон? Как приспособились растения к жизни в таких суровых условиях? А животные? 6. Рефлексия. (2 мин.) Понравилось ли вам быть исследователями? В чём были затруднения? Кто из ребят больше всех помог в открытии новых знаний? Посмотрите на лесенку знаний. Где вы поставите себя в конце урока? Где вы можете использовать полученные знания? 7. Домашнее задание. (1 мин.) Подготовить сообщение об одном из животных полярного пояса. Рабочая тетрадь, с. 45 задания №№1-3. Спасибо за урок! |