МУНИЦИПАЛЬНОЕ КОЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТОГУЧИНСКОГО РАЙОНА
БОРЦОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
УРОК С ЭЛЕМЕНТАМИ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Дикие и домашние животные»
курс « Окружающий мир» 1 класс
учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир.1 класс
Разработала : учитель начальных классов
МКОУ Борцовской СОШ Сидельникова С. Г. ( 1 кв. категория)
2015
Урок по окружающему миру «Дикие и домашние животные»
с элементами проектной деятельности
Исполнители : Учащиеся 1 класса МКОУ Борцовской СОШ
Руководитель проекта : Учитель начальных классов Крякина С.Г.
Цель: расширение о обобщение знаний учащихся о домашних животных.
Задачи:
· уточнить представления учащихся о домашних животных, об особенностях жизни, о пользе, которую они приносят человеку;
· развивать наблюдательность, внимание;
· воспитывать бережное отношение к животным.
Предмет и объект исследования: домашние животные.
Проектная деятельность: создание коллажей «Домашние животные».
Актуальность: воспитание бережного и заботливого отношения к животным имеет большое значение в жизни ребёнка. Мир животных чрезвычайно привлекателен и животные в доме - важный фактор воспитания. Это не удивительно, ведь каждой матери и каждому отцу хочется, чтобы их дети были добрыми, сердечными, отзывчивыми. По словам учёного «Не может быть добрым человек, который не любит животных, который никогда не проявил о них заботу». Вовлекая ребёнка в совместную деятельность по уходу за домашними питомцами, взрослые развивают в нём чуткость, умение понимать другую жизнь, побуждают к сочувствию, воспитывают готовность помогать делом. Мы, взрослые, должны научить ребёнка правильному общению с животными. Мягкости и неназойливости, умению считаться с желаниями четвероногого друга, чувствовать его состояние. Эти бесценные нравственные качества, без которых не могут развиваться гуманистические задатки в личности ребёнка.
Гипотеза: Домашние животные-это дикие животные, которым человек предоставил свой кров и пищу, а они в свою очередь , приносят человеку пользу.
Тип проекта: творческий, краткосрочный.
Планируемые результаты:
Предметные:
научатся:
· называть внешние отличительные признаки животных;
· приводить примеры домашних и диких животных;
· раскрывать особенности жизни животных;
· рассказывать какую пользу приносят домашние животные человеку.
Метапредметные:
Регулятивные:
· принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения.
Познавательные:
· осуществлять поиск нужной информации.
Коммуникативные:
· выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
· учитывать мнения одноклассников в совместной работе.
Личностные:
· соблюдают основные моральные нормы поведения;
· имеют представление о причинах успехов в учёбе.
Оборудование: компьютер, телевизор, презентация к уроку, видеофильмы «Наши любимцы» и «Голоса домашних животных», рисунки домашних животных, смайлики разных цветов для деления на группы, конверты с пазлами с изображением животных и набором картинок, клей, ватман для работы в группах.
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный
· подбор материала и картинок по теме «Домашние животные»;
· наблюдение за животными, которые живут дома;
· рисование рисунков и лепка из пластилина животных;
· подбор фотографий животных, которые живут дома;
· создание фильма «Наши любимцы».
2. Этап создания проекта 
· проведение урока по теме;
· индивидуальные творческие задания;
· самостоятельная работа в группах.
3. Защита проекта
· презентация продуктов проекта.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности
- Дорогие ребята, улыбнитесь друг другу и мне. Скорей вставайте в наш круг Радости. Возьмитесь за руки крепко-крепко, закройте глаза и почувствуйте, как согреваются ваши руки, потому что передам вам по цепочке тепло солнца.
(Слайд 1.)
Передало солнышко всем свое тепло,
Все у нас сегодня будет хорошо!
( Дети берутся за руки, закрывают глаза и декламируют вместе с учителем стихотворение).
- Попробуйте сохранить доброе настроение в течение всего урока. Я желаю вам, ребята, извлечь из нашего урока как можно больше новых знаний. А большой ли багаж знаний вы унесёте с урока, это зависит от вас.
II. Актуализация знаний
- Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжим разговор о животных, а о каких, вы узнаете, если разгадаете загадки.
(Слайд 2.)
(отгадывают загадки на слайде про козу, собаку, корову, свинью, белку, кролика, лошадь, кошку, овцу, если правильно, то появляется картинка с изображением животного)
Загадки:
1.Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
( Ответ детей: медведь.)
На слайде появляется фото медведя.
2. Эта рыжая плутовка спряталась под ёлкой. 
Зайца ждёт хитрюга та. А зовут её?
( Ответ детей : лиса)
На слайде появляется фото лисы.
3. Ест траву, жуёт, молчит… А потом полдня мычит:
-Мне погладите бока, дам парного молока.
( Ответ детей: корова.)
На слайде появляется фото коровы.
4.Кто зимой холодной в лесу ходит злой и голодный?
( Ответ детей: волк.)
На слайде появляется фото волка.

- Кто в этой группе животных лишний? Почему?
(ответы детей) (корова исчезает со слайда)
- Вспомните, пожалуйста, каких животных мы называем дикими?
(ответы детей)
- Животные, которые живут в природе самостоятельно: сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами себе находят или строят жилище, выводят и заботятся о своём потомстве.
- Приведите примеры диких животных.
- А домашние животные где живут? Как добывают пищу?
(ответы детей)
III. Постановка учебной цели
- Молодцы, ребята, справились вы с этим заданием. Теперь вы знаете, о каких животных мы сегодня поговорим?
(о домашних)
- Мы с вами будем говорить о животных, которые живут рядом с нами.
- Каких животных мы называем домашними?
(ответы детей)
- Животные, которых люди разводят и используют в своём хозяйстве, называются домашними. Домашние животные отличаются от диких по многим признакам. Прежде всего, они живут не в лесах и степях, а в коровниках, хлевах и конюшнях и даже в домах, рядом с человеком. Он кормит животных и ухаживает за ними, строит им жилища, заботится о потомстве, лечит.
IV. Открытие нового знания
- Ребята, всегда ли на Земле существовали домашние животные?
(Слайд 3.)
- Давным-давно, когда ещё на Земле не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников. Древним людям было голодно, редко находили они себе пищу. Однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили вокруг его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детеныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они были уже не дикими, а домашними, так появились собаки, которые стали защищать человека от его врагов, помогали ему искать и добывать пищу. Дикие животные не сразу превращались в домашних, порою на это уходило несколько сотен лет. Хорошо зная повадки диких животных, первобытные люди сумели приручить их. Так появились первые домашние животные.
(Слайд 4).
Но человек одомашнил не только зверей. В его хозяйстве появились птицы: утки, гуси, куры, фазаны, индейки. Есть даже домашние насекомые. Животные привыкли к человеку и к условиям жизни, которые создаёт человек для них. Да и человек не может обойтись без своих домашних друзей и помощников. Домашние животные часто становятся домашними любимцами
(видиофильм)
- Как вы думаете, ребята, кому из животных живётся труднее: диким или домашним?
(ответы детей)
- О домашних заботится человек, а диким приходиться всё делать самим.
- А если домашние животные попадут в лес, смогут они жить в лесу?
(ответы детей)
- Они не умеют заботиться о себе, не приспособлены жить по-другому, потому что их приручил человек, поэтому мы в ответе за тех, кого приручили. Мы с вами должны заботиться, любить и оберегать наших питомцев.
- А для чего человек разводит домашних животных? Чем платят животные людям за их любовь, ласку, внимание?
(Слайд 5).
(ответы детей)
- Со слайда перечисляем то, что ещё не назвали.
V. Физминутка
презентация «Танцуют животные»
Деление на группы
после физминутки дети подходят к столу, выбирают смайлики разных цветов, я – раскладываю конверты по группам, соответствующих смайликам цветов, ребята рассаживаются по местам, где лежит конверт такого же цвета как у них смайлик
VI. Этап создания проекта
Каждая группа получила конверт с пазлами с изображением животного и набором картинок.
Работа по группам:
необходимо собрать пазл с изображением животного, наклеить его на лист ватмана, из набора картинок выбрать и наклеить подходящие для этого животного картинки и подготовить рассказ об этом животном по плану:
(Слайд 6.)
· название – можно придумать кличку
· чем питается?
· где живет?
· кто детёныш?
· какую пользу приносит людям?
VII. Этап защиты проекта: дети представляют свои проекты, после выступления каждой группы включаю голос животного, о котором рассказывали ребята. 


IX. Рефлексия
- Наблюдайте за животными чаще. Возможно, они помогут вам приблизиться к пониманию живого языка природы, и вы воскликните: «Мир - прекрасен!»
Оценивание своей работы. « Цветочные поляны».
У вас на парте в каждой группе есть зелёная полянка. В конверта разного цвета –цветы, возьмите каждый цветок соответствующего цвета и приклейте на полянку. Красный цветок-означает что вы поработали отлично и вам понравилась ваша работа. Жёлтый цвет-что-то вами было не доделано, и работа ваша не совсем успешно выполнена, синий цвет-вы работали не так , как вам бы хотелось.
Оценивание групповой работы.
А теперь посмотрим: какая группа поработала лучше остальных. (На доску помещаю полянки.Вывод делают дети.)
- Вы замечательно потрудились. Спасибо вам! Урок окончен.
