«Музыка осени»
Цель урока: связать жизненные впечатления детей с художественными образами.
Проблема урока: где можно услышать музыку осени?
Музыкальный материал: «Осенняя песнь» П. И. Чайковского; «Так уж получилось» Г.Струве, сл.Н.Соловьевой; «Осень, осень», русская народная песня; «Дождик накрапывает» Ан. Александрова; «Капельки» В.Павленко, сл. Э. Богдановой; «Пестрая песенка Сентябрь» И. Якушенко, сл. 3. Петровой; «Скворушка прощается», Т. Попатенко, сл. М. Ивенссн.
Ход урока
1. Организационный момент. Звучит «Осенняя песнь» П. И. Чайковского.
- Почему нас музыка встретила сегодня таким грустным, печальным настроением?
Откроем страницу 16 нашего учебника-тетради. Может быть, там найдем ответ.
Так что же нам сегодня предлагает Муза?
С музыкой какого времени года мы будем знакомиться?
Да, мы сегодня познакомиться с музыкой осени.
Вы слышали музыку осени?
Где она звучала?
Что мы знаем об осени? Дети с помощью учителя читают по желанию фрагменты стихов, написанных у них на кленовых листочках. Определяют, какому месяцу они в большей степени соответствуют. 2. Развитие темы урока.
А как же нам услышать музыку осени? Но прежде чем её услышать, надо представить осень, а лучше её нарисовать. И рисовать её будем все вместе, отвечая на вопросы пройденных
тем. И чем правильнее вы будете давать ответы, тем ярче будет наша картина осени
Физминутка
Исполни песню:
На лугу за домом
Так уж получилось
Облако пушистое
Тихо приземлилось.
Мягкое и белое,
Как большой зефир,
Облако, облако
Я в гости пригласил
На трубу на крыше
Так уж получилось,
Солнышко румяное
Вечером спустилось.
Яркое, красивое,
Словно апельсин,
Солнышко, солнышко
Я в гости пригласил.
А за ними следом,
Так уж получилось,
Песенка веселая
В гости попросилась
Звонкая, задорная
Залетела в дом.
Песенку, песенку
С друзьями мы поем.
Исполнение хором песни «Так уж получилось» Г.Струве, сл. Н.Соловьевой.
Как мы будем исполнять? (Громко).
- Этот знак немного странно называется... (пиано).
С этим знаком произведение Исполняется как? (Тихо).
- Итак, мы нарисовали на планшете картину осени.
3. Работа с учебником.
Разворот учебника-тетради «Музыка осени
Рассмотрите картины осени.
- Послушайте стихи А.С.Пушкина и А.Плещеева и определите, какая осень звучит в их стихах.
На репродукцию какой картины похожи стихи?
«Золотая осень» В.Поленова
«Тополиная аллея осенью» В.Ван Гога,
«Золотая осень» И.Левитана,
- «Рябинка» И.Грабаря.
(Конец сентября, начало октября).
Итак, мы увидели осень, а как сделать так, чтобы её услышать? (Обратите внимание на подсказку Музы - стихотворный фрагмент, который напоминает об уроке, где сочинялись песенки-заклички).
Может быть, зазвать ее к нам? На Руси были заклички, с помощью которых люди зазывали весну, лето, осень.
Осень, осень, гость на недель восемь.
С грибами, сильными, с дождями - ливнями.
Лейся, дождик, с неба, больше будет хлеба.
Дети придумывают и исполняют вокальные импровизации (лучше построчно каждому ребенку).
Вот мы и зазвали осень, и она к нам пришла. (Спецэффекты: гроза, шум ветра, дождя).
- Какие были звуки? (Шумовые).
СЕНТЯБРЬ- Очень яркий месяц. Краски его разнообразны. Сентябрь - пестрый месяц. Музыка тоже может быть пестрой. Давайте сочиним стихи нашей «пестрой песенки».
Я буду начинать, а вы продолжайте.
В сентябре, в сентябре (Много красок на дворе).
Учитель играет начало мелодических фраз, дети допевают.
Далее песня исполняется учителем совместно с детьми. (Дети поют припев, учитель — запев).
Организовать творческий поиск детей. Показать, что они сами сочинили песню «Пестрая песенка. Сентябрь».
' ОКТЯБРЬ- Птицы улетают, прощаясь до весны. А знаете ли вы, какая птица первой улетает?
Исполняется песня «Скворушка прощается».
(Песня исполняется вместе с учителем. Дети участвуют в исполнении припева).
- В песне мы будем использовать прием дирижирования и выразительного произнесения текста.
При повторном пропевании поработаем над навыками выразительного исполнения песни: будем акцентировать внимание на дыхании в начале фразы.
- Скажите, можно ли включить в исполнение детские музыкальные инструменты? Если можно, то какие?
(Колокольчики, треугольники. Они соответствуют характеру песни, могут изобразить капли дождя, слезы скворушки).
- Треугольники будут звучать во вступлении, на каждую сильную долю, колокольчики отмечают начало каждой фразы.
НОЯБРЬ- И октябрь закончился. Какое же главное событие осени? Исполняется пьеса «Дождик накрапывает» А.Александрова. (Дети определят, что это дождь, и говорят, каким способом музыка об этом рассказала).
- Муза предлагает нам послушать песенку, которую поет мальчик (разворот учебника-тетради «Музыка осени»). Но он не знает, как
назвать свою песенку.
- Давайте придумаем название песенке. «Капельки» В. Павленко.
Песня исполняется вместе с учителем (прием - подпевание).
- Спасибо, Музыка, за песни, которые мы услышали у осени.
Вывод:
Разворот учебника-тетради «Музыка осени».
Какие стихи, приведенные в учебнике-тетради, близки по настроению разучиваемым песням?
В каком образе появилась на этом развороте знакомая нам Муза, какое у нее настроение?
Какое из музыкальных произведений, прозвучавших на уроке, понравилось бы Музе больше всего и почему?
Вспомните стихи, рассказы о приметах осени, с которыми вы познакомились на уроках чтения в школе или дома с родителями.
- Дома еще раз рассмотрите рисунки в учебнике-тетради, изображающие осеннюю природу, сравните их с музыкой, прозвучавшей на уроке, с осенним пейзажем, который вы видите за окном. Что их объединяет?