ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения»
Этап, задача | Методы и приемы | Деятельность учителя и обучающихся | Планируемые результаты |
1. Организационный этап Задача: Воспитательная: развивать этические чувства, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им. Развивающая: развивать: коммуникативные УУД (готовность слушать собеседника и вести диалог). | Методы формирования сознания: беседа. Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию. | - Здравствуйте, ребята, напомню, что меня зовут Дарья Владимировна и сегодня урок основ религиозных культур и светской этики проеду у вас я. - Вот и прозвенел звонок, Нужно нам начать урок. Встаньте прямо, подтянитесь И друг другу улыбнитесь. – Проверим готовность к уроку у вас на парте должен лежать пенал, дневник, белый лист у каждого. Вижу все готовы. - Садитесь пожалуйста. - Что вы видите на доске? (дерево) - Какое оно? - В какое время года мы можем увидеть именно такое дерево? - Деревья, как и другие растения меняют свой облик со сменой времени года. - Сегодня у нас есть возможность пронаблюдать это. Как - мы узнаем чуть позже. А сейчас закройте глаза, сядьте удобно, расслабьтесь. Я буду описывать изменения, происходящие в природе с приходом весны. А вы постарайтесь представить, как изменится облик дерева Не успел сойти последний снег, а сквозь прошлогоднюю траву пробивается молодая зелень. Тоненькие росточки упорно тянутся к солнцу. Вскоре все покроется зеленым ковром. Почки на тополях и березах набухли, в воздухе чувствуется едва уловимый запах клейких листочков. Еще день-два, и деревья покроются нежной зеленью. Вначале это чуть заметный налет, а потом листья начинают расти все смелее и смелее, увеличиваются почти на глазах. Еще мгновение — и деревья оденутся в пышные кроны. Зеленый цвет сменят бледность зимы. - Открывайте глаза, кто хочет поделиться со всеми, какое дерево он представил? - Ребята, наше дерево состоит из множества ростков, которые при правильном уходе будут только увеличиваться и расцветать, так же и мы с вами, если мы будет выполнять определенные правила, обладать положительным качествами, то ростки наших качеств будут все больше и ярче для всех окружающих и нас самих. - Я очень рада вас всех видеть, желаю успешной учебы | Личностный: демонстрируют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Метапредметный: обучающиеся демонстрируют: коммуникативные УУД (готовность слушать собеседника и вести диалог). |
2. Актуализация опорных знаний и способов действий Задача: Развивающая: развивать: коммуникативные УУД (готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих); познавательные УУД (овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям) Образовательная: познакомить с определениями понятий: доброжелательность, доброта, чувство, общительность, воспитанность, терпимость к недостаткам других, справедливость, чувство собственного достоинства, благородство. | Методы формирования сознания: беседа. Методы стимулирования: поощрение. По источнику получения знаний: словесные, практические. Методы формирования ответственности и обязательности: оперативный контроль. | - Скажите, пожалуйста, какой раздел вы начали изучать? (Посеешь поступок — пожнёшь характер) - Для того, чтобы вспомнить о том, с чем вы познакомились на прошло уроке, я предлагаю вам работу в парах на карточках. На карточке 2 столбика, в 1 столбике будет определение понятия, а во втором само понятие, вам нужно соотнести определения понятий. Поднимите руку, кому понятно задание. Доброжелательность – желание другим добра Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим Чувство юмора - способность воспринимать и запомнить смешное и воспроизводить его в нужное время и в нужном месте Общительность - потребность в общении, внутреннее стремление к общению с другими людьми. Воспитанность - знание правил поведения в обществе, приобретенные в результаты «хорошего воспитания» Терпимость к недостаткам других людей – толерантность Справедливость - моральное правило, регулирующее отношение между людьми по поводу распределения благ, наград и наказаний. Чувство собственного достоинства - моральное правило, регулирующее отношение между людьми по поводу распределения благ, наград и наказаний Благородство - способность человека жертвовать своими интересами во имя интересов других. Доброжелательность Доброта Чувство юмора Общительность Воспитанность Терпимость к недостаткам других людей Справедливость Чувство собственного достоинства Благородство | Знание правил поведения в обществе, приобретенные в результаты «хорошего воспитания» Толерантность Человек верит в собственную ценность и способности, уверен в себе Желание другим добра Моральное правило, регулирующее отношение между людьми по поводу распределения благ, наград и наказаний Способность воспринимать и запомнить смешное и воспроизводить его в нужное время и в нужном месте Потребность в общении, внутреннее стремление к общению с другими людьми. Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим Способность человека жертвовать своими интересами во имя интересов других. | - Сейчас на слайде появится правильный вариант соотнесения. Для этого возьмите простой карандаш и поставьте + если вы были правы, - если не правы. - Поднимите руку те, у кого ни 1 минуса, у кого 2 минуса? Отлично, похлопаем ребятам, остальным желаю быть более внимательными. - Ребята, для чего нам эти понятия? - Как они нам могут пригодиться в жизни? - Вы правы, данные понятия нам нужны для того, чтобы правильно держать себя в обществе людей, при общении с ними и ни смотря ни на что уважать себя и свой выбор. - Молодцы, я вижу вы прекрасно изучили тему прошло урока и готовы к изучению новой темы. | Метапредметный: обучающиеся демонстрируют: коммуникативные УУД (готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих); познавательные УУД (овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям) Предметный: знают определения понятий: доброжелательность, доброта, чувство, общительность, воспитанность, терпимость к недостаткам других, справедливость, чувство собственного достоинства, благородство. |
3. Выявление проблемы Задача: Развивающая: развивать: регулятивные УУД (умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации); коммуникативные УУД (готовность слушать собеседника и вести диалог); познавательные УУД (овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей). | Методы формирования сознания: беседа. Методы стимулирования: поощрение. По источнику получения знаний: наглядные, словесные. | - Для того, чтобы узнать тему урока, я предлагаю вам прочитать определения великих людей на слайде - Что объединяет все эти высказывания? (о нравственности) - Верно, как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будет говорить? (о нравственном поведении) - Верно, я предлагаю вам определить следующую тему урока «Ростки нравственного опыта поведения» - Как вы понимаете эту тему? - Как вы думаете, над какими понятиями в теме мы будет работать? - Как вы думаете какие задачи мы поставим на урок? - На основе враз представленных на доске, сформулируйте задачи урока. 1. нравственное поведение 2. опыт нравственного поведения 3. ростки нравственного поведения и фундаментальное отношение 1. Вспомнить, что такое нравственное поведение 2. Проанализировать опыт нравственного поведения 3. Выяснить, что нужно сделать, чтобы ростки нравственного опыта поведения стали фундаментом отношений. - Я желаю вам продуктивного решения всех задач | Метапредметный: обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации); коммуникативные УУД (готовность слушать собеседника и вести диалог); познавательные УУД (овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей) |
Физминутка | | - Я предлагаю вам встать и размяться - На раз поднимите руки вверх, на 2 согните левую ногу, на 3 опускаем ногу, на 4 руки. - На раз поднимает руки вверх, на 2 сгибаем правую ногу, на 3 опускаем правую ногу и левую руку. На 4 опускаем правую руку. - Молодцы, вы были очень внимательны! Садитесь | |
4. Решение проблемы Задача: Воспитательная: развивать этические чувства, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им. Развивающая: развивать: регулятивные УУД (умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации); коммуникативные УУД (умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих); познавательные УУД (овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям) Образовательная: познакомить с определениями понятий: нравственность; познакомиться с правилами нравственного опыта поведения; познакомиться с состояниями человека, демонстрирующего нравственное поведение. | Методы стимулирования: поощрение. По источнику получения знаний: наглядные, словесные, практические. Методы получения новых знаний: объяснение, беседа; Методы формирования ответственности и обязательности: оперативный контроль. | - Скажите, пожалуйста, как вы понимаете слово «нравственность»? - Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. - Кто хочет предположить, что значит «нравственное поведение»? - Для того, чтобы узнать, правы вы были или нет, я предлагаю вам разделиться на 5 групп. 1 парта разворачивается ко 2; 3, 4, 5 парты расходятся в другие группы. - Каждой группы предлагается 1 правило нравственного поведения, но оно распалось, вам нужно его собрать в группе и объяснить, как оно может проявляться в реальной жизни, то есть привести пример. Поднимите руку, кому понятно задание. на работу вам дается 5 минут. - Определите кто выйдет ко мне и расскажет всему классу. - Кто готов, выходите. Остальные внимательно слушают, так как вам это пригодится при выполнении домашнего задания. 1. Увидеть положительное в другом человеке 2. Стремиться принять человека таким, какой он есть 3. Давать своему поведению нравственную оценку 4. Не давать отрицательных оценок поведению других людей, не злословить 5. Стараться быть дружелюбным и доброжелательным. - Отлично, с чем вы с вами только что познакомились? (с правилами нравственного поведения) - Какую задачу мы решили? (1) - Отлично, для решения 2 задачи, я предлагаю вам познакомиться с состояниями, которые должны быть у человека, который соблюдается правила нравственного поведения. - У вас на карточке представлены различные состояния, как положительные, так и отрицательные, вам нужно в паре, подчеркнуть только те состояния, которые по вашему мнению должны быть у человека, который соблюдает правила нравственного поведения. Грусть, веселье, замкнутость, неприступность, доброжелательность, отчуждение, равнодушие, принятие, обида, несдержанность, сдержанность, гнев, счастье, раздражение, подавленность, открытость, напряжение, умение держать себя в руках. - Кто хочет прочитать те состояния, которые подчеркнул? - Поднимите руку кто согласен? Какие состояния вы подчеркнули еще? Какие состояния не нужно было подчеркивать? - Вы абсолютно правы, человек, который соблюдает правила нравственного поведения должен обладать такими состояниями, как: веселье, доброжелательность, принятие, сдержанность, счастье, открытость, умение держать себя в руках. - Вы молодцы, я желаю вам всегда, прибывать только в положительных состояниях. - Какую задачу мы решили? (2) | Личностный: демонстрируют этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание чувств других людей и сопереживания им. Метапредметный: обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации); коммуникативные УУД (умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих); познавательные УУД (овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей) Предметный: знают определения понятий: нравственность; знают правила нравственного опыта поведения; знакомы с состояниями человека, демонстрирующего нравственное поведение. |
5. Первичное закрепление Задача: Воспитательная: развивать этические чувства, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им. Развивающая: развивать: регулятивные УУД (умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации); познавательные УУД (овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям) Образовательная: познакомиться с правилами нравственного опыта поведения и ростками нравственного поведения; познакомиться с состояниями человека, демонстрирующего нравственное поведение. | Методы стимулирования: поощрение. По источнику получения знаний: словесные, практические. Методы получения новых знаний: объяснение, беседа; Методы формирования ответственности и обязательности: оперативный контроль. | - Для решения 3 задачи, я предлагаю вам посмотреть причины возникновения отрицательных состояний во взаимоотношениях с другими людьми именно у вас. - Придвиньте к себе белый лист бумаги, нарисуйте на нем лестницу из 5 ступеней. На каждой из ступенек напишите одно из ваших чаще всего проявляющихся состояний: на первой ступеньке то, которое бывает чаще всего, а по мере подъёма вверх – те, которые испытываете реже, и так по убыванию. - Обдумайте полученный результат и постарайтесь определить для себя причины возникающих состояний, а также оцените свои возможности для изменения ситуации. - Как вы думаете, каковы эти причины и возможности? Давайте попробуем в этом разобраться с помощью, нарисованной вами лесенки. - Рядом с записями на ступеньках лестницы обозначьте тех, на кого чаще всего направлены именно эти состояния: родители, близкие родственники, друзья, одноклассники, учителя, посторонние люди. - А теперь подумайте, как можно изменить полученную картину вашего взаимодействия с другими людьми. С этой целью проделайте ещё одну важную работу. - Рядом с обозначенными людьми запишите то состояние, которое они, по вашему мнению, испытывают чаще всего, общаясь с вами. - А теперь подумайте над причинами происходящего: почему важно видеть состояние другого человека и бережно относиться к его чувствам? - От вашего стремления понять чувства другого и соответственно вести себя меняется и отношение к вам. - Как вы думаете, что нужно сделать, для того, чтобы это понимание стало фундаментальным в нашем классе? - Я предлагаю вам дополнить наши правила нравственного опыты поведения еще некоторыми правилами. - Прочтите их на слайде Считаться с каждым человеком; Быть внимательным; Учитывать характер другого человека; Не ссориться по пустякам; Быть сдержанным, проявлять терпение. - Для полного решения 3 задачи, я предлагаю вам составить памятку правил нравственного опыта поведения. - Что в ней можно отразить? (правила, состояния, окружающий людей, ситуации) - Верно, я предлагаю вам разработать памятку дома. - Кому мы можем подарить такую памятку? (родителям, братьям, обучающимся младших классов итд) - Верно, я предлагаю вам дома составить памятку и подарить ее кому-нибудь из младших классов на переменке. Вы согласны? Отлично! | Личностный: демонстрируют этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание чувств других людей и сопереживания им. Метапредметный: обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации); познавательные УУД (овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям) Предметный: знают правила нравственного опыта поведения и ростки нравственного поведения; знакомы с состояниями человека, демонстрирующего нравственное поведение. |
6. Рефлексия Задача: Воспитательная: развивать этические чувства, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им. Развивающая: развивать: регулятивные УУД (умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации); коммуникативные УУД ( готовность излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих); Образовательная: познакомиться с правилами нравственного опыта поведения и ростками нравственного поведения; познакомиться с состояниями человека, демонстрирующего нравственное поведение. | Методы стимулирования: поощрение. По источнику получения знаний: практические. Методы получения новых знаний: объяснение, беседа; Методы формирования ответственности и обязательности: оперативный контроль. | - Наш урок подходит к концу, скажите, пожалуйста, в чём вы видите ростки нравственного поведения? - Как вы считаете, вы являетесь тем человеком, который соблюдает все правила нравственного поведения? Поднимите руку кто считает себя таким человеком - Спасибо! - Все ли задачи мы решили? (да) - Отлично - Посмотрим на наше дерево, что на нем не хватает? (ростков, листочков) - Верно, у каждого из вас на парте лежит росток и листок, на ростке, я попрошу вас написать те нравственные правила, которые вы соблюдаете, можете обобщить некоторыми словами, а на листочке написать состояния, в которых вы чаще всего прибываете. - Далее подойдите ко мне и прикрепите росток и листок на наше дерево. - Посмотрите, как расцвело наше дерево, я желаю, чтобы и вы расцветали всегда так же, соблюдая все правила нравственного поведения и всегда прибывали в прекрасном состоянии. - Спасибо, я была очень рада с вами вновь увидеться и поработать! | Личностный: демонстрируют этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание чувств других людей и сопереживания им. Метапредметный: обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации); коммуникативные УУД (готовность излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих); Предметный: знают правила нравственного опыта поведения и ростки нравственного поведения; знакомы с состояниями человека, демонстрирующего нравственное поведение. |