-Уточнить понятия «корень», «приставка», «суффикс», «окончание», познакомить с новым понятием «основа слова». Создать с учащимися алгоритм разбора слова по составу;
- Развивать умения находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами основу (простые случаи), окончание, корень, приставку, суффикс; развивать умения подбирать слова с заданной морфемой; развивать умения различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова
- Воспитывать культуру поведения на уроке; воспитывать мотивацию к учению.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный момент | -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Валерьевна, сегодня этот урок русского языка проведу у вас я. Я вам сейчас прочитаю такие небольшие вопросительные предложения, а вы мне ответите «Ученики» Учитель: - Что такое? - Что случилось? - Почему звенит звонок? Ученики: - Мы готовы! Стол в порядке. Начинается урок! - Ребята, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь! - Посмотрите на меня. Я вам желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке. Слушайте внимательно. Объясняйте обстоятельно. Ответить хотите – не шумите, А только руку поднимите. | Учащиеся настраиваются на урок. | К Л |
2. Чистописание | А сейчас давайте подготовим наши руки к письму. Поставьте руки на локоть. Представьте, что в ваших руках находятся малярные кисти, а перед вами – забор. Кисти вверх, вниз (10 раз) вправо, влево. Нарисуем 4 кружочка влево, 4 – вправо. - Встряхнем наши воображаемые кисти и приступим к минутке чистописания. - Откройте тетради, запишите число, классная работа Слайд 1 Мы пропишем слоги слияния на, ны, ну Слайд 2 - Каким соединением буквы соединены? | Выполняют движения -Ны верхнее, Но нижнее, Ну верхнее | |
3. Актуализация знаний | Вспомните, по какому разделу работали на прошлом уроке? Слайд 3 Какие части слова изучили? Что такое корень и как он обозначается? Что такое окончание и как обозначаем при разборе? Что такое приставка и как она обозначатся? Что такое суффикс и как обозначаем? Слайд 4 -Прочитайте, пожалуйста, слова и скажите, что записано в первом столбике и во втором -Что можно сказать о словах первого столбика? -Докажите Как назовем слова второго столбика? -Давайте выделим составные части данных родственных слов, прокомментируем и запишем в тетради. | Состав слова Корень, приставка, окончание, суффикс Корень –это общая часть слова, в которой заключено лексическое значение слова. Обозначаем дугой Окончание – изменяемая часть слова, квадратом - значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, прямая с уголком - значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов, уголком лес лесник леса лесной в лесу лесовик Это разная форма одного и того же слова «лес». -Здесь изменяется только окончание -Однокоренные или родственные слова. Коллективный разбор слов, фронтальная работа. | К Р П Л |
4.Формулирование темы, цели и задачи | - Посмотрите, пожалуйста, на слайд 5, рассмотрим схему. Со всеми ли частями слова мы познакомились? -Назовите часть слова, с которой мы еще не знакомы. -Сформулируйте тему урока Слайд 6 | (Ответы детей) -Основа -Тема нашего урока «Основа слова» | Р К П Л Р П |
| -Сейчас, ребята я выделю в родственных словах основу. Вы, наблюдая и анализируя мои действия, должны сделать вывод: что называется основой Слайд 7 -Какую задачу мы ставим себе на данный урок? | Дети высказывают свои предположения и приходят к выводу: -Основа – это составная часть слова, в которую входит корень, приставка, суффикс, т.е. все слово без окончания и является основой. Научится выделять основу слова. | |
5.Открытие новых знаний | Откройте учебник на странице 95 и прочитайте правило тётушки Совы. Всё ли мы правильно сказали про основу слова? Что дополнительно сообщила нам тётушка Сова? Прежде чем приступить к заданию, давайте вспомним алгоритм разбора слова по составу. Алгоритм анализа: Определяю окончание, для этого изменяю форму слова Выделяю основу Выделяю корень, для этого подбираю однокоренные слова Выделяю приставку Выделяю суффикс Как вы, ребята, думаете какой словарь будет нашим помощником? Слайд 8 - Посмотрите на упражнение 180. Слайд 9 Упражнение будем выполнять по рядам. 1 ряд со словом школа, 2 ряд со словом берёза, а 3 ряд со словом жёлтый. Если кто-то случайно забыл алгоритм, где мы можем найти информацию? (памятка «Как разобрать слово по составу» с. 146) На задание даётся 5 минут. Слайды 10 - 13 | -Мы сделали правильные выводы. Но тётушка Сова нас дополнила, что в основе слова заключено его лексическое значение. Работа детей. Взаимопроверка. | К Р К П Л |
| -Словообразовательный словарь Выполняют задание по рядам Проверяют по образцу - В памятках | |
6. Физминутка | - А сейчас немного отдохнем. Встаньте, пожалуйста, выполняйте движения за девочкой и мальчиком. | Выполняют движения | |
7.Первичное закрепление знаний | - Упражнение 179 стр. 95 (Пользуясь памяткой, разобрать по составу слова) Слайд 14 – 16 | Самостоятельно выполняют упражнение | П К |
7. Итог урока | -Ребята, что нового мы сегодня узнали? Чему мы учились на уроке? Слайд 17 | -Мы узнали, что называется основой слова, и научились ее выделять в словах. Разбор слов по составу. Взаимопроверка. | Р П Л |
8. Рефлексия | Оцените свою работу! ! - Всё понятно ? - Есть затруднения Слайд 17 | Самооценка на полях тетради при помощи знаков. | Р |
9. Домашнее задание | - Домашнее задание: прочитать памятку № 5 на стр.146, упр. 181 с 96. Слайд 18 | Послушали учителя, записали домашнее задание | |