Тема внеклассного Урока-Памяти
«Непокорённые». (Посвящается Дню снятия блокады Ленинграда)
Целевая аудитория 4-5 классы.
Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну и народ.
Задачи:
-Сформировать у обучающихся о понятии «блокада», познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны – Блокадой Ленинграда.
-Воспитание нравственно-патриотических качеств у младших школьников.
-Расширить кругозор младших школьников об историческом прошлом нашей родины, героических страница Великой Отечественной войны.
Оборудование: интерактивная доска; для оформления класса-плакаты, соответствующие тематике занятия; искусственные гвоздики в вазе, лампадки (2 шт.), хлеб (норма 125 грамм); парадная форма у детей.
Ход занятия:
Воспитатель:
Сквозь гром всех сражений и гул канонад (слайд 1)
Слушай, страна, говорит Ленинград!
Твой город бессмертный над синей Невой
Твой город, твой воин, твой сын боевой.
Сквозь гром всех сражений и гул канонад
Слушай, страна, говорит Ленинград!
Сильна его воля, остёр его взгляд,
Над ним боевые знамёна шумят.
Воспитатель. (слайд 2)
-Здравствуйте, дорогие ребята! Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России. В этот день в 1944 г. была снята блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга). Сегодня Санкт-Петербург-самый крупный туристический город не только в России, но и в мире. Много лет этот город был даже столицей нашей Родины. Очень красивый и огромный город, каждая пядь земли которого наделена историей (в городе великое множество памятников и архитектурных зданий, научных центров и музеев).Также город имеет близкое расположение к Балтийскому морю, по которому можно переправлять грузы разного назначения.
-Почему мы должны помнить про подвиг этого города-героя? Да потому что город вместе с его жителями совершил неоценимый подвиг во время ВОВ, пережил две самых трагических и суровых и зимы, но не сдался врагу. Подвигу советских людей в Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков посвящается наше мероприятие.
Воспитатель:(слайд 3)
«Все может родная земля:
Накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой.
Вот только защитить сама себя не может:
Защита родной земли – долг тех, кто ест ее хлеб, кто пьет ее воду, любуется ее красотой».
А. Митяев
1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война.
(Слайд 1) далее 6 слайд
-Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года. Весь мир знает о мужестве этого города и людей, 900 дней и ночей, живших в условиях полного окружения врага. Без еды и воды, без тепла и света. Но с надеждой и верой в победу. (слайд 4-5)
Воспитатель:(слайды 6-7)
В словаре слово Блокада означает - окружение города, крепости, армий войском неприятеля с целью отрезать их от внешнего мира и этим принудить к сдаче или парализовать их деятельность. 900 дней длилась блокада Ленинграда. Это самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества. Почти 900 дней боли и страдания, мужества и самоотверженности.
"Гитлер готовил городу страшную участь. «Сравнять с землей», - можно прочитать сегодня в рассекреченном документе. Никакого интереса культурная столица России для немцев не представляла. (слайд 8-9)
В своих дневниках гитлеровцы напишут, что именно во время этого они поняли, что Ленинград не сдастся. И оказались правы. 27 января 1944 года фашисты отступились от города. (слайды 10-11)
Воспитатель. (слайды 12-14)
На защиту города Ленинграда поднялись все его жители: 500 тыс. ленинградцев строили оборонительные сооружения, 300 тыс. ушли добровольцами в народное ополчение, на фронт и в партизанское отряды. Фашисты не только взяли город во вражеское кольцо, но и регулярно его обстреливали, а также сбрасывали бомбы. Больше 200 тысяч снарядов и бомб было сброшено на жителей Ленинград. В конце ноября 41 года ударили морозы (в ночь на 31 декабря было зафиксировано около 52 градусов ниже нуля). Замерзли водохранилища, подошло к концу топливо. В каждом доме были установлены печки-буржуйки. Ленинградцы жгли мебель, паркет, книги. За водой ходили на набережные Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами.
Ученик читает стихотворение. (слайд 19)
Я в гору саночки толкаю.
Ещё немного – и конец.
Вода, в дороге замерзая,
Тяжёлой стала, как свинец.
Как хорошо, что ты замёрзла,
Святая невская вода!
Когда я поскользнусь под горкой,
На той тропинке ледяной,
Ты не прольёшься из ведёрка,
Я привезу тебя домой.
Воспитатель.
За годы блокады погибли, по разным данным, от 400 тысяч до полутора миллионов человек. Только 3% из них погибли от бомбёжек и артобстрелов, остальные 97% умерли от голода и холода. (слайд 20)
Когда началась блокада, в городе не было припасов. Рабочие получали в день по 250 граммов хлеба, а дети и иждивенцы – 125 граммов. В тот страшный декабрь от голода скончалось свыше 50 тысяч человек. После чего норму немного повысили.
Воспитатель.
Люди использовали в пищу: мучной клей (им раньше клеили обои), целлюлозу, изделия из кожи (куртки и сапоги обжигали на огне и варили), глицерин.
Ученик.
Вместо супа — бурда из столярного клея,
Вместо чая — заварка сосновой хвои.
Это б всё ничего, только руки немеют,
Только ноги становятся вдруг не твои.
Только сердце внезапно сожмётся, как ёжик,
И глухие удары пойдут невпопад...
Сердце! Надо стучать, если даже не можешь.
Не смолкай! Ведь на наших сердцах — Ленинград.
В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. (слайды 24-25)
Воспитатель.
Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Большая семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой. В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей. (слайды 21-23)
Воспитатель.
Выжить некоторым ленинградцам, но не всем помогала в то время дорога жизни! Легендарная дорога в жизни ленинградского народа (слайды 28-31)
Воспитатель.
Всё в городе почти было отключено. кроме радиовещания, по которому звучал бесперестанно ленинградский метроном, вошедший в историю как блокадный памятник. Если звучал быстрый сигнал, то это означало воздушную тревогу. Немцы бомбили город с самолётов. Надо было идти в бомбоубежище. Медленный сигнал означал отбой воздушной тревоги. (слайд 33). Послушайте звук ленинградского метронома (звучит ленинградский метроном).
Но вскоре войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ - в январе 1943 года прорвать блокаду! (слайды 35-36).
27 января 1944 года была полностью снята блокада Ленинграда и враг был отброшен от города на расстояние более 60 км. В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.
Воспитатель.
В сердцах наших жить будут вечно
Герои минувшей войны.
Нам память о них дорога бесконечно,
И ею с тобой мы сильны.(слайд 38)
Будем помнить всегда этот неоценимый подвиг ленинградского народа (слайд 39). И чтобы действительно память навсегда осталась в наших сердцах, мы с вами посмотрим небольшой документальный фильм «Блокадный Ленинград»
(видеоматериал в папке).
Воспитатель. (слайд 40)
Наш урок памяти мне хотелось бы закончить отрывком из стихотворения великого русского поэта, который много писал о Великой Отечественной войне – это Роберт Рождественский.
«…- Люди! Покуда сердца стучатся,
Помните! Какой ценой было завоёвано счастье! Пожалуйста, помните!..»
Воспитатель.
Городу Ленинграду было одним из первых присвоено звание Города-Героя (это высшая степень награды за проявленное мужество и героизм). (слайд 41)
В октябре 1957 года на Марсовом поле в Санкт-Петербурге был зажжён Вечный Огонь.
Объявляется Минута Молчания (слайд 42) в честь героического подвига ленинградцев.
Звучит ленинградский метроном.
- Спасибо большое за внимание, дорогие ребята! Помните, какой ценой было завоёвано счастье!