СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по биологии 6 класс"Почвенное и воздушное питание растений"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уровневая дифференциация заданий

Просмотр содержимого документа
«Урок по биологии 6 класс"Почвенное и воздушное питание растений"»



Тема урока: « Почвенное и воздушное питание растений»

Урок биологии в 6 классе.

Задачи урока.

- Раскрыть содержание понятия «питание», особенности минерального (почвенного) питания растений, роль корневой системы в этом процессе;

- развивать понятие о функциях листа;

- познакомиться с процессом образования органических веществ, узнать условия их образования.

- продолжить формирование умений узнавать ткани и органы растительного организма на таблицах, рисунках, работать с учебником, устанавливать причинно-следственные связи.

- Отработать навыки ухода за растениями (полив и подкормка).
Оборудование. Комнатные растения, таблицы «Строение цветкового растения», «Корень и его зоны», «Поглощение света листом», макет корня, презентация по теме урока, виртуальные уроки «Кирилла и Мефодия 6 класс», микроскопы.

Тип урока: урок комплексного применения знаний с элементами информационно-коммуникативных технологий и уровневой дифференциации.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, элементы лабораторно- исследовательской деятельности.

Основные методы: проблемный, дифференцированного подхода, объяснительно-иллюстративный, частично–поисковый, наглядно-практический, личностно-ориентированный, творческий, метод проблемного изложения учебного материала; эвристическая беседа; аудиовизуальные; наглядные (иллюстративные, демонстративные).

Основные биологические понятия урока. Минеральное (почвенное) питание, корень, стебель, лист; корневые волоски, проводящая ткань, сосуды, фотосинтез, устьица, основная ткань листа.







ПЛАН УРОКА.

I . Организационный момент. (СЛАЙД № 1) презентация


Задачи и цели урока. (СЛАЙДЫ № 2, 3) презентация

 Домашнее задание: стр. 255-256, подготовить проектное задание о «нетрадиционных» способах питания растений - хищничестве и паразитизме.

II. Актуализация изученного материала. Введение в новый раздел.

 

    1. Актуализация знаний (биологическая разминка, работа по карточкам)

КАРТОЧКА № 1 «Строение корня»







  • Какие вещества входят в состав растения?

  • Как минеральные вещества поступают в растение?

  • Какие органические вещества вы знаете?

  • Как они поступают в растение?

  • Как организмы получают основные химические элементы, из которых построено их тело?

  • Чем питание растений отличается от питания других организмов?

  • Какие функции выполняет корень? Что такое корневой волосок? Каково его значение? (СЛАЙДЫ № 4, 5) презентация

Что такое питание?

Постановка познавательной задачи.


  2. Сообщение ученика по теме «Питание».

(СЛАЙД № 6) презентация

Питание — процесс получения организмом энергии и веществ через пищу. Энергия не создается и не уничтожается. Она существует в разных формах — световой, химической, тепловой, электрической, механической и т. д. Формы энергии могут переходить друг в друга. Например, когда включается вентилятор, то электрическая энергия превращается в механическую, а у электрообогревателя — в тепловую. Энергию можно определить как способность совершать работу. Живые организмы в этом случае можно сравнить с машинами, которые не могут работать (оставаться живыми) без постоянного притока энергии.
Примеры различного рода работы в организме: образование органических веществ, транспорт веществ, механическое сокращение мышц, деление клеток. Кроме энергии, во время питания организм получает вещества, необходимые для его роста и развития.

III . Изучение нового материала.


1. Вступительное слово учителя (рассказ с элементами беседы).


  • Типы питания живых организмов – автотрофы, гетеротрофы (записываем схему).


Организмы

гетеротрофы



автотрофы






(СЛАЙД № 7)



2. Особенность питания растений. Работа с учебником (п 33с. 146).

Ученики изучают текст на с. 145и отвечают на вопросы

(работа по программированной карте):



Ученики изучают текст на с. 145-147 и отвечают на вопросы

(работа по программированной карте):

(СЛАЙД № 8)


- Что такое пищеварение, почему его нет у зеленых растений?
- Какие приспособления есть у листьев для поглощения углекислого газа из воздуха?

  • Почему растения нельзя поливать холодной водой? Почему корневых волосков на 1 мм2 поверхности насчитывается десятки и сотни?


* В чем значение минеральных подкормок растений?

* Почему по отношению к удобрениям и воде не подходит поговорка: «Кашу маслом не испортишь»?

3.Обобщение знаний по изученному фрагменту темы (ответ ученика):


Почва, которая используется человеком для выращивания культурных растений, требует восстановления состава, т.к. питательные вещества уносятся растениями. Поэтому человек вносит удобрения.


Корень, стебель и лист связаны непрерывной системой проводящих пучков, в которых есть сосуды. По сосудам, как по трубам, вода и растворенные в ней минеральные соли поднимаются из корня в лист, где вместе с углекислым газом они участвуют в образовании органических веществ (ситовидные трубки и сосуды древесины).

Вывод: почвенное питание растений связано с поглощением воды и минеральных веществ с помощью корневых волосков зоны всасывания корня.


(СЛАЙД № 9)





Постановка вопроса урока.

А что же такое воздушное питание растений?


(СЛАЙД № 10) – составление схемы ответа по рисунку.


Условия образования органических веществ


(рассказ, работа с опорной схемой, составление характеристики по опорной схеме, работа с микроскопами)

ФОТОСИНТЕЗ это процесс образования сахара на свету из углекислого газа и воды в хлоропластах.

(СЛАЙД № 11)

1 условие фотосинтеза: наличие хлоропластов.


РАССМОТРЕТЬ МИКРОПРЕПАРАТ КОЖИЦЫ ЛИСТА

(СЛАЙД №3, УРОК №14, ВИРТУАЛЬНЫЕ УРОКИ) – элемент исследовательской деятельности учащихся)

2 условие фотосинтеза: наличие углекислого газа, поступающего через устьица из воздуха.

3 условие фотосинтеза: наличие воды (поступает из почвы).

4 условие фотосинтеза: наличие света. (СЛАЙД № 12)


«Хлорофилл - это Прометей, который выкрал огонь с небес и подарил людям».

К.А.Тимирязев.

4. Продукты фотосинтеза (обсуждение, связь с практическим значением органических веществ для питания)


(СЛАЙД № 13)


свет


У глекислый газ + вода = сахар + кислород

крахмал

IV. Закрепление изученного материала (работа с дифференцированными разноуровневыми заданиями, схемами).


(СЛАЙДЫ № 3, 7, УРОК № 15 – Виртуальные уроки «Кирилла и Мефодия)


Типы питания (дифференцированное закрепление изученного материала).

(СЛАЙД № 14)


  • Какие вещества необходимы растению?

  • Где они их берут в процессе питания?

  • Питание у растений различают: почвенное (минеральное) и воздушное (фотосинтез).

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

(СЛАЙД № 15)



П очвенное питание


орган




ВЕЩЕСТВА









(СЛАЙД № 16)



Ф

ОРГАН


ВЕЩЕСТВА


ОТОСИНТЕЗ




ОРГАНОИД КЛЕТКИ

ВЕЩЕСТВА




УСЛОВИЕ








Составление схемы «Питание растений».


(СЛАЙД № 17)

Повышенный уровень.


  ПОЧВЕННОЕ ПИТАНИЕ


ВОЗДУШНОЕ ПИТАНИЕ

КОРЕНЬ

ОРГАН

ЛИСТ

ВСАСЫВАЮЩАЯ

ТКАНЬ

ОСНОВНАЯ

КОРНЕВЫЕ ВОЛОСКИ

КЛЕТКИ

СТОЛБЧАТЫЕ

-------

СТРУКТУРЫ

ХЛОРОПЛАСТЫ

ВОДА И МИНЕРАЛЬНЫЕ СОЛИ

ВЕЩЕСТВА

ОРГАНИЧЕСКИЕ (ГЛЮКОЗА)


(СЛАЙДЫ № 18, 19, 20) – ЗАПОЛНЕНИЕ СХЕМ (ОТВЕТЫ УЧЕНИКОВ).


V. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ).


Обязательный уровень


1. Выберите правильные утверждения:


        1. Корневые волоски находятся на всем протяжении корня.

        2. Клетки корневого чехлика недолговечны.

        3. Поступление воды и минеральных солей происходит только в зоне всасывания.

        4. Зона всасывания находится между зоной роста и проводящей зоной.

        5. Лист – единственный орган растения, в котором происходит фотосинтез.

        6. Устьичные клетки не имеют хлорофилла.

        7. Почка – это зачаточный побег.

        8. Стержневая корневая система имеет один корень.

9. Придаточные корни развиваются из корешка

зародыша.

2. Докажите, что луковица видоизмененный побег.


Ключ: правильные утверждения: 2, 3, 4, 7.



Повышенный уровень.

1. При дыхании корни поглощают:

а) кислород; б) воду; в) углекислый газ;

г) растворенные минеральные вещества.


2. В поглощении воды и минеральных солей участвует:

а) зона деления; б) зона роста; в) зона всасывания;

г) зона проведения.

3. Органическое удобрение:

а) навоз; б) зола; в) селитра; г) мочевина.

4. Почка – это:

а) зачаточный побег; б) зачаточные листья; в) видоизмененный побег; г) видоизмененные листья.

5. Клубень – это:

а) плод; б) видоизмененный побег; в) корень; г) часть побега.

6. Вегетативные органы:

а) семена; б) плоды; в) корни и побеги; г) цветки.

7. Фотосинтез происходит:

а) только на свету; б) в темноте; в) только осенью; г) только ночью.

8. Стержневая корневая система имеет:

а) один корень; б) много корней; в) много придаточных корней; г) главный и боковые корни.

9. Придаточные корни:

а) развиваются из корешка зародыша; б) отрастают от стебля; в) развиваются на главном корне; г) отрастают от боковых корней.


Биологический диктант.


Корневая система растения поглощает из почвы ……. и ……. с помощью….. Из листа вода поступает к клеткам основной ткани, содержащим………. Через устьица к клеткам основной ткани поступает…..В хлоропластах при участии света образуются….. Происходит процесс …… При этом выделяется газ…..




Ключ: 1 г), 2 в), 3 а), 4 а), 5 б), 6 в), 7 а), 8 г), 9 б).


Биологический диктант: воду, минеральные вещества, корневых волосков, устьица, углекислый газ, органические вещества, фотосинтез, кислород.



VI. Рефлексия. Что мы нового узнали на уроке? Оценивание учащихся.


Продолжить сказку о фотосинтезе. «Инопланетяне решили уничтожить жизнь на планете Земля. Они выяснили, чтобы уничтожить жизнь, необходимо уничтожить фотосинтез...».












Презентация. Слайд1-3.









СЛАЙДЫ № 4, 5,6презентация








СЛАЙД № 7 презентация














СЛАЙДы № 8,9 презентация













СЛАЙДЫ№ 10,11,12 презентация






СЛАЙДЫ№ 15,16презентация












Слайд 17