Актуализация знаний и фиксирование затруднений | 2. Организует обсуждение по вопросам. Прежде чем отправляться в новую страну давайте вспомним какие страны мы изучили в прошлой четверти и с какими новыми понятиями и датами познакомились.(слайд 2) В … жизнь и хозяйство целиком зависели от разлива реки… Единое государство Египет возникло… Дельта- это… Основные занятия египтян… Фараон …совершил самые крупные завоевания около….до н.э. Первой столицей Египта был …. Пирамиды –это… Самая высокая из пирамид… Главные реки Двуречья… Вавилонский царь Хаммурапи правил… Хаммурапи устанавливал порядок в стране с помощью… Ростовщик- это… Молодцы!(слайд 3) А теперь обратите внимание на буквы на экране. Вам не кажется, что тема сегодняшнего урока записана странно. В конце урока вы сможете её разгадать и объяснить этот секрет. Торговые пути из Двуречья выходили к государству с красивым названием Финикия. Жители его были замечательными мастерами, мореплаватели бороздили просторы морей и океанов. | Активизация познавательной деятельности, учащиеся вспоминают пройденный материал. Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать. | Устные ответы |
Реализация плана | Местоположение и природа Финикии. На восточном побережье Средиземного моря располагалась Финикия, сейчас это территория современного Ливана. Главными финикийскими городами были Тир, Сидон, Библ. (учитель показывает на карте главные финикийские города, учащиеся работают с атласом) Ребята, откройте атласы на странице 4, найдите на карте место, где располагалась Финикия и главные финикийские города. Как они обозначаются в атласе? (подчеркнуты чертой) Финикия небольшое государство, которое растянулось узкой полоской на побережье. Занятия финикийцев. Природа и условия жизни Финикии отличалась от природы Египта и Вавилонского царства. Каким занятиям благоприятствовали природные условия Финикии? (слайд 7,8) Сейчас мы будем работать с рабочими листами. Таблица 1. Прочитайте п.1 §15 с. 73-74 и заполните таблицу. Первый ряд заполняет первую колонку, второй вторую, третий третью. (слайд 9) (Слайд 10) Прочитайте документ на стр. 76. Почему финикийцы пользовались дурной славой? Вклад финикийцев в мировую культуру. Но надо отметить, что финикийцы сделали большой вклад в мировую культуру. В своих морских путешествиях они знакомились с разными культурами, привозили диковинки и даже выходили в Атлантический океан. В тех краях, где постоянно бывали мореплаватели, они стали основывать поселения-КОЛОНИИ. Это очень оживляло торговлю.(слайд 11,12) В Северной Африке финикийцы основали самую крупную колонию Карфаген. Финикийский алфавит. (Слайд 13) Обратите внимание на изображения, что их объединяет? Купцам, ремесленникам часто необходимо было сделать деловые записи и что-то прочесть. Пользоваться иероглифами было нелегко. И постепенно письменность стала упрощаться. Самый первый алфавит создали финикийцы. В нем было 22 буквы, они просты, писать их легко.(Слайд 14) Писали финикийцы справа налево, а не слева направо, как мы пишем сейчас. Буквы обозначали только согласные звуки, а гласные при письме пропускали. Вспомните, таинственную надпись в начале урока, теперь мы сможем разгадать её секрет.(Слайд15) -В чем вы видите недостаток финикийского алфавита?) Но всё же финикийский алфавит оказался таким простым и удобным, что постепенно распространился по всему побережью Средиземного моря. Финикийский алфавит заимствовали греки. Они стали впервые обозначать не только согласные, но и гласные звуки. Сами названия греческих букв тоже взяты у финикийцев: финикийская буква «алеф» - греческая «альфа», финикийская «бет» - греческая «бета». От финикийского и греческого алфавитов произошли все алфавиты в мире, в том числе и наша азбука. | Учащиеся работают с атласами. Предположительный ответ учащихся: Торговле. Самостоятельная работа, проверка с проговариванием, во время которого остальные ряды заполняют оставшиеся колонки Работа с документом учебника. Знакомство с новым понятием. Записывание его на рабочий лист. Предположительный ответ: Письменность. Предположительный ответ: В алфавите не было гласных. | Устные ответы Проверка с проговариванием Устные ответы. Запись нового понятия. |
Рефлексия | Проведение беседы, подведение итогов урока.(слайд 18) В ваших рабочих листах нарисуйте звёздочку-индикатор, которая будет отображать ваши чувства после урока: · зелёный цвет – мне было интересно; · желтый – было интересно, но кое-что осталось непонятно; · красный – я с этим не согласен · фиолетовый – мне это безразлично, «фиолетово» · чёрный - было скучно | Учащиеся оценивают своё эмоциональное состояние и фиксируют результат в виде звёздочки. | |