СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по химии на тему "Азотная кислота"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по химии на тему "Азотная кислота" для 9 класса

Просмотр содержимого документа
«Урок по химии на тему "Азотная кислота"»

Конспект урока на тему «Азотная кислота»

1. Организационный момент.

Поприветствовать учащихся, отметить отсутствующих.


2. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания у доски.

Одновременно с этим других детей опрашиваю фронтально.

  • В какой группе находится азот?

  • Сколько у азота электронов на последнем энергетическом уровне?

  • Какие степени окисления азота вы знаете?

  • Где в природе находится азот?

  • Назовите физические свойства азота.

  • Какие оксиды азота относят к несолеобразующим и почему они так называются?

  • Какие оксиды азота считаются кислотными и почему их так называют?

  • Где применяется азот?

  • В какой степени окисления находится азот в молекуле аммиака?

  • Назовите физические свойства аммиака.

  • Как распознают аммиак?

  • Что такое нашатырный спирт? Сколько процентов там содержится аммиака?

  • Что такое донорно-акцепторный механизм связи?

  • Как получают аммиак в лаборатории и в промышленности?

  • Где применяют аммиак?

  • Как получают соли аммония?


3. Изучение нового материала.

Мы продолжаем изучать соединения азота. И сегодня объектом нашего изучения будет кислота, в состав которой входит азот (показываю кислоту в пробирке).

Как называется такая кислота? (Азотная)

А есть ли еще кислота, в состав которой входит азот? (Есть, азотистая)

Правильно, но изучать мы сегодня будем именно азотную кислоту, так как именно эта тема чаще всего встречается в экзамене.


Т.о. тема нашего сегодняшнего урока «Азотная кислота». Открываем тетради, пишем число и тему урока.


Итак, давайте поговорим о том, что конкретно мы будем изучать сегодня на уроке. В первую очередь нам нужно рассмотреть свойства азотной кислоты. Какие свойства мы с вами можем изучить? (ПЛАН)


План изучения новой темы:

1. Физические и химические свойства азотной кислоты.

2. Методы получения кислоты в лаборатории и в промышленности.

3. Применение азотной кислоты


Формула азотной кислоты – HNO3. Какая здесь будет степень окисления азота? (+5)

Т.е. азот здесь находится в максимальной степени окисления? А как вы узнали максимальную степень окисления?

Итак, рассмотрим физические свойства кислоты. Азотная кислота – бесцветная жидкость, которая «дымится» на воздухе. Имеет резкий раздражающий запах. Смешивается с водой в любых соотношениях. При хранении на свету концентрированная азотная кислота желтеет, так как частично разлагается с образованием бурого газа NO2 . Именно поэтому ее хранят в бутылках из темного стекла.

4HNO3 = 2H2O + 4NO2 + O2


Химические свойства. Азотная кислота, как и серная, является очень сильной кислотой.

Она проявляет все типичные свойства кислот.

Т.е. взаимодействует:

  • с основаниями

  • с основными оксидами

  • с солями

Но вместе с тем азотная кислота проявляет и специфические свойства.

Давайте вспомним, как металлы реагируют с растворами кислот? (растворы кислот реагируют с металлами стоящими только до водорода).


Следует отметить 2 особенности взаимодействия азотной кислоты с металлами:

1. С азотной кислотой реагируют металлы, стоящие в ряду активности, как до водорода, так и после.

2. Азотная кислота, и разбавленная, и концентрированная, при взаимодействии с металлами никогда не выделяет водород, а может выделять различные соединения азота – от аммиака до оксида азота (IV).


Общая схема взаимодействия металла с азотной кислотой:

Металл + HNO3 = нитрат + вода + газ


Посмотрим на схему. У каждого на столах лежат схемы восстановления азотной кислоты (разбавленной и концентрированной) металлами. Давайте разберем ее.


Продукт восстановления зависит от положения металла в ряду активности и от степени разбавленности кислоты. Причем чем сильнее металл, тем дальше (глубже) идет восстановление азота. Но разбавленная кислота восстанавливается глубже, чем концентрированная для одного и того же металла.


Следует также отметить, что азотная кислота не взаимодействует с золотом и платиной. А концентрированная кислота пассивируется железом, хромом и алюминием.


Давайте проведем небольшой демонстрационный опыт и посмотрим как некоторые металлы реагируют с азотной кислотой.


Теперь рассмотрим получение азотной кислоты.

Напомните, чем отличаются лабораторные способы получения от промышленных?

В лаборатории азотную кислоту получают действием концентрированной серной кислоты на кристаллический нитрат натрия (твердый!) при небольшом нагревании:

NaNO3 + H2SO4 = NaHSO4 + HNO3

Если нагреть сильнее то образуется сульфат натрия, но в этих условиях азотная кислота разлагается.

В промышленности получают взаимодействием диоксида азота с водой в присутствии кислорода:

2H2O + 4NO2 + O2 = 4HNO3


Рассмотрим последний пункт нашего плана – применение азотной кислоты. Откроем учебник на стр. 95 и посмотрим, где же она применяется (читают поочерёдно) :

  • в изготовлении взрывчатых веществ

  • в производстве лекарств (нитроглицерин)

  • в производстве удобрений

  • при изготовлении лаков и красок

  • в травлении металлов (процесс, при котором металл удаляется химическим способом)


4. Закрепление изученного материала.

А теперь посмотрим, как вы усвоили данный материал.

Пользуясь схемой восстановления концентрированной и разбавленной азотной кислоты металлами, допишите правую часть уравнений и рассмотрите их с позиции окисления-восстановления.


Даю вам 3 минуты подумать. Потом вызовем кого-нибудь к доске. Первые 3 человека, которые решат вперед доски, получат оценки.


5. Подведение итогов урока

6. Домашнее задание