Конспект урока на тему «Азотная кислота»
1. Организационный момент.
Поприветствовать учащихся, отметить отсутствующих.
2. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания у доски.
Одновременно с этим других детей опрашиваю фронтально.
В какой группе находится азот?
Сколько у азота электронов на последнем энергетическом уровне?
Какие степени окисления азота вы знаете?
Где в природе находится азот?
Назовите физические свойства азота.
Какие оксиды азота относят к несолеобразующим и почему они так называются?
Какие оксиды азота считаются кислотными и почему их так называют?
Где применяется азот?
В какой степени окисления находится азот в молекуле аммиака?
Назовите физические свойства аммиака.
Как распознают аммиак?
Что такое нашатырный спирт? Сколько процентов там содержится аммиака?
Что такое донорно-акцепторный механизм связи?
Как получают аммиак в лаборатории и в промышленности?
Где применяют аммиак?
Как получают соли аммония?
3. Изучение нового материала.
Мы продолжаем изучать соединения азота. И сегодня объектом нашего изучения будет кислота, в состав которой входит азот (показываю кислоту в пробирке).
Как называется такая кислота? (Азотная)
А есть ли еще кислота, в состав которой входит азот? (Есть, азотистая)
Правильно, но изучать мы сегодня будем именно азотную кислоту, так как именно эта тема чаще всего встречается в экзамене.
Т.о. тема нашего сегодняшнего урока «Азотная кислота». Открываем тетради, пишем число и тему урока.
Итак, давайте поговорим о том, что конкретно мы будем изучать сегодня на уроке. В первую очередь нам нужно рассмотреть свойства азотной кислоты. Какие свойства мы с вами можем изучить? (ПЛАН)
План изучения новой темы:
1. Физические и химические свойства азотной кислоты.
2. Методы получения кислоты в лаборатории и в промышленности.
3. Применение азотной кислоты
Формула азотной кислоты – HNO3. Какая здесь будет степень окисления азота? (+5)
Т.е. азот здесь находится в максимальной степени окисления? А как вы узнали максимальную степень окисления?
Итак, рассмотрим физические свойства кислоты. Азотная кислота – бесцветная жидкость, которая «дымится» на воздухе. Имеет резкий раздражающий запах. Смешивается с водой в любых соотношениях. При хранении на свету концентрированная азотная кислота желтеет, так как частично разлагается с образованием бурого газа NO2 . Именно поэтому ее хранят в бутылках из темного стекла.
4HNO3 = 2H2O + 4NO2 + O2
Химические свойства. Азотная кислота, как и серная, является очень сильной кислотой.
Она проявляет все типичные свойства кислот.
Т.е. взаимодействует:
с основаниями
с основными оксидами
с солями
Но вместе с тем азотная кислота проявляет и специфические свойства.
Давайте вспомним, как металлы реагируют с растворами кислот? (растворы кислот реагируют с металлами стоящими только до водорода).
Следует отметить 2 особенности взаимодействия азотной кислоты с металлами:
1. С азотной кислотой реагируют металлы, стоящие в ряду активности, как до водорода, так и после.
2. Азотная кислота, и разбавленная, и концентрированная, при взаимодействии с металлами никогда не выделяет водород, а может выделять различные соединения азота – от аммиака до оксида азота (IV).
Общая схема взаимодействия металла с азотной кислотой:
Металл + HNO3 = нитрат + вода + газ
Посмотрим на схему. У каждого на столах лежат схемы восстановления азотной кислоты (разбавленной и концентрированной) металлами. Давайте разберем ее.
Продукт восстановления зависит от положения металла в ряду активности и от степени разбавленности кислоты. Причем чем сильнее металл, тем дальше (глубже) идет восстановление азота. Но разбавленная кислота восстанавливается глубже, чем концентрированная для одного и того же металла.
Следует также отметить, что азотная кислота не взаимодействует с золотом и платиной. А концентрированная кислота пассивируется железом, хромом и алюминием.
Давайте проведем небольшой демонстрационный опыт и посмотрим как некоторые металлы реагируют с азотной кислотой.
Теперь рассмотрим получение азотной кислоты.
Напомните, чем отличаются лабораторные способы получения от промышленных?
В лаборатории азотную кислоту получают действием концентрированной серной кислоты на кристаллический нитрат натрия (твердый!) при небольшом нагревании:
NaNO3 + H2SO4 = NaHSO4 + HNO3
Если нагреть сильнее то образуется сульфат натрия, но в этих условиях азотная кислота разлагается.
В промышленности получают взаимодействием диоксида азота с водой в присутствии кислорода:
2H2O + 4NO2 + O2 = 4HNO3
Рассмотрим последний пункт нашего плана – применение азотной кислоты. Откроем учебник на стр. 95 и посмотрим, где же она применяется (читают поочерёдно) :
в изготовлении взрывчатых веществ
в производстве лекарств (нитроглицерин)
в производстве удобрений
при изготовлении лаков и красок
в травлении металлов (процесс, при котором металл удаляется химическим способом)
4. Закрепление изученного материала.
А теперь посмотрим, как вы усвоили данный материал.
Пользуясь схемой восстановления концентрированной и разбавленной азотной кислоты металлами, допишите правую часть уравнений и рассмотрите их с позиции окисления-восстановления.
Даю вам 3 минуты подумать. Потом вызовем кого-нибудь к доске. Первые 3 человека, которые решат вперед доски, получат оценки.
5. Подведение итогов урока
6. Домашнее задание