СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по химии в 7 классе

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот урок участвовал в конкурсе "Энергия и среда обитания"

Просмотр содержимого документа
«урок по химии в 7 классе»

Государственное учреждение образования

«Средняя школа № 2 г. Петрикова»





Урок химии в 7 классе








ПРИСОЕДИНЕНИЕ КИСЛОРОДА

КАК ПРОЦЕСС ОКИСЛЕНИЯ







Нестерчук Наталья Николаевна,

учитель химии




Цель урока: предполагается, что к концу урока учащиеся

будут знать: понятия «реакции окисления», «реакции горения», основные виды топлива;

составлять: формулы продуктов окисления веществ;

определять: типы химических реакций;

характеризовать: физические и химические свойства веществ;

объяснять: условия горения и способы прекращения горения;

уметь: составить уравнение реакций горения, объяснять экологические проблемы, возникающие в результате накопления продуктов сгорания топлива в окружающей среде: парниковый эффект, смог, кислотные дожди.

Способствовать воспитанию бережного отношения к окружающей среде, формированию экологической культуры, гражданско-патриотического сознания.

Содействовать развитию умений мыслительной деятельности (сравнивать, анализировать, делать выводы); работать с литературой.

Оборудование и реактивы: коллекция «Виды топлива», интерактивная доска, презентация «Виды топлива».

Тип урока: комбинированный.












Ход урока:


  1. Организационный момент: приветствие, проверка готовности к уроку, создание благоприятной психологической обстановки.

Учитель. Улыбнёмся и пожелаем удачи друг другу.

  1. Проверка домашнего задания.

§ 23, упр. 4-6, 8

Письменный опрос в 2-х вариантах.


Вариант 1

  1. Что такое оксиды?

  2. Закончить уравнения реакций:

К + О2

? + О2 SO2

Fe + ? = Fe3O4

  1. Из данного перечня веществ выбрать формулы оксидов и дать им названия: CaS, BaO, HNO3, ZnO, CO2, H2SO4, NO.

Вариант 2

  1. Какие реакции называются реакциями горения?

  2. Закончить уравнения реакций:

Ca + ? = CaO

? + ? = P2O5

Al + ? = Al2O3

  1. Из данного перечня веществ выбрать формулы оксидов и дать им названия: Na2O, H3PO4, NO2, CO, CaO, H2SO3.

  1. Мотивация. Целеполагание.

Определите тему урока.

Учитель читает отрывок из литературного произведения:

«Огненные хвосты свечей в паникадилах потрескивали, колыхались, тянулись дымной ниткой вверх. Им не хватало воздуха».

Михаил Булгаков. Белая гвардия

«Или люди сделают так, что на Земле будет меньше дыма, или дым сделает так, что на Земле будет меньше людей».

П. Баттон


В организме человека или животных протекают процессы, в которых сложные вещества пищи (белки, жиры и углеводы) вступают в реакции с кислородом, при этом выделяется энергия. Кислород, необходимый для протекания этих реакций, поступает в организм благодаря процессу дыхания.

Вы часто наблюдаете такое явление, что животные спят на куче листьев. Почему?

Ответ учащихся: листья взаимодействуют с кислородом, т.е. гниют и выделяется теплота.

О каких явлениях идёт речь?

Ответ учащихся: о дыхании, гниении, о горении, о загрязнении окружающей среды.

Учитель: Что же объединяет все эти процессы?

Ответ учащихся: все эти процессы происходят благодаря взаимодействию с кислородом.

Таким образом, тема нашего урока «Присоединение кислорода как процесс окисления».

Вместе с учащимися определяются цели урока.

  1. Изучение нового материала.

Рассказ учителя о понятии «окисление».

Окисление – химическая реакция, в результате которой происходит присоединение атомов кислорода к атомам других элементов.

Окисление сопровождается выделением тепла и света – тогда это реакция горения, а также может протекать в виде «медленного горения» - дыхания и гниения. В результате процессов горения, гниения и дыхания образуются новые сложные вещества (обычно оксиды).

Горение угля C + O2 = CO2

серы S + O2 = SO2

фосфора 4 P + O2 = 2P2O5

горение сложных веществ:

2ZnS + 3 O2 = 2ZnO + 2SO2

CH4 + 2O2 = CO2 + 2H2O

Не всегда «медленное окисление» органических веществ безвредно и безопасно. Если тепло, выделяющееся в этом процессе, не отводится, может произойти самовоспламенение. Т.е., для возникновения горения необходимо нагреть вещество до температуры воспламенения и обеспечить доступ кислорода.

Одной из причин возникновения процесса горения является шалость детей с огнём, неосторожное курение взрослых, нарушение правил пользования электроприборами, газом. Для того, чтобы прекратить процесс горения необходимо прекратить поступление кислорода с помощью песка, воды, специальной плотной ткани, огнетушителей.

Процесс горения топлива является источником энергии. Все существующие виды топлива в природе подразделяются на твёрдые, жидкие и газообразные. Некоторые виды топлива подразделяются на естественные, т.е. добываемые в природе, и топливо, которое получается путём переработки или обогащения естественного топлива, т.е. искусственное.

Рассматриваем виды топлива (рассмотрение коллекции).

Групповая работа: класс делится на 3 группы.

Каждая группа рассматривает определённый тип топлива: 1 группа твёрдое топливо, 2 группа – жидкое и 3 группа – газообразное. Каждая группа обсуждает преимущество и недоработки данного топлива, представители каждой группы рассказывает о видах топлива, используя презентацию (приложение 2).

1 группа: сообщает о твёрдом виде топлива – дрова, каменный и бурый уголь, торф.

При горении данных видов топлива выделяется достаточное количество энергии (преимущества).

Недостатки: для лучшего процесса горения необходимо измельчение угля, при этом образуется пыль, что загрязняет окружающую среду, а также при сгорании веществ, т.е. примесей содержащихся в составе угля, выделяются газы CO2SO2, NO2 и др., которые могут вызывать радиоактивный углерод, после сжигания топлива это опасное вещество, вместе с дымом попадает в воду, почву и т.д.

В нашем городе построена мини-ТЭЦ, которая работает на местном виде топлива (отходах древесины, топливной щепе). Топливная щепа сгорает более полно, а потому коэффициент её теплоотдачи намного выше.

На территории нашего района разведано месторождение бурого угля, в д. Бринёв (40 млн.т.). Бурый уголь залегает на большой глубине, имеет малую мощность и невысокое качество. Поэтому это месторождение не разрабатывается [1, с. 94].

2-я группа: жидкое топливо: естественное – нефть, искусственное – бензин, керосин, мазут, смола.

Беларусь имеет небольшие залежи нефти, поэтому она импортирует её из России.

Недостаток: нефть и нефтепродукты загрязняют окружающую среду. При сгорании нефтепродуктов выделяются газообразные продукты, которые растворяются в воде, образуя кислотные дожди. Нефтяные пятна, растекаясь по поверхности, нарушают круговорот кислорода.

3-я группа: газообразное топливо.

Беларусь импортирует природный газ, за который платит деньги.

В результате сгорания выделяются вода и углекислый газ.

Большие экологические проблемы возникают в результате накопления в окружающей среде продуктов сгорания топлива. Становятся возможными такие явления, как смог, парниковый эффект, кислотные дожди.

Слушаем сообщения учащихся на тему смог, парниковый эффект, кислотный дождь (см. приложение 1).

Физкультминутка.

  1. Закрепление знаний, формирование первичных умений и навыков.

Прочитать и закончить каждое из предлагаемых предложений:

  1. Кислород может реагировать как с … веществами …, так и со … веществами.

  2. В результате взаимодействия веществ с кислородом образуются … .

  3. Реакции взаимодействия кислорода с веществами, при которых выделяются свет и тепло, называются реакциями … .

  4. Для возникновения горения необходимо нагреть вещество до температуры … и обеспечить доступ … или …

  5. В кислороде вещества горят …, чем в воздухе, это связано с тем, что в воздухе концентрация кислорода сравнительно мала.

  6. С участием кислорода протекают и такие важнейшие процессы, как … и … .

  7. Горение, дыхание и гниение обносят к реакциям… .

  8. Уравнения реакций взаимодействия углерода, серы и железа с кислородом будут иметь следующий вид: …

… .

Домашнее задание (консультация по выполнению домашнего задания). §24. Задания 2, 5, 6, 7.

Подведение итогов и рефлексия:

  1. Понравился ли вам урок?

  2. Как вы оцениваете уровень усвоения изучаемого материала?

а) высокий; б) средний; в) удовлетворительный.

3) Пополнилась ли ваша «копилка знаний» сегодня?

Если да, то, что вы узнали?

4) Почему человек должен заботиться о поддержании постоянного состава атмосферы?

Завершить свой урок хочется словами М. Ганди «Мы сами должны стать тем изменением, которое желаем видеть в мире».

В Директиве № 3 Президента Республики Беларусь «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства» сказано, чтобы обеспечить энергетическую безопасность и энергетическую независимость страны, необходимо принять кардинальные меры по экономии и бережному использованию энергетических и материальных ресурсов во всех сферах производства и жилищно-коммунальном хозяйстве.

«Любовь к родине, чем и пишется национальная история, немыслима без бережного обхождения с дарами природы, представленными в распоряжении не одного, а тысячи счастливых и разумных поколений» (Л. Леонов)

Спасибо за урок. До свидания.


Литература:


  1. Б.М. Гурскі “Як збудаваны і чым багатыя нетры Беларусі. Мінск “Народная асвета”, 1992.