Тема урока: «Музыкальная поэзия Николая Рубцова».
Ход урока
1. Постановка цели.
Учитель музыки: Коллега, у Вас в руках томик стихов Николая Рубцова. А в моих руках – ноты … Но здесь тоже есть имя Николая Рубцова. И это не простое совпадение, потому что…
Учитель литературы: А пусть об этом поразмышляют наши пятиклассники. Я думаю, они самостоятельно определят цель нашей встречи сегодня.
(Ответы детей.)
Учитель литературы: Да, сегодня у нас на уроке состоится диалог искусств: поэзии…
Учитель музыки: … и музыки!
2. Организация восприятия и осмысления новой информации.
Учитель литературы: Поиграем в ассоциации. Детство. Когда вы слышите это слово, какие ассоциации возникают у вас? (Дети называют слова-ассоциации по цепочке.)
- Как Вы думаете, какое бы слово-ассоциацию назвал бы автор стихов и песен Н. Рубцов? (Горница.)
- Да, горница. «В горнице» – так называется одно из стихотворений поэта. А что же такое горница?
Словарная работа, создание синонимического ряда.
Горница – это чистая половина крестьянской избы (С.И. Ожегов).
Горница – палата, светлица, покой, комната, горенка, светелка. (Словарь синонимов.)
Учитель литературы: Обратите внимание, слово «горница» в названии стоит в предложном падеже. Автор словно пригласил нас оказаться там, где прошло его детство. Принимаем это приглашение?
Звучит стихотворение Н. Рубцова «В горнице».
В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмет ведро,
Молча принесет воды...
Красные цветы мои
В садике завяли все.
Лодка на речной мели
Скоро догниет совсем.
Дремлет на стене моей
Ивы кружевная тень,
Завтра у меня под ней
Будет хлопотливый день!
Буду поливать цветы,
Думать о своей судьбе,
Буду до ночной звезды
Лодку мастерить себе...
3. Первичная проверка понимания.
Учитель литературы: Какое чувство вызвало у вас это стихотворение? (Грусть, печаль, светлое чувство, умиротворение…)
Учитель музыки: Это стихотворение – своеобразное отражение непростой судьбы поэта. Какой была эта судьба? Краткий рассказ о жизни Николая Рубцова. Зрительный ряд из фотографий Н. Рубцова.
4. Организация деятельности путем анализа информации и выполнение упражнений с её применением.
Учитель литературы: Считается, что в стихотворении «В горнице» звучит воспоминание о детстве. Это так? Докажите. (Поэт вспоминает о рано ушедшей маме, матушке, о её заботе, делах по дому; красные цветы – цветы с похорон матери; детство в доме-горнице, куда всегда мысленно возвращался, садик у дома…)
Учитель литературы: Благодаря какой морфеме поэту удалось выразить свои чувства по отношению к маме? (Уменьшительно-ласкательный суффикс –ушк-.)
Но только ли о детстве это стихотворение? (Ответы детей.) Вернёмся к этому вопросу чуть позже, после того, как мы побываем в творческой мастерской поэта.
Предлагая своё творение читателю, поэт всегда приглашает его в свою творческую мастерскую. Зовёт разгадать тайну своего произведения. И очень хочет, чтобы тайна была разгадана, ведь рассчитывает на понимание. Итак, мы в творческой мастерской поэта Николая Рубцова. Выполните задания:
- Определить вид рифмовки. (Перекрёстная.)
- Что напоминает вам ритм этого стихотворения? (Покачивание лодки на речной волне, покачивание ветки ивы от ветерка и т.д.)
- Меняется ли тональность стихотворения, настроение лирического героя от начала к концу стихотворения? (В начале стихотворения звучит грусть, печальные ноты, а в конце – какая-то бодрость и уверенность лирического героя в себе, надежда на будущее…)
5. Творческое применение знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.
Создание творческого продукта в групповом взаимодействии.
4 строфы – 4 группы. Выполнение мини-проектов с последующим их афишированием, защитой. | Основные зрительные образы строфы (оформляется в виде аппликации) | Чувства и настроения лирического героя в этой строфе | Время, изображённое в данной строфе (настоящее, будущее или прошедшее) |
1 строфа | Горница Звезда Вода (река) | Умиротворение Задумчивость Воспоминание Любовь | Картина прошлого изображается глаголами будущего времени |
2 строфа | Цветы Лодка Река | Грусть Печаль Ощущение состояния разрушения, увядания | Прошлое изображено глаголами прошедшего времени |
3 строфа | Стена Тень Ива | Волнение Надежда | От настоящего времени – к будущему |
4 строфа | Цветы Звезда Лодка | Жизнеутверждение Вера | Будущее |
6. Афиширование творческого продукта, его корректировка, добавление новой информации, формулирование выводов.
Вывод первый. Зрительные образы помогают нам понять мир лирического героя, они повторяются: звезда, лодка, вода, цветы… Только сначала эти образы предстают перед нами в прошлом, а потом – в будущем.
Учитель литературы: Какой образ не повторился, но мы понимаем, что именно он – источник жизненных сил для лирического героя? (Горница – дом, родное пространство, озаренное светом звезды. И не случайно поэт выбирает именно слово «горница», ведь это не только самое светлое и чистое место в доме, но и источник покоя и силы. Николай Рубцов очень ценил тепло родного дома, которого так рано лишился.)
Вывод второй. Звучит смена интонаций: от грусти – к жизнеутверждению.
Вывод третий. Герой словно движется сквозь пространство и время от прошлого к будущему, он будто возрождается к новой жизни, готов к ней.
Учитель литературы: Возвратимся к вопросу, уже звучавшему на уроке: «Только ли о детстве это стихотворение?». Как вы теперь ответите на этот вопрос? (Оно о том, что всегда надо надеяться на обновление, надо верить в лучшее будущее и стараться его приблизить. Мир не может застыть, остановиться.)
7. Формирование нового информационного запроса (выстраивание новых проблем).
Учитель музыки: Слушая ваш литературоведческий анализ стихотворения, я заметила, что вы употребляли музыкальные термины: мелодия, тональность, ритм, темп… На мой взгляд, это закономерно, потому что стихи Николая Рубцова удивительно музыкальны. Да и сам он был очень музыкален. Стихи любимых поэтов Ф. Тютчева и М. Лермонтова, А. Блока и С. Есенина пел на свои бесхитростные мелодии. Любил слушать классическую музыку. А одно из своих самых любимых произведений, «Вальс цветов» П.И. Чайковского, даже исполнял на гармошке. Музыкальный поэт! Музыкальные стихи! В песнях они обретают вторую жизнь! Разные композиторы обращались и продолжают обращаться к творчеству Рубцова. Сегодня известно более 130 песен на его стихотворения. Предлагаю вам выступить в роли композитора и смоделировать музыку к стихотворению «В горнице». Следует помнить, что в вокальной музыке слово и звук всегда живут в гармонии. Вы можете воспользоваться подсказками:
мелодия | певучая, отрывистая; поступенная, скачкообразная |
ритм | равномерный, острый; песенный, танцевальный, маршевый |
темп | медленный, неторопливый, подвижный, быстрый |
лад | мажорный, минорный |
динамика | тихая, громкая |
регистр | низкий, средний, высокий |
гармония | консонансы, диссонансы |
8. «Социализация» (озвучивание решений, вариантов, обсуждение).
Ответы учеников: Может возникнуть спорная ситуация: мажор или минор? Оптимальный вариант – чередование ладов. Это игра света и тени, печали и радости. Это есть в поэтическом образе, это должно быть и в музыкальном образе.
9. Корректировка творческого продукта, добавление новой информации.
Учитель музыки: А у мэтра российской песни Александра Морозова это получилось так. (Учитель исполняет 1 куплет.)
Наше моделирование музыки и композиторское решение совпадают?
10. Вокально-хоровая работа.
Учитель музыки: Сейчас нам предстоит вокально-хоровая работа. Следует помнить, что мы, исполнители, – соавторы поэта и композитора. Помогите слушателю прочувствовать всю глубину и красоту слова через музыкальную интонацию.
Попробуем в музыкальную композицию внести свою интерпретацию. Посмотрите, звезда у поэта – один из главнейших символов. (Учитель обращается к таблицам, составленным учащимися в «творческой мастерской поэта».) Звезда – это и судьба, и красота, и счастье. Давайте и мы образ звезды создадим в музыкальном сопровождении. Тембр какого инструмента для этого подойдёт? (Металлофон, треугольник.) Такая инструментовка у нас будет звучать во вступлении и заключении песни.
11. Рефлексия.
Учитель литературы: Николай Михайлович Рубцов… 3 января 2012 года исполнилось бы 76 лет со дня рождения этого истинно русского поэта. Его творчество только начинают по-настоящему изучать. Вот и мы сегодня соприкоснулись с его удивительной поэзией. Завершая нашу встречу, предлагаем вам продолжить предложения:
Стихи Николая Рубцова …
Сегодня я задумался о…
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я теперь могу…
Я научился…
У меня получилось…
Мне захотелось…
Я попробую…
Я смог…
Урок дал мне для жизни…
12. Подведение итогов урока.
Итак, на уроке состоялся диалог искусств. Его результат – целостное представление обучающихся об образе, созданном средствами разных видов искусства. Этот образ осознан и прочувствован детьми в разных видах деятельности. И очень важно, что ученики сделали на уроке много открытий. Одно из них хочется процитировать: «Жить надо с уверенностью, что всё будет хорошо».