СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по литературе на тему "Лирические и героические песни в годы ВОВ"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Обзор поэзии периода Великой Отечественной войны.

Задачи урока: познакомить учащихся с лирическим и песенным творчеством поэтов военной и послевоенной поры;

развивать умение определять тему песен, выделять главное в теоретическом материале, развивать речь учащихся, прививать навыки выразительного чтения, расширять кругозор учащихся;

воспитывать чувство патриотизма, любовь к родине, интерес к поэтическому творчеству, посвящённому ВОВ

Просмотр содержимого документа
«Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 2 Г. ТОРЕЗА»







Разработка урока по литературе в 8 классе на тему «Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны»

Выполнила учитель русского языка и литературы

Чернышкова И.В.

Торез 2020

Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны

Цель урока: дать обзор поэзии периода Великой Отечественной войны.

Задачи урока: познакомить учащихся с лирическим и песенным творчеством поэтов военной и послевоенной поры;

развивать умение определять тему песен, выделять главное в теоретическом материале, развивать речь учащихся, прививать навыки выразительного чтения, расширять кругозор учащихся;

воспитывать чувство патриотизма, любовь к родине, интерес к поэтическому творчеству, посвящённому ВОВ.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и умений.

Материал и оборудование: корзина с листочками разного цвета, оценочные листы, конверты с разрезанным текстом из отдельных глав поэмы Твардовского «Василий Тёркин», компьютер, проектор.

Ход урока

І. Мотивация

1. Приём «Кроссенс» - определение темы урока (слайды 1- 2).

(учащиеся для дальнейшей работы делятся на 4 группы по жребию - в корзине находится листочки разного цвета — команды красных, желтых, синих, зелёных; каждой команде выдаётся оценочный лист (приложение 1), в котором по каждому заданию выставляется самооценка) .

2. Вступительное слово учителя

2020 год особенный – 75 лет со дня Победы ВОВ. Музыка и война…Казалось бы несовместимы понятия. Но еще А.В. Суворов отмечал: « Музыка удваивает, утраивает армию, с развернутыми знаменами и громогласною музыкою взял я Измаил». В годы Великой Отечественной войны музыка, а именно песня, стала одним из действенных орудий в борьбе с врагом.

Сегодня на уроке мы познакомимся с великими мастерами-поэтами военной песни, такими, как М. Исаковский, Б. Окуджава, А. Фатьянов, Л. Ошанин.

ІІ. Актуализация знаний

Прежде чем перейти к новой теме, я хочу, чтобы вы вспомнили материал по недавно пройденной теме. Вы поработаете над поэмой Твардовского «Василий Тёркин».

Приём «Пазлы» - каждой команде даётся конверт с разрезанным текстом из отдельных глав поэмы. Задача каждой команды – как можно быстрее восстановить текст, сложив предложения в нужном порядке. Побеждает та команда, которая быстрее всех и правильно восстановит отрывок из поэмы и назовёт название данной главы. (слайды 3-5).

ІІІ. Постановка проблемы (определение цели, задач урока).

Тему мы с вами определили. Какую цель и задачи , для решения этой цели, мы поставим? (учащиеся самостоятельно определяют цель и задачи урока. При затруднении учитель подводит их к правильному определению: какая есть проблема? Её решение - цель; какие причины этой проблемы? их преодоление – задачи) (слайд 6).

IV. Основная часть

1. Выступление заранее подготовленных учащихся по материалу «Краткие сведения о поэтах М. Исаковском, Б. Окуджаве, А. Фатьянове, Л.Ошанине (слайды 7-10)

2. Работа в группах:

Пользуясь материалом учебника, определить тему песни и историю создания данной песни.

Задание для 1 группы - М.Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату».

Задание для 2 группы - Б.Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...».

Задание для 3 группы - А.Фатьянов «Соловьи».

Задание для 4 группы - Л.Ошанин «Дороги» (слайд 11)

Выступление каждой группы (учащиеся самостоятельно выбирают выступающего от своей группы, участники групп по необходимости дополняют ответ выступающего). Проверка по эталону ( слайд 12).

(После выступления всех групп звучат данные песни) (слайды 13-16)

3. Закрепление

Составление кластера «Роль лирических и героических песен в годы Великой Отечественной войны» (по группам) (слайд 17)



V. Рефлексия

1. Приём «5-ти минутное эссе» - каждая группа пишет короткое эссе по своим впечатлениям от урока.

2. Подведение итогов – оценивание групп, озвучивание самооценок.

VI. Обсуждение домашнего задания - подготовить выразительное чтение одного из стихотворений наизусть и составить письменный отзыв о военной песне на эти стихи. Дополнительное задание - составить синквейны о Великой Отечественной войне.











































Приложение1



Ф.И. учащихся группы

«Пазлы»

Тема и история создания песни

Кластер

«5-ти минутное эссе»

Средняя оценка





































































Список использованных электронных ресурсов

  1. https://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/4447618/

  2. https://audio-vk4.ru/?mp3=Военные%20песни+–+Соловьи

  3. http://ingvarr.net.ru/otvet/17-1-0-38111

  4. https://yandex.fr/turbo?text=https%3A%2F%2Fworldofaphorism.ru%2Fkratkie-biografii%2Flev-oshanin

  5. https://24smi.org/celebrity/88486-aleksei-fatianov.html

  6. http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkie-biografii/okudzhava-bulat

  7. https://www.allsoch.ru/isakovskij/

  8. https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2013/10/10/postanovka-tseley-i-zadach-sovremennogo-uroka

  9. https://infourok.ru/rabochaya-programma-po-literature-klass-korovina-1149833.html

  10. https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/konspekt_uroka_literatury_na_temu_stikhi_i_pesni_o_velikoi_otechestvennoi_voine_





Просмотр содержимого презентации
«Презентация 2А»

Лирические и героические песни в годы ВОВ

Лирические и героические

песни в годы ВОВ

Приём «Пазлы»  - каждой команде даётся конверт с разрезанным текстом из отдельных глав поэмы. Задача каждой команды – как можно быстрее восстановить текст, сложив предложения в нужном порядке. Побеждает та команда, которая быстрее всех и правильно восстановит отрывок из поэмы и назовёт название данной главы

Приём «Пазлы» - каждой команде даётся конверт с разрезанным текстом из отдельных глав поэмы. Задача каждой команды – как можно быстрее восстановить текст, сложив предложения в нужном порядке. Побеждает та команда, которая быстрее всех и правильно восстановит отрывок из поэмы и назовёт название данной главы

1 группа 2 группа Переправа

1 группа

2 группа

Переправа

  • О награде
  • — Нет, ребята, я не гордый. Не загадывая вдаль, Так скажу: зачем мне орден? Я согласен на медаль.
  • На медаль. И то не к спеху. Вот закончили б войну, Вот бы в отпуск я приехал На родную сторону.
  • Буду ль жив еще? — Едва ли. Тут воюй, а не гадай. Но скажу насчет медали: Мне ее тогда подай.
  • Обеспечь, раз я достоин. И понять вы все должны:
  • Дело самое простое — Человек пришел с войны.
  • Переправа, переправа! Берег левый, берег правый, Снег шершавый, кромка льда.,
  • Кому память, кому слава, Кому темная вода, — Ни приметы, ни следа.
  • Ночью, первым из колонны, Обломав у края лед, Погрузился на понтоны. Первый взвод. Погрузился, оттолкнулся И пошел. Второй за ним. Приготовился, пригнулся Третий следом за вторым.
  • Как плоты, пошли понтоны, Громыхнул один, другой Басовым, железным тоном, Точно крыша под ногой.
3 группа 4 группа

3 группа

4 группа

  • Два солдата
  • В поле вьюга-завируха, В трех верстах гудит война. На печи в избе старуха, Дед-хозяин у окна.
  • Рвутся мины. Звук знакомый Отзывается в спине. Это значит — Теркин дома, Теркин снова на войне.
  • А старик как будто ухом По привычке не ведет. — Перелет! Лежи, старуха. — Или скажет: — Недолет…
  • Кто стрелял?
  • Отдымился бой вчерашний, Высох пот, металл простыл. От окопов пахнет пашней, Летом мирным и простым.
  • В полверсте, в кустах — противник, Тут шагам и пядям счет. Фронт. Война. А вечер дивный По полям пустым идет.
  • По следам страды вчерашней, По немыслимой тропе; По ничьей, помятой, зряшной Луговой, густой траве;
  • По земле, рябой от рытвин, Рваных ям, воронок, рвов, Смертным зноем жаркой битвы Опаленных у краев…
Цель и задачи:

Цель и задачи:

  • Цель урока: дать обзор поэзии периода Великой Отечественной войны.
  • Задачи урока: познакомить учащихся с лирическим и песенным творчеством поэтов военной и послевоенной поры;
  • развивать умение определять тему песен, выделять главное в теоретическом материале, развивать речь учащихся, прививать навыки выразительного чтения, расширять кругозор учащихся;
  • воспитывать чувство патриотизма, любовь к родине, интерес к поэтическому творчеству, посвящённому ВОВ
М. Исаковский

М. Исаковский

  • Родился 7 января (19 н.с.) в деревне Глотовка Смоленской губернии в бедной крестьянской семье. Окончил начальную школу. Учился в гимназии, но тяжелое материальное положение заставило его уйти из 6-го класса и начать работать. Во время Октябрьской революции Исаковский ведет активную общественную деятельность. Работает секретарем волостного Совета, с 1919 становится редактором газеты в городе Ельня. В 1921 — 1930 живет в Смоленске и работает в редакции областной газеты «Рабочий путь». С 1931 живет в Москве.
  • В 1930-е годы Исаковский написал много текстов песен, ставших очень популярными: («Прощание», «Провожание», «И кто его знает», «Катюша», «На горе — белым-бела» и многие другие). Большое место в поэзии Исаковского занимает Великая Отечественная война: стихи «Русской женщине», «Слово о России», песни «До свиданья, города и хаты», «В прифронтовом лесу», «Ой, туманы мои…», «Огонек», «Лучше нету того цвету» и др.
Б. окуджава

Б. окуджава

  • Булат Шалвович Окуджава появился на свет 9 мая 1924 года в городе Москва. Он широко известен, как один из самых талантливых советских бардов, композиторов и поэтов. Булат Окуджава исполнял песни на свои собственные стихи. Своим творчеством он навсегда оставил свой след в истории авторской песни. Литературная карьера Окуджавы начинается в 1954 году. За 40 лет на свет появилось около 15 сборников со стихами Булата Окуджавы. Повести, в том числе и для детей, пьеса также имели место быть в творчестве автора. В 1958 году Окуджава стал исполнять написанные им песни, и в течение довольно быстрого периода завоевал сердца миллионов людей, проживающих в Советском Союзе. Его творчество оказало сильнейшее влияние на формирование бардовской песни. Булат Окуджава отметился не только участием в эпизодических ролях в советском кино, но и написал много известных композиций к кинофильмам, а также побывал в роли киносценариста. В период с 1967 по 1985 год было выпущено пять пластинок с авторскими песнями Окуджавы (одна во Франции, остальные в СССР).
А. Фатьянов

А. Фатьянов

  • Звонкий запевала лирической песни Алексей Иванович Фатьянов прожил недолгую, но озаренную вдохновением жизнь. Отличительные особенности творчества поэтического наследника Сергея Есенина – мелодичность стихов, отсутствие упоминания темы смерти даже в произведениях о войне и наделение музыкальных инструментов человеческими характеристиками. Лучшие строки песенника любимы и сейчас. В 18 лет талантливого юношу приняли в молодежную труппу главного армейского театра СССР и в Литературный институт. Совместить гастроли по отдаленным гарнизонам с учебой оказалось непросто, а на рубеже 1939-1940 годов Алексея призвали в армию. Через 3 месяца после призыва Фатьянов возглавил ансамбль Орловского военного округа. Россияне знают Алексея Фатьянова преимущественно как поэта-песенника. Но автор проникновенных, легко запоминающихся текстов обладал прекрасным голосом, играл не только на любимом аккордеоне, но и на фортепиано, умел за 2-3 часа переработать текст газетной передовицы в остроумные куплеты или в слабо освещенной землянке создать полноценный сценарий.
Л. ошанин

Л. ошанин

  • Лев Ива́нович Оша́нин (1912 — 1996) — советский поэт-песенник. Автор более 70 поэтических сборников, стихотворных повестей и пьес, лауреат Сталинской премии первой степени (1950), а также лауреат Всемирных фестивалей молодёжи и студентов. В 1944 году вступил в ВКП(б).В день начала войны, 22 июня 1941 года, из репродукторов на сборных пунктах звучала песня на написанное им ранее стихотворение «В бой за Родину», а после Победы И. О. Дунаевским на музыку были положены и стали песней его стихи последнего периода войны «Ехал я из Берлина». Осенью 1945 года на стихи Ошанина была написана знаменитая песня «Дороги». До последнего года жизни вёл в Литературном институте им. А. М. Горького семинар для молодых поэтов. Наиболее известными поэтами из его студентов стали: Александр Бобров, Вадим Степанцов, Сергей Соколкин, Елизавета Емельянова.
Задания для групп

Задания для групп

  • Пользуясь материалом учебника, определить тему песни и историю создания данной песни
  • Задание для 1 группы - М.Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату»
  • Задание для 2 группы - Б.Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»
  • Задание для 3 группы - А.Фатьянов «Соловьи»
  • Задание для 4 группы - Л.Ошанин «Дороги»
Б. Окуджава «Песенка о пехоте» М. Исаковский «Враги сожгли родную хату» Тема трагических невосполнимых потерь во время войны. Тема высокого призвания мужчины защищать свою землю М. Исаковский «Катюша» Б. Окуджава «Здесь птицы не поют…» Тема песни - автор рассказывает о девушке Катюше, которая ждет своего жениха из Армии. Тема выжженной земли А. Фатьянов «Соловьи» Л. Ошанин «Дороги» Тема памяти, соловьи напоминают солдатам дом, тем самым тревожат их души, но укрепляют желание победить, ведь с каждым днём ближе дом в краю родном Тема дороги, особенная памятная тем, что на ней было много потерь

Б. Окуджава «Песенка о пехоте»

М. Исаковский «Враги сожгли родную хату»

Тема трагических невосполнимых потерь во время войны.

Тема высокого призвания мужчины защищать свою землю

М. Исаковский «Катюша»

Б. Окуджава «Здесь птицы не поют…»

Тема песни - автор рассказывает о девушке Катюше, которая ждет своего жениха из Армии.

Тема выжженной земли

А. Фатьянов «Соловьи»

Л. Ошанин «Дороги»

Тема памяти, соловьи напоминают солдатам дом, тем самым тревожат их души, но укрепляют желание победить, ведь с каждым днём ближе дом в краю родном

Тема дороги, особенная памятная тем, что на ней было много потерь

Песня «Катюша» Песня «Катюша»

Песня «Катюша»

Песня «Катюша»

Песня «Песенка о пехоте» Песня «Катюша»

Песня «Песенка о пехоте»

Песня «Катюша»

Песня «Соловьи» Песня «Катюша»

Песня «Соловьи»

Песня «Катюша»

Песня «Дороги» Песня «Катюша»

Песня «Дороги»

Песня «Катюша»

кластер «Роль лирических и героических песен в годы Великой Отечественной войны» Фронтовые песни Помогали в бою Дарили надежду на мирное время Напоминали о семьях, друзьях-товарищах Поднимали командный дух Говорили о Родине, ради которой надо было выжить

кластер «Роль лирических и героических песен в годы Великой Отечественной войны»

Фронтовые песни

Помогали в бою

Дарили надежду на мирное время

Напоминали о семьях, друзьях-товарищах

Поднимали командный дух

Говорили о Родине, ради которой надо было выжить

Домашнее задание

Домашнее задание

  • Подготовить выразительное чтение одного из стихотворений наизусть и составить письменный отзыв о военной песне на эти стихи. Дополнительное задание - составить синквейны о Великой Отечественной войне.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!