МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 2 Г. ТОРЕЗА»
Разработка урока по литературе в 8 классе на тему «Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны»
Выполнила учитель русского языка и литературы
Чернышкова И.В.
Торез 2020
Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны
Цель урока: дать обзор поэзии периода Великой Отечественной войны.
Задачи урока: познакомить учащихся с лирическим и песенным творчеством поэтов военной и послевоенной поры;
развивать умение определять тему песен, выделять главное в теоретическом материале, развивать речь учащихся, прививать навыки выразительного чтения, расширять кругозор учащихся;
воспитывать чувство патриотизма, любовь к родине, интерес к поэтическому творчеству, посвящённому ВОВ.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и умений.
Материал и оборудование: корзина с листочками разного цвета, оценочные листы, конверты с разрезанным текстом из отдельных глав поэмы Твардовского «Василий Тёркин», компьютер, проектор.
Ход урока
І. Мотивация
1. Приём «Кроссенс» - определение темы урока (слайды 1- 2).
(учащиеся для дальнейшей работы делятся на 4 группы по жребию - в корзине находится листочки разного цвета — команды красных, желтых, синих, зелёных; каждой команде выдаётся оценочный лист (приложение 1), в котором по каждому заданию выставляется самооценка) .
2. Вступительное слово учителя
2020 год особенный – 75 лет со дня Победы ВОВ. Музыка и война…Казалось бы несовместимы понятия. Но еще А.В. Суворов отмечал: « Музыка удваивает, утраивает армию, с развернутыми знаменами и громогласною музыкою взял я Измаил». В годы Великой Отечественной войны музыка, а именно песня, стала одним из действенных орудий в борьбе с врагом.
Сегодня на уроке мы познакомимся с великими мастерами-поэтами военной песни, такими, как М. Исаковский, Б. Окуджава, А. Фатьянов, Л. Ошанин.
ІІ. Актуализация знаний
Прежде чем перейти к новой теме, я хочу, чтобы вы вспомнили материал по недавно пройденной теме. Вы поработаете над поэмой Твардовского «Василий Тёркин».
Приём «Пазлы» - каждой команде даётся конверт с разрезанным текстом из отдельных глав поэмы. Задача каждой команды – как можно быстрее восстановить текст, сложив предложения в нужном порядке. Побеждает та команда, которая быстрее всех и правильно восстановит отрывок из поэмы и назовёт название данной главы. (слайды 3-5).
ІІІ. Постановка проблемы (определение цели, задач урока).
Тему мы с вами определили. Какую цель и задачи , для решения этой цели, мы поставим? (учащиеся самостоятельно определяют цель и задачи урока. При затруднении учитель подводит их к правильному определению: какая есть проблема? Её решение - цель; какие причины этой проблемы? их преодоление – задачи) (слайд 6).
IV. Основная часть
1. Выступление заранее подготовленных учащихся по материалу «Краткие сведения о поэтах М. Исаковском, Б. Окуджаве, А. Фатьянове, Л.Ошанине (слайды 7-10)
2. Работа в группах:
Пользуясь материалом учебника, определить тему песни и историю создания данной песни.
Задание для 1 группы - М.Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату».
Задание для 2 группы - Б.Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...».
Задание для 3 группы - А.Фатьянов «Соловьи».
Задание для 4 группы - Л.Ошанин «Дороги» (слайд 11)
Выступление каждой группы (учащиеся самостоятельно выбирают выступающего от своей группы, участники групп по необходимости дополняют ответ выступающего). Проверка по эталону ( слайд 12).
(После выступления всех групп звучат данные песни) (слайды 13-16)
3. Закрепление
Составление кластера «Роль лирических и героических песен в годы Великой Отечественной войны» (по группам) (слайд 17)
V. Рефлексия
1. Приём «5-ти минутное эссе» - каждая группа пишет короткое эссе по своим впечатлениям от урока.
2. Подведение итогов – оценивание групп, озвучивание самооценок.
VI. Обсуждение домашнего задания - подготовить выразительное чтение одного из стихотворений наизусть и составить письменный отзыв о военной песне на эти стихи. Дополнительное задание - составить синквейны о Великой Отечественной войне.
Приложение1
Ф.И. учащихся группы | «Пазлы» | Тема и история создания песни | Кластер | «5-ти минутное эссе» | Средняя оценка |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Список использованных электронных ресурсов
https://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/4447618/
https://audio-vk4.ru/?mp3=Военные%20песни+–+Соловьи
http://ingvarr.net.ru/otvet/17-1-0-38111
https://yandex.fr/turbo?text=https%3A%2F%2Fworldofaphorism.ru%2Fkratkie-biografii%2Flev-oshanin
https://24smi.org/celebrity/88486-aleksei-fatianov.html
http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkie-biografii/okudzhava-bulat
https://www.allsoch.ru/isakovskij/
https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2013/10/10/postanovka-tseley-i-zadach-sovremennogo-uroka
https://infourok.ru/rabochaya-programma-po-literature-klass-korovina-1149833.html
https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/konspekt_uroka_literatury_na_temu_stikhi_i_pesni_o_velikoi_otechestvennoi_voine_