СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по литературе на тему А.П. Платонов "Юшка": незаметный герой с большим сердцем. (7 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе литературоведческого анализа рассказа А.П. Платонова "Юшка" услышать нравственное звучание писателя, выявить особую структуру построения маленького рассказа. Рассмотреть, как конкретная жизнь человека расширяется для осмысления житейской мудрости и даёт повод для философских размышлений о нравственности.

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературе на тему А.П. Платонов "Юшка": незаметный герой с большим сердцем. (7 класс)»

А.П.ПЛАТОНОВ «ЮШКА»: НЕЗАМЕТНЫЙ ГЕРОЙ С БОЛЬШИМ СЕРДЦЕМ

Урок литературы в 7 классе

Цели

Обучающая: развивать навыки анализа литературного произведения

Развивающая: совершенствовать навыки устной и письменной творческой деятельности, умения работать в группах

Воспитательная: формировать нравственные качества личности обучающихся, умение оценивать поступки людей с нравственных позиций

Планируемые результаты

Личностные: осознают эстетическую ценность русской литературы

Предметные: познакомятся с героями произведения А. П. Платонова, композицией, художественными особенностями

Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя, обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в различных источниках

Регулятивные: организовывать свое рабочее место, собственную деятельность: овладеть способностями понимать учебные задачи урока

Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении

Тип урока: комбинированный

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная, анализ и самооценка ответов

Оборудование: учебник под редакцией Коровиной. Литература 7 класс. Портрет А. Платонова. Выставка произведений писателя

Ход урока

I.Организационный момент. Проверка домашнего задания

Чтение 2-3 работ (мини - сочинение о Маяковском), обсуждение, рецензирование

II.Сообщение темы и целей урока

  1. Слово учителя

Дорогие ребята! Сегодня мы продолжим изучать творчество А. Платонова.

Он в большинстве произведений предстает перед нами как писатель, которого волнуют проблемы нравственной чистоты и морального уродства.

- Вспомним, какие произведения А. Платонова мы читали раньше («Никита», «Неизвестный цветок», «Корова», «Еще - мама»)

-Кто главные герои этих произведений? (Дети)

- Что в них общего? (Доброта, внимание к людям и забота о них, наблюдательность, чуткость к окружающим)

- Чем необычны рассказы Платонова? (C сюжетом: нельзя предугадать дальнейшие события рассказа)

-Давайте вспомним биографию А. Платонова

2.Сообщение учащихся о писателе (+ демонстрация портретов писателя, изображений памятных мест)

3. Беседа с учащимися

- Каким вы представляете себе писателя? Нарисуйте словесную характеристику

-Сегодня мы познакомимся еще с одним произведением А. Платонова «Юшка». Какова же цель нашего урока? Подумайте, о чем хочет говорить писатель со своими читателями?

III.Изучение нового материала

1.Чтение рассказа «Юшка» (+ задание: разделить рассказ на смысловые части и озаглавить каждую часть. (Например: Как жил Юшка. Юшка и дети. Юшка и взрослые. Юшка и природа. Смерть Юшки. Дочь доброго Юшки.))

2.Анализ текста. Групповая работа

Группа 1 «Как жил Юшка»

- Как выглядел Юшка и как он работал?

-Важна ли для него его «внешняя» жизнь? Обоснуйте свою позицию

- Почему жители городка сверяли время «по Юшке»?

Группа 2 «Юшка и дети»

- Почему дети кидались в Юшку «предметами с земли»?: от злости; из-за чувства мести; от скуки ; чтобы проверить ,живой ли он; потому что подражали взрослым ? Обоснуйте свои ответы.

- Почему юшка не реагировал на действия детей и верил, что дети любят его?

Группа 3 «Юшка и взрослые»

- За что взрослые били Юшку?

- Почему они «приходили в ожесточение» от его кротости и часто желали ему смерти?

- Чем различаются мир Юшки и мир людей городка?

Группа 4 «Юшка и природа»

- Как вел себя Юшка, когда уходил из города?

-Как он воспринимал природу и выражал свою любовь к живым существам?

- Почему в мире природы он чувствовал себя лучше и даже болезнь отступала?

Группа 5 «Смерть Юшки»

- Почему Юшка «осерчал» на слова «веселого прохожего»?

- Зачем автор описывает портрет мертвого Юшки?

- Почему «без Юшки людям стало хуже»?

Группа 6 «Дочь доброго Юшки»

-Какую тайну Юшки читатель узнает в конце рассказа?

-Как кузнец догадался, что девушка спрашивает о Юшке?

- Найдите сходство и различие сцены на кладбище в рассказе «Юшка» и в финале повести Пушкина «Станционный смотритель»

Вывод. А. Платонов выступает в защиту «маленького человека». Эта тема поднималась в русской литературе Горьким, Андреевым, Чеховым, Л. Толстым, Пушкиным. Платонов утверждает право «маленького человека» жить на земле, жить так, как он считает для себя нужным, руководствуясь общечеловеческими нормами

3.Практическая работа

Задание: составить план характеристики Юшки и устно охарактеризовать.



Примерный план

1.Место героя в произведении.

2.Семейное и общественное положение; где и как живет.

3. Внешность, одежда.

4.Речь.

5.Цели в жизни.

6.Поступки, поведение. Отношение к нему окружающих.

7.Отношение автора к герою, его роль в произведении.

IY.Итог урока. Рефлексия деятельности

-С какой целью Платонов написал такой рассказ?

-Зачем Платонов делает героем человека совсем не героического?

- Прав ли был Юшка, говоря, что его любит народ?

Домашнее задание: прочитать рассказ А. Платонова «В прекрасном и яростном мире»