СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по литературе в 6 классе "Миф о Нарциссе"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок посящен разделу "Античная мифология". Содержит легенду о цветке нарциссе.

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературе в 6 классе "Миф о Нарциссе"»

РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ, 6 класс

ТЕМА: миф о Нарциссе.

ЦЕЛЬ: создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии критического мышления.

ЗАДАЧИ: познакомить учащихся с легендами народов мира о цветах;

развивать самостоятельность мышления;

формировать умение школьников работать с дополнительной литературой, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы;

стимулировать интерес к изучаемой теме и переживание радости взаимодействия с учителем и одноклассниками;

воспитывать потребность в бережном отношении к живой природе.

ОБОРУДОВАНИЕ: фильм «Миф о прекрасном цветке»,

компьютерная презентация “Миф о Нарциссе”.

ТИП УРОКА: урок новых знаний

МЕТОДЫ: наглядный, словесный, аналитический.



ХОД УРОКА

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Побуждение.

  1. Просмотр фильма «Миф о прекрасном цветке» ( создание эмоционального настроя)

  2. Прием «Аквариум».

- Какие цветы вы можете назвать?

- Какие из названных цветов вы любите больше всего?

- В чем причина вашей любви? Почему именно этот цветок вам нравится больше всего?

- А можете ли вы назвать какие-то приметы, связанные с этим цветком?

- А знаете ли вы о происхождении названия этого цветка?

- Назовите музыкальные, живописные, поэтические произведения, источником для создания которых послужили цветы?

- Как вы думаете, почему цветы вдохновляли людей искусства на создание своих творений?

- Откуда появились названия цветов?


Учитель литературы: Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов – этого хрупкого и драгоценного дара природы. Нет ничего поэтичнее и живописнее цветов – этой чудесной музыки, удивительной гармонии форм, линий, красоты. Легенды и сказки о цветах вдохновляли многих поэтов и композиторов. Поэзия и музыка, созданная ими, звучат как гимн природе, нежности, любви.

Цветы, как люди, на добро щедры,
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры.

Названия цветов приходили к нам из разных стран, но все рекорды бьет Древняя Греция. Да оно и понятно, здесь процветал культ красоты, и каждое из прекраснейших творений природы порождало прекраснейшую легенду.

Цветок, о котором мы будем сегодня говорить, в разные времена имел разное значение. В Греции он считался цветком погибших, в Риме – цветком победы, в Швейцарии в честь него устраивали праздник, а в Англии им увлекаются, как в Голландии тюльпанами.

- Что же это за цветок? Вспомните просмотренный фильм в начале урока. Определите тему нашего занятия.

Просмотр презентации «Мифы Древней Греции. Миф о Нарциссе».

Вопрос классу

- Что нового вы узнали о цветке Нарцисс из просмотренной презентации?

Чтение мифа с остановками. Ведение «Дневника двойной записи».

- Именно в Древней Греции появилась легенда о том, как гордый, самонадеянный юноша превратился в красивый нарцисс (чтение мифа по частям)

Дневник двойной записи.

Фраза важная для понимания

Почему данная фраза важна?

1 – предсказание оракула

Молвил правдивый Пророк: «Коль сам он себя не увидит»


2 – любовь нимфы Эхо

… лишь звук живым у нее сохранился.


3- наказание Нарцисса

Жажду хотел утолить, но жажда возникла другая


4- прозрение Нарцисса

Он-это я! Понимаю. Меня обмануло обличье! Страстью горю я к себе…


5- гибель Нарцисса

Не было тела нигде. Но вместо тела шафранный ими найден был цветок с белоснежными вкруг лепестками.


Обсуждение мифа.

Вопросы классу

- Давайте обсудим, о чем миф, какова главная идея, которая в нем заложена?

- Кто и как наказал Нарцисса?

- Как вы считаете, Афродита справедливо наказала Нарцисса?

- А мог ли он полюбить Эхо? Виноват ли он в том, что не ответил на чувство нимфы? А в чем его вина?

(В ходе обсуждения ученики приходят к выводу, что идея мифа – это бережное отношение к чувствам другого человека, великая ценность любви как таковой. Любовь – это дар богов, она всегда достойна уважения, вне зависимости от того, ответная она или безответная, а пренебрежение любовью всегда будет наказано).

- Как вы думаете, почему Нарцисс превратился именно в белый цветок?

(Белый цвет, белый цветок – символ траура в греческой мифологии. Это символ того, что каждый, кто замыкается в себе, любит только себя, пренебрегает чувствами других, закончит свою жизнь трагически).

- О каком качестве человека говорят, когда сравнивают его с Нарциссом?

- Есть ли фразеологизмы или устойчивые сочетания, связанные с этим мифом? Что они обозначают? Давайте проверим по фразеологическому словарю. (Нарциссизм - черта характера, заключающаяся в исключительной самовлюблённости).

Метод «Идеал» (для учащихся высокого уровня)

Н – наказанный за гордость

А – Аполлона достойный (по красоте)

Р - румяный

Ц – царственно красивый

И – изумительный по красоте

С - стройный

С – самовлюблённый



Метод «Синквейн» на тему «Нарцисс» (для учащихся продвинутого и среднего уровней)

Правила написания синквейна:

    • В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

    • Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными ).

    • Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).

    • Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).

    • Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.



Учитель литературы: “Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок”, - говорил великий сказочник Ганс Христиан Андерсен. И действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, именинах и празднествах, приходят в памятные даты. И дома и на работе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью – цветы необходимы, без их красоты беднее становится жизнь.

Всю жизнь цветы не оставляют нас.
Прелестные наследники природы –
Они заходят к нам в рассветный час,
В закатный час заботливо заходят.
Они нам продлевают время встреч,
Откладывают время расставанья.


Мы души и сердца должны беречь
От хищных рук, от зла и прозябанья.
Любая мысль возвышенной мечты
Тогда лишь перельётся в ликованье,
Когда пред нею склонятся цветы
Посредники живого пониманья.

С. Красиков.

Творческое задание.


Изобразить цветок и юношу Нарцисса
Составить небольшое стихотворение на эту тему.


3.ИТОГ УРОКА.

-Что понравилось в мифе, а что нет?
-Что запомнилось на уроке?
-Какое задание было трудным?

4.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Составить вопросы, тесты, кроссворд.
Пересказывать миф.