Этапы | Тема урока | Духовные ценности человечества. Нравственные заповеди в религиях мира. |
| Задачи урока | Воспитание личности, способной к правильному оцениванию жизни и себя, своих поступков с точки зрения норм духовно-нравственного поведения; формирование традиционного миропонимания и мировоззрения, познание окружающего мира во всем его многообразии; развитие системы отношений к миру, к другому человеку и к себе, построенных на соблюдении морально-нравственных заповедей и законов. |
| Цели урока | Образовательные: познакомить с религиозными миротворческими событиями мирового значения; дать представление об основных заповедях и главных ценностях мировых религиозных культур, представление о понятии: нравственные заповеди, самосовершенствование; организовать учебно-поисковую деятельность по выведению «золотого правила нравственности» учить продуктивным методам работы с публицистической информацией, аналитической обработке информации, представленной в табличной форме. Развивающие: способствовать развитию личностных УУД - стремлению к самосовершенствованию, самооценке, самоконтролю; способствовать развитию познавательных УУД - осознанию взаимосвязи многообразия культур и религий и общечеловеческих духовных ценностей; способности к сравнению и обобщению, построению доказательств, цепочек рассуждений, установлению причинно-следственных связей; способности логически мыслить, выдвигать гипотезы с последующим обоснованием. способствовать развитию регулятивных УУД – умению организовать рабочее место, работать в группе, учитывать позицию собеседника, работать по алгоритму; способствовать развитию коммуникативных УУД – умению работать в группе, учитывать позицию собеседника, корректно излагать свою точку зрения. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к сохранению культурного наследия народов мира, духовных ценностей; воспитывать личностные качества: толерантность, уважительное отношение к представителям другой веры, нравственным заповедям религиозных концессий, формировать ценностное отношение к мирному сосуществованию всех народов, учить осознанию собственного вклада в сохранение духовных и нравственных ценностей, опираясь на личный опыт; |
| Оборудование урока | Интерактивная доска, раздаточный материал, словарь, таблицы, карта, карточки, наглядные пособия. |
| Словарь урока | Духовная культура – 1) внутренний мир человека; 2) итог всех достижений человечества и отдельных людей; 3) умения, знания, обычаи, традиции; 4) все лучшее в мире, что было создано и сказано Духовные ценности – духовный капитал, лежащий в основе духовной культуры человека (состадание, милосердие, доброта, красота, семейные традиции). мораль – правила, нормы, которые определяют, какое поведение человека является правильным, а какое неправильным в конкретном обществе и в определенное время. Нравственность – это внутренние этические нормы, правила, принятые человеком, которыми он руководствуется в своем поведении и в отношениях с другими людьми. Самосовершенствование – это желание и стремление стать лучше, развивать в себе самое хорошее, работать над собой. Нравственные заповеди - правила, нормы поведения, краткое назидание, которые определяют правильное поведение человека, его путь к самосовершенствованию. |
I | РУУД Организация рабочего места | Приветствие, настрой на урок, напоминание об учебных принадлежностях, которые должны лежать на столе. Определение места раздаточного материала. |
| ЛУУД, МП Установление связи между учебной деятельностью и мотивом, уточнение типа урока | (слайд 1) Сегодня мы продолжим наше путешествие в страну, где учат различать добро и зло, помогают жить в мире и согласии, хранят духовные ценности и живут по законам нравственности. Перед вами фотографии удивительного сооружения. Как вы думаете, с какой целью оно было возведено? Чтобы вам было легче ответить на этот вопрос, воспользуйтесь словарем в ваших тетрадях. |
| ПУУД Выдвижение гипотез | Какие у вас возникли предположения, гипотезы? |
| ПУУД Активизация мыслительной деятельности учащихся через загадку | Хотите узнать назначение и местонахождение этого сооружения? Я приглашаю Вас в столицу Киргизии город Астану. Нашим проводником будет сегодня... Он поможет нам разрешить эту загадку. Устное сообщение учащегося. |
| МП Работа с картой | (слайд 2) Определение географического положения Казахстана, Астаны. |
| МП Анализ информации, представлен ной в устной и письменной форме | Рассказ учителя о съездах лидеров мировых и национальных религий в Астане. (слайд 3). Давайте прочтем воззвание участников съезда в Астане. (слайд 4) Итак, где находится данное сооружение? Как оно называется? Почему? (устно или письменно) |
| Работа в тетради | (слайд 5) Откройте тетради. Нам известна тема урока? Тогда оставьте место для написания темы. Зарисуйте вид дворца и напишите его название в тетрадь. |
II | КУУД Работа в парах. МП. Работа с таблицей. РУУД. Работа по алгоритму Усвоение нового вида деятельности с проговарива нием во внешней речи Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения | (слайд 6) Продолжим наше путешествие. Для решения следующей задачи вам понадобиться помощь друг друга, поэтому сейчас вы будете работать в паре. (Давайте вспомним правила совместной работы. (Обсуждать задание вполголоса, учитывать мнение другого члена группы, находить общее решение)). Найдите среди раздаточного материала задание № 1. Прочтите задание. Работая в паре, ознакомьтесь с информацией, представленной в таблице. После совместного обсуждения ответьте на вопросы. 1. Какие религии являются мировыми? 2. Сколько раз собирались лидеры мировых и национальных религий? 3. Как часто созывались съезды? 4. Как изменялось количество делегаций за это время? 5. Почему изменялось количество делегаций? Все пришли к такому же ответу? У кого выполнение этого задания вызвало затруднения? |
| ПУУД Формирование логических умений: построение цепочек рассуждения | Что нужно соблюдать в жизни, чтобы жить в мире и согласии? Без чего не может существовать ни одна страна? Для того, чтобы жить в мире и согласии, нужно соблюдать законы? Вы согласны со мной? Законы страны, по которой мы путешествуем, называются заповедями. Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них. |
| РУУД Работа с тетрадью. | (cлайд 7) Запишите тему урока в тетрадь: Духовные ценности человечества. Нравственные заповеди в религиях мира. |
| РУУД Физкуль минутка | Из-за парт тихонько встали, Руки к солнышку подняли, Потянулись высоко, Улыбнулись широко, Чуть улыбку подержали, Нежно ушки пощипали, Пошуршали, позвенели, И опять на место сели. |
| ПУУД Обмен мнениями. Домашняя работа. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения | На прошлом уроке мы уже говорили о духовности мира. Звучали разные версии. Какое домашнее задание я предложила вам исходя из ваших версий? Давайте послушаем ваши рассуждения на выбранные вами темы. Мир духовен. Мир бездуховен. В мире есть духовное и бездуховное. У кого это задание вызвало затруднение? |
| ЛУУД Рефлексия Формиро вание нравственноэстетичес ких ценностей | Вам понравились ваши рассуждения? А рассуждения ваших одноклассников? К какому выводу мы пришли? (Мир духовен, но очень хрупок, поэтому его надо беречь и хранить!) Что обычно хранится во дворцах? (Несметные богатства (царский дворец), произведения культуры (дворец культуры), человеческие чувства (дворец бракосочетания)). Дворец мира и согласия – хранитель духовности мира. С чем его можно сравнить? Где мы обычно храним самое дорогое? (В ларце) (слайд 8) |
| КУУД Групповая работа над формированием знаково-символических действий ПУУД Преобразова ние моделей с целью выявления законов | У меня в руках волшебный ларец. Сейчас он пуст. Давайте наполним его самым дорогим, что есть у человечества – духовными ценностями. Внесем свой личный вклад в укрепление духовности мира, в котором живем. Я предлагаю вам наполнить ларец, создав наш общий духовный мир. Обратите внимание на карточки, которые находятся у вас на столе. На них написаны различные слова, которые помогут вам создать наш духовный мир. Выбранные карточки складывайте в корзинки. Ребята, сидящие на последних партах, познакомят всех с тем, что у вас получилось. Давайте объединим наши усилия, сложив все в ларец. И будем стараться беречь наш духовный мир от разрушения, а значит жить по духовно-нравственным законам. Вот и мы внесли свой вклад в сохранение духовности мира. |
| ЛУУД Актуализация темы (работа над смыслообразованием) | Назовите источники духовности (семья, знания, книги, наставления мудрых людей, притчи и сказки) Сегодня я познакомлю вас с еще одним источником духовности мира – нравственными заповедями религий мира. |
| МП. Работа в тетради. Словарь. | Давайте пополним свой словарь. (слайд 9) Нравственные заповеди - правила, нормы поведения, определяющие духовный путь человека. |
III | МП. Работа с текстом. | Перед вами заповеди трех мировых религий. Давайте познакомимся с ними. Прочитаем их. (слайды 10,11,12) |
| РУУД Групповая работа МП Работа с таблицей. Организация исследования. ПУУД Анализ, сравнение, синтез, обобщение Преобразова ние моделей с целью выявления законов | (слайд 13) Перед вами находится таблица, в которой отражены основные нравственно-религиозные заповеди. Работая в паре, вы должны вместе найти те, которые говорят об одном и том же и соединить стрелочками между собой (каждый в своем листочке). Я прошу зачитать то, что у вас получилось. Все так думают? У кого это задание вызвало затруднение? Давайте сделаем вывод. О чем говорят все эти заповеди? ( О том, что нужно себя хорошо вести, никого не обижать, никому не делать плохо). Что нам нужно для этого? Работать над собой, стараться стать лучше. А значит (см. словарь) самосовершенствоваться. Обратите внимание на надпись под таблицей. «Золотое правило нравственности» - то, которое объединяет все здесь нами сказанное. Как оно может звучать? Назовем это законом жизни. Произнесем все вместе вслух. (Не делай другому того, чего не желаешь себе!) |
| Работа в тетради | Запишите золотое правило нравственности в тетрадь. (слайд 14) |
| Домашнее задание. | (слайд 15, 16) 1. Подчеркните в тексте обращения мировых духовных лидеров к людям слова и выражения, которые призывают жителей земли к сохранению духовности, мира и согласия. 2. Нарисуйте плакат, призывающий жителей земли к сохранению духовности, мира и согласия. 3. Напишите свое обращение, призывающее жителей земли к сохранению духовности, мира и согласия. 4. (слайд 17) Особо важное задание. |
IV | Закрепление Фиксация нового содержания урока | Вариант 1. В качестве повторения я прошу вас вспомнить все, о чем мы говорили на уроке и сформулировать самый интересный вопрос. Вариант 2. Как называется дворец, в котором собираются лидеры мировых религий? Чему учат нравственные заповеди? Что является духовными ценностями человечества? Как звучит золотое правило нравственности? |
| Окончание урока | Вам понравилось наше путешествие? Спасибо за творческую и активную работу на уроке. |